Содержание акта камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка – что это такое и задачи, составление акта и правила его оспаривания

Содержание акта камеральной проверки

Федеральная налоговая служба (далее – ФНС) осуществляет контроль, проводя документальные выездные, встречные и камеральные проверки.

Самой распространенной является та, которая проводится без предупреждения плательщика, на основании поданной отчетности, исключительно в помещении ФНС.

Налогоплательщик не может знать, когда такое мероприятие началось, и проводилось ли вообще. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) это и есть камеральная проверка.

Право на проведение проверок контролирующими органами закреплено ст. 31 НК РФ. Ст. 87 НК РФ определяет, какие аудиторские мероприятия может проводить ФНС. Определение сверки, цели, правила, порядок проведения камеральной налоговой проверки – нормы ст. 88 НК РФ. Согласно этой статье аудиту подлежит вся отчетность налогоплательщика – юридического, физического лица или налогового агента.

Камеральная налоговая проверка – сверка данных отчетности на предмет наличия арифметических и методологических ошибок. Осуществляется инспектором, администрирующим налог, по которому она сдана.

Проводится без предупреждения плательщика, не требует обязательного решения руководителя ФНС, как при документальной ревизии.

Осуществляется исключительно в помещении контролирующего органа.

При камеральном аудите инспектор проверяет отчетный период, за который подана декларация. Если должностное лицо при проведении проверки выявляет недостоверность задекларированных данных, оно вправе потребовать дополнительные документы, подтверждающие или опровергающие заявленные ранее отчетные суммы. Документы должны быть предоставлены на протяжении пятидневного периода.

Действия контролирующих органов, проводимые в рамках действующего законодательства, имеют ряд целей. Для камерального контроля это:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • аудит полноты взысканий по нарушениям, выявленным налогоплательщиком самостоятельно или по результатам выездного аудита;
  • контроль за полнотой начисления и уплаты налогов (сборов) по текущим платежам;
  • привлечение налогоплательщика, уклоняющегося от полноты декларирования сумм доходов, ответственности соответствующей формы (административной или уголовной);
  • определение рисков деятельности конкретного налогоплательщика как механизм отбора плательщика для проведения выездных проверок;
  • полнота и правомерность заявленной суммы налоговой льготы или вычета по НДС.

Задачи камеральной налоговой проверки

Проведение аудита отчетности плательщика преследует ряд задач, четкого списка которых не определено ни НК РФ, ни другим нормативным документом. Анализируя работу контролирующих ведомств, можно выделить следующие задачи:

  • выявление ошибок, недостоверной информации по декларациям;
  • подсчет полноты начисления налогов для перечисления в казну РФ, соблюдение платежной дисциплины;
  • анализ полноты пакета, своевременности сдачи отчетности;
  • сопоставление данных отчетности, баз данных ФНС и бухгалтерской документации плательщика;
  • анализ бухгалтерской документации на предмет соответствия заявленным по отчетности суммам доходов.

Отчетность, сданная контролирующему органу, должна быть прокамералена в течение 90 дней с дня подачи. Срок проведения камеральной проверки не может продлеваться на основании подачи дополнительных документов, пояснений или уточнений. Если плательщиком сдана декларация по НДС, например, 20 января, то сверка будет проведена не позже 20 апреля.

Обязанности уведомления налогоплательщика о начале инспектирования у налоговиков нет, нет необходимости принятия специального решения о таком начале.

Сама ревизия проходит в помещении органа ФНС, непосредственно с использованием баз данных и специализированных программ. После проведения аудита, по которому нарушений не выявлено, акт не составляется.

Окончание такого инспектирования сопровождается проставлением галочки в базе, плательщик может не знать, проверена ли отчетность.

После выявления нарушений по результатам сверки инспектор направляет проверяемому лицу письмо с просьбой пояснить детали и/или предоставить документы по запрашиваемым операциям, которые противоречат нормам действующего законодательства.

Ответ, при необходимости с пакетом документов, направляется почтой или предоставляется другим предусмотренным законом способом не позднее, чем через 5 дней с момента получения требования ФНС.

Аналогичный срок и для подачи уточненной декларации.

Правомерный запрос на предоставление дополнительных документов или письменного разъяснения не может быть отправлен позже трехмесячного срока после подачи декларации. Сотрудник ФНС может составить индивидуальный для каждого плательщика перечень необходимых документов, в который могут включаться справки, авансовые отчеты, ТТН, акты приема-передачи и т. д.

Дополнительные документы, предоставляемые контролирующему органу, должны быть заверены надлежащим образом. Требования относительно заверения документов по отдельности или пакетом отсутствуют.

Документы должны быть надлежащего качества, легко читаемыми, содержать необходимую информацию для проведения инспектирования.

Требований относительно обязательного составления описи документов законом не предусмотрено.

Период, за который подана декларация, может проверяться дважды. Первый раз – камерально, второй – при документальном аудите. Аудит отчетности за определенный период не является основанием для пропуска этого срока при плановой ревизии. И наоборот, проведение планового или внепланового документального аудита за период дает право не проверять декларацию камеральщикам.

Как оформляются результаты проверки

Требования к оформлению проверок определены ст. 100 НК РФ. Относятся только к тем случаям, по которым выявлены нарушения и акт будет содержать информацию о противоречиях законодательства с данными деклараций. Оформление результатов камеральной проверки производится тем же чиновником ФНС, которым проводилась сверка, так называемым в кругах предпринимателей – администратором.

Акт будет содержать сведения о несоответствиях отчетности, противоречиях с бухгалтерскими документами. Ошибки описываются по пунктам, каждое нарушение отдельно.

В выводах акта нарушения обобщаются по каждой отдельной статье НК РФ или ГК РФ, с обязательным указанием суммы и периода, где выявлены противоречия. Акт составляется не позднее 10 рабочих дней после окончания ревизии.

На протяжении 5 дней после составления акт налоговой проверки вручается должностному лицу организации (предпринимателю) лично или отправляется почтой с уведомлением о вручении.

Если плательщик не согласен с результатами аудита, на протяжении календарного месяца он может отправить или предоставить лично жалобу в тот орган ФНС, который вынес решение. После завершения срока на обжалование руководитель контролирующего органа на протяжении 10 рабочих дней принимает решение о привлечении плательщика к налоговой и/или административной ответственности.

Углубленная камеральная проверка

Некоторые виды камеральной сверки обязывают финансовый контролирующий орган углубленно изучить данные о деятельности плательщика. Во время проведения инспектор не только потребует дополнительные документы, но и проведет действия по опросу свидетелей, проведению экспертиз (например, документов), подтверждению или опровержению некоторых фактов в деятельности плательщика.

Углубленная камеральная проверка проводится всегда при подаче отчетов:

  • об использовании налоговых льгот;
  • об использовании природных ресурсов;
  • о возмещении НДС;
  • с расхождениями по НДС у контрагента в одной и той же операции;
  • об уточнении показателей декларации, поданной 2 и более года назад.

Как оспорить результат камеральной налоговой проверки

При несогласии с решением налогового органа плательщик вправе обжаловать его в вышестоящем органе или суде. Без рассмотрения органом высшего уровня составленного решения обращение в суд не имеет смысла. На рассмотрение жалобы выделяется 45 календарных дней с момента получения. Еще 3 дня – на принятие окончательного решения по результатам аудиторских мероприятий.

https://www.youtube.com/watch?v=qmEasXjiiR4

Вышестоящий орган может оставить решение без изменения, отменить или изменить, иногда даже в сторону увеличения доначислений. Если результат не удовлетворяет налогоплательщика – последнему стоит обратиться в суд. Рассмотрение споров с налоговым органом – юрисдикция арбитражного суда. Исковое заявление подается по правилам гражданско-процессуального законодательства.

Источник: https://sovets24.ru/1633-kameralnaya-nalogovaya-proverka.html

Акт камеральной проверки

Содержание акта камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по каждой поданной компанией или предпринимателем в ИФНС декларации (расчету) и не требует специальных распоряжений руководства инспекции. Осуществляется подобная проверка без выезда на место нахождения налогоплательщика.

Суть ее заключается в проведении автоматизированной сверки контрольных соотношений сведений деклараций и расчетов с базой данных за прошлые периоды и финансовой отчетностью.

Часто камеральная проверка ограничивается отслеживанием правильности арифметических расчетов в представленных декларациях.

Если расхождений или ошибок не установлено, то проверка на этом заканчивается. Законодательством не установлена норма, диктующая обязательное составление акта, если нарушения отсутствуют.

Но при выявлении фактов неправильного исчисления налогов, несоответствий, расхождений или ошибок инспектором составляется акт камеральной налоговой проверки, являющийся документом, констатирующим выявление нарушений по представленным компанией декларациям.

Разберемся, что отражается в этом документе, каким требованиям закона он должен соответствовать и в какие сроки составляться. 

Акт камеральной проверки: когда его оформляют

Итак, составлению акта предшествует проверка, осуществляют которую в течение 3-х месяцев с даты представления компанией декларации. Например, если поданы декларации 20 марта, то срок окончания проверки наступает 20 июня. Отражать документ должен только конкретные факты и выводы, основанные на действительности нарушений НК РФ.

Акт камеральной налоговой проверки, фиксируя результаты проведенного контроля, оформляется в десятидневный срок после ее окончания, т.е., если проверка завершена 20 мая, акт должен быть составлен 30 мая. Регламентирует составление акта ст. 88 и 100 НК РФ.

Они же обязывают инспектора перед оформлением документа принять и рассмотреть представленные налогоплательщиком разъяснения и документы.

Акт камеральной налоговой проверки, образец которого представлен ниже, составляется в 2-х экземплярах и в строго утвержденной форме. Он подписывается двумя сторонами – инспектором ИФНС и полномочным представителем проверяемой компании.

Руководитель компании, в которой проверка была проведена, должен быть ознакомлен с актом в течении 5-ти дней после его составления и заверить подписью факт ознакомления.

Структура и содержание акта проверки

Акт проверки содержит:

  • вводную часть, где приводятся общие сведения о проводимой проверке, компании (ее филиале), в которой она проводится;
  • описательный блок с раскрытием фактов нарушений налогового законодательства, базирующихся на документальных подтверждениях, изложенных с максимальной четкостью и систематизированием;
  • итоговую часть, т. е. выводы о результатах проверки и наличии налогового правонарушения, сведения о последствиях выявленных недостатков, а также вынесение предложений по их устранению.

Неотъемлемой частью акта являются приложения, оформляемые к нему. Это – доказательства с подтверждением фактов нарушений, связанных с начислением и уплатой налогов и пеней. К ним относятся необходимые пояснения, дополнения, справки, расчеты расхождений между заявленными компанией данными и установленными в ходе ревизии и другие документы, оформленные проверяющим инспектором.

Вручение акта камеральной налоговой проверки

Ознакомить руководство компании или ИП с актом камеральной проверки необходимо в течение пяти рабочих дней после даты его оформления. Проверяемые подписывают все экземпляры акта.

На экземпляре, остающемся в ИФНС, представителем фирмы делается запись о получении акта и заверяется подписью. Роспись в акте является подтверждением вручения акта, а не о согласии со всеми указанными в нем фактами.

Обычно налоговики уведомляют налогоплательщика о необходимости получения акта.

При отказе в получении акта ИФНС отправит его по почте по месту нахождения компании или адресу предпринимателя, предварительно сделав соответствующую отметку на последнем листе и заверив этот факт росписью инспектора. Выслать акт почтовым отправлением налоговая инспекция обязана также в 5-тидневный срок с момента составления акта.

Возражение на акт камеральной проверки

Если руководитель компании (предприниматель) не согласен с выводами акта проверки, то ему следует, не откладывая составить письменные возражения по акту камеральной проверки. Образец составления этого документа (т.е. его объясняющая часть) может быть, например, таким:

Возражения должны быть четко сформулированными, информативными, краткими с точным перечислением фактов, с которыми проверяемая компания не согласна.

Акт камеральной налоговой проверки: образец заполненный

Акт камеральной налоговой проверки, образец составления которого мы представили, весьма приблизителен. Он показан в публикации для общей наглядности.

Источник: https://spmag.ru/articles/akt-kameralnoy-proverki

Камеральная налоговая проверка: срок проведения и возражение на акт результатов

Содержание акта камеральной проверки

Налоговая инспекция может провести камеральную налоговую проверку декларации и другой отчетной документации налогоплательщика без его присутствия для того, чтобы удостовериться в правильности и законности поданной информации.

Акт камеральной налоговой проверки – это документ, в котором отражаются все ошибки и расхождения, выявленные по результатам контролирующих мероприятий.

Срок проведения камеральной налоговой проверки и выдача решений по ее результатам устанавливаются Налоговым Кодексом РФ. Также в законодательстве определен весь процесс проведения камеральных проверок.

Подробнее об этом можно узнать из статьи ниже.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Сроки камеральной проверки налоговой декларации установлены в пункте 2 статьи 88 НК РФ. Выделяют следующие отрезки времени:

  • Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня предоставления декларации, либо другой учетной документации в ИФНС. Это основной срок, его придерживаются во всех случаях, когда НК РФ не устанавливает иное.
  • Два месяца дается на работу с декларацией по НДС.
  • Шесть месяцев проверяется документация иностранных организаций.

Даты начала и окончания проверки определяются по правилам:

  • В обычных ситуациях, срок начинает течь сразу после предоставления в налоговую всех необходимых документов.
  • Если проверяемое лицо не предоставляет в установленный срок декларацию, то налоговые органы имеют право начать работу только по имеющимся у них документам. В этом случае срок начинает отсчитываться с даты, следующей за той, когда должна была быть предоставлена декларация.
  • Если конечная дата проверки выпадает на выходной или праздничный день, то она переносится на следующий рабочий день.

Для выдачи документов с результатами устанавливаются отдельные сроки.

Помимо этого законодательство оговаривает несколько ситуаций, когда сроки могут меняться Например, если последний день срока камеральной налоговой проверки приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то проверка должна быть завершена в ближайший следующий за ним рабочий день.

Предмет камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится в отношении следующих документов:

  • Деклараций, поданных как непосредственно перед проверкой, так и предоставленных в налоговый орган в более ранние сроки. Данное правило касается всех отчетных документов, которые компания подает и ИФНС.
  • Документации, полученной налоговыми службами в процессе проведения различных контролирующих мероприятий. Сюда можно отнести проверки кассовой техники, контроль за проведением валютных операций и т.д.
  • Заявлений и прочих обращений проверяемого лица в ИФНС.
  • Документации других контролирующих и исполнительных органов, например правоохранительных.

Помимо этого налоговые органы могут запрашивать дополнительные документы в следующих случаях:

  • Налогоплательщик подает заявление на возврат суммы НДС.
  • У него имеются льготы.
  • Проверяемая документация относится к использованию природных ресурсов и полезных ископаемых.

Для предоставления дополнительных документов проверяющие органы выставляют отдельное требование. Как подать документы по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке, читайте в рекомендации Системы Госфинансы

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при проверке

Помимо дополнительных документов налоговая может потребовать с проверяемого лица объяснения по выявленным фактам. Это может быть сделано в следующих случаях:

  • При камеральной проверке обнаружены ошибки или несоответствия в предоставленных документах.
  • Согласно предоставленным документам проверяемое лицо в отчетном периоде несет убытки.
  • При подаче уточненной декларации налоговые суммы, которые должны быть уплачены в бюджет, изменяются в меньшую сторону.

Статья 88 НК РФ для предоставления объяснений дает пять дней. Но при этом наказания за нарушение этого срока не предусмотрено. Равно как и за непредоставление объяснений.

Но без этого документа налоговая служба может сделать перерасчет налога в большую сторону или наложить на налогоплательщика штраф. Помимо этого ИФНС может инициировать дополнительную проверку путем изъятия документации, привлечения свидетелей и контрагентов предприятия.

Также инспекция вправе заморозить расчетные счета проверяемой организации.

Как действовать учреждению при проверке, читайте в рекомендации экспертов Системы Госфинансы В случае неисполнения требований налоговой инспекции могут быть приостановлены операции по банковским счетам организации.

 Обратите внимание!

Статья 21 НК РФ разрешает предприятиям не давать объяснения по требованию налоговой, но это не относится к случаю, когда проводится камеральная проверка.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная проверка проводится в следующем порядке:

  • Сначала документация проверяется в автоматическом режиме.
  • Если при таком способе не выявлено ошибок и недочетов, то она считается завершенной.
  • В случае, когда у налоговиков появляются вопросы, то они могут запросить у организации дополнительные документы или объяснения.
  • В случае если выявленные ошибки можно отнести к техническим, то налоговые службы запрашивают уточненную или откорректированную декларацию. Но в этом случае камеральная проверка начинается заново, также как и срок, отведенный на ее проведение.

Если проверяемое предприятие не согласно с выявленными ошибками, то оно может подать объяснительные документы, которые проверяющие органы обязаны принять к рассмотрению. Отправляются такие документы с помощью заказного письма или по специальным каналам связи.

В отдельных случаях ИФНС может вызвать представителя организации для дополнительной дачи объяснений.

Если в ходе проверки не было обнаружено ошибок, то по окончании установленного срока она считается завершенной. В этом случае проверяющие органы не составляют никаких документов (актов) и не уведомляют организацию об окончании мероприятия.

Оформление результатов проверки и составление акта проверки

Если в ходе проверки будут обнаружены нарушения налогового законодательства и выявлены ошибки, то составляется специальный документ- акт результатов камеральной проверки. В нем перечисляются все нарушения, указывается какие мероприятия нужно провести для их устранения (при наличии  таковых) и сообщается какое наказание (штраф) накладывается на проверяемого.

Акт должен составляться в установленной форме, с соблюдением всех требований. При его составлении налоговики руководствуются Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 за № ММВ-7-2/189.

Акт должен быть составлен не позднее, чем в десятидневный срок после завершения проверки. То есть для составления акта есть отдельный срок.

Акт составляется в двух экземплярах, один для проверяющей организации, другой для налогоплательщика.

На вручение акта ИФНС дается пять дней с момента его подписания руководителем (уполномоченным лицом).

Как оспорить результат проверки

Организация может подать возражения на акт камеральной налоговой проверки. Делается это в случае, если она не согласна с изложенными в акте фактами и примененными к ней наказаниями.

Для того чтобы подать возражения предприятию дается 15 дней. Срок начинает отсчитываться с момента получения организацией акта проверки. По окончании этого срока возражения не принимаются.

Возражение можно составить как в отношении всего акта, так и отдельное его части (пункта).

Возражение составляется по форме, которую рекомендует ФНС (информация ФНС от 16.04.2018). В нем указываются пункты акта, с которыми предприятие не согласно. Для подтверждения оснований для возражения к нему можно приложить копии документов. 

Эксперты журнала Зарплата в учреждении составили подробный план оформления возражения чтобы вам было проще подготовить документ для налоговой.

Возражение подписывает либо руководитель предприятия, либо лицо, имеющее на это полномочия. Документ можно отвести в ИФНС лично, либо направить по почте.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/102900-qqq-01-22-kameralnaya-nalogovaya-proverka

Камеральная проверка налогов: акт камеральной проверки, сроки камеральной налоговой проверки

Содержание акта камеральной проверки

Камеральная проверка является одним из практических правомочий налогового органа. Основное ее назначение — проверка деятельности субъектов на полное соответствие налоговому законодательству. Т.е.

посредством такой проверки налоговый орган осуществляет свои контрольные функции.

Но помимо полномочий, на ФНС ложится и ряд обязанностей, поэтому проведение камеральной проверки должно проходить в установленном порядке, о каком и пойдет речь далее.

1. Порядок и сроки камеральной проверки 2. Оформление результатов камеральной проверки (акт) 3. Последствия камеральной проверки

Порядок и сроки камеральной проверки — предписание законодательства

В достаточном виде порядок проведения такой проверки описан в ст. 88 НК РФ. Основное правило — это ее одностороннее назначение.

В соответствии с обозначенной статьей, для этого не требуется распоряжение руководителя органа или согласие самого налогоплательщика.

Проверка проводится без наличия какой-либо уполномочивающей документации, и для этого достаточно только решения инспектора, работающего на данном участке.

Важно! Налогоплательщики не уведомляются о точном времени проведения такой проверки, поэтому указывать инспектору на отсутствие документального предупреждения нет смысла.

Единственное, на что можно сослаться — это что-то вроде срока давности, т.к. проверка если и планируется, то должна быть проведена в течение 3-х месяцев с момента подачи налоговой декларации.

По истечении этого срока камеральная проверка не проводится.

Собственно сам процесс состоит из подробного изучения документации и сверки этих данных с данными, указанными в налоговой декларации. Проверяющие субъекты имеют право на следующие действия:

  • истребование необходимой документации у налогоплательщика и у его контрагентов (ст. 93-93.1 НК РФ);
  • сбор свидетельских показаний;
  • назначение и проведение профильных экспертиз;
  • привлечение независимых экспертов;
  • осмотр не относящихся к делу документов (только с согласия налогоплательщика).

Что касается сроков камеральной проверки, то таковые законодательством не предусмотрены. Т.е. проверка может быть проведена как в один этап, так и в несколько. Если процедура делится на несколько частей (дней), то на это у инспекторов должны быть причины, которые затем указываются в итоговом заключении.

Если несоответствия все-таки были выявлены, то проверяющий инспектор направляет налогоплательщику письменное требование о предоставлении им соответствующих объяснений и уточнений (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Когда имеется соответствующая документация и действия налогоплательщика не содержали признаки намеренного нарушения, то в налоговую декларацию вносятся необходимые дополнения.

После их внесения трехмесячный срок вновь возобновляется.

Важно! Полученное налогоплательщиком требование о внесении уточнений в декларацию должно быть удовлетворено в течение 5 дней. Хотя данные допускается предоставлять по почте, рекомендуется делать это лично, т.к. несоблюдение сроков направления уточнений приравнивается к отказу в предоставлении таковых.

Оформление результатов камеральной проверки (акт)

Здесь нужно знать, что при отсутствии каких-либо нарушений, налогоплательщик не получает никакого уведомления об этом — т.е. если после проверки из ФНС не пришло никакого сообщения, значит в документации никаких нарушений/расхождений выявлено не было.

Если после предоставления уточнений, налоговым органом будут выявлены нарушения, то по результатам проверки будет составлен итоговый акт, в котором указываются следующие данные:

  • дата проведения проверки;
  • проведенные в процессе действия;
  • наименование предоставленных документов;
  • предоставление уточнений в ФНС;
  • выявленные нарушения;
  • реквизиты налогового органа и проведшего проверку инспектора.

Указанный акт должен быть направлен налогоплательщику в течение 5-ти дней с момента его составления. Последнему налоговое законодательство выделяет ровно 1 месяц с момента получения такого акта для направления претензий в адрес начальника налогового органа.

Здесь же могут отмечаться и возможные допущенные нарушения в ходе проверки.

Далее, спустя еще 10 дней с момента окончания месячного срока, начальник налогового органа должен ознакомиться с материалами проверки, а также с возражениями/претензиями со стороны налогоплательщика, и вынести окончательное решение.

Важно! Налогоплательщик в обязательном порядке уведомляется о времени и месте ознакомления с материалами проверки. Сообщение направляется любым доступным образом.

Последствия камеральной проверки

Если выявленное нарушение будет подтверждено, то в отношении налогоплательщика будут применены некоторые виды санкций (в зависимости от тяжести нарушения):

  • финансовые санкции — в зависимости от умысла могут выражаться в виде штрафа в твердой денежной сумме (50-50 000 рублей), либо в процентном соотношении (5-40%);
  • приостановление деятельности (при этом срок может неоднократно продлеваться);
  • административная ответственность (в отношении руководителя);
  • уголовная ответственность (в отношении руководителя).

С самого начала за налогоплательщиком обозначается право обращения в органы Прокуратуры РФ, которая осуществляет надзорные функции, в том числе и за деятельностью ФНС.

(430 голос., 4,61 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/kameralnaya-proverka-procedura-sroki-posledstviya/

Про закон
Добавить комментарий