Приобретение автотранспортных средств для последующей их эксплуатации в организации

Учет автотранспортных средств

Приобретение автотранспортных средств для последующей их эксплуатации в организации

Источник: Издательский домНалоговый Вестник /

С.Ю. Матвеев,
эксперт

1. Приобретениеавтотранспортных средств Приприобретении автотранспортного средствапо договору купли-продажинеобходимополучить от продавцасчет-фактуру и накладную, подтверждающуюколичество, стоимостьи факт передачиприобретенного транспортного средства отпоставщика.

Объекты основных средствпринимаются к бухгалтерскому учету наосновании Актао приеме-передаче объектаосновных средств (кроме зданий, сооружений)(унифицированнаяформа N ОС-1, утвержденнаяпостановлением Госкомстата России от21.01.2003N 7), утвержденного руководителеморганизации.

На основании этогодокументабухгалтерия организацииоткрывает на автотранспортное средствоинвентарнуюкарточку (унифицированнаяформа N ОС-6). В соответствии с п. 5Положения по бухгалтерскому учету “Учетосновныхсредств” ПБУ 6/01, утвержденногоприказом Минфина России от 30.03.2001N 26н,транспортные средства относятся к основнымсредствам.

Для целей бухгалтерскогоучета основные средства учитываются попервоначальнойстоимости, которой согласноп. 8 ПБУ 6/01 признается сумма фактическихзатраторганизации на их приобретение, заисключением НДС и иных возмещаемыхналогов(кроме случаев, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации).

В первоначальную стоимостьприобретенного автотранспортного средствавключаетсястоимость автомобильных шин,находящихся на колесах и в запасе приавтотранспортномсредстве.

Фактическими затратами наприобретение автотранспортного средстваявляетсясумма, уплачиваемая в соответствиис договором, заключенным с поставщиком,атакже регистрационный сбор,государственные пошлины и другие платежи,произведенныев связи с регистрациейавтомобиля в порядке, установленномзаконодательствомРоссийской Федерации.

Кроме того, в первоначальную стоимостьавтотранспортных средстввключаютсязатраты организации по ихприведению в пригодное для использованиясостояние.Это могут быть расходы, связанныес установкой дополнительногооборудования,автосигнализации,проведением антикоррозийной обработки идр. Согласно п.

8 ПБУ 6/01 фактическиезатраты на приобретение основныхсредствопределяются (уменьшаются илиувеличиваются) с учетом суммовых разниц,возникающихв случаях, если оплатапроизводится в рублях в сумме,эквивалентной сумме виностранной валюте (вусловных денежных единицах).Фактические затраты, связанные сприобретением основных средств, заисключениемНДС, отражаются по дебету счетаучета капитальных вложений вкорреспонденциисо счетами учета расчетов:

Д-т 08 “Вложения во внеоборотныеактивы” К-т 60 “Расчетыс поставщиками иподрядчиками” – отраженыкапитальныевложения на приобретениеслужебного автомобиля.

Сумма НДС поприобретенному легковому автомобилюотражается записью:

Д-т 19 “Налогна добавленную стоимость по приобретеннымценностям” К-т60 – учтена сумма НДС поприобретенному автомобилю.

Принятиеобъектов основных средств к бухгалтерскомуучету в соответствии сп. 38 Методическихуказаний по бухгалтерскому учету основныхсредств, утвержденныхприказом МинфинаРоссии от 13.10.

2003 N 91н (далее – Методическиеуказанияпо учету основных средств),осуществляется на основании утвержденногоруководителеморганизации акта (накладной)приемки-передачи основных средств, которыйсоставляетсяна каждый отдельныйинвентарный объект, и иных документов, вчастности подтверждающихихгосударственную регистрацию вустановленных законодательством случаях.Такимобразом, до тех пор пока автомобиль непрошел государственную регистрацию вГИБДД,он числится в бухгалтерском учетеорганизации на счете 08 “Вложениявовнеоборотные активы”.Государственная регистрацияавтотранспортного средства в ГИБДДотражается следующимизаписями:

Д-т08 К-т 76 “Расчеты с разными дебиторами икредиторами” -отражена суммарегистрационного сбора;

Д-т 76 К-т 51″Расчетные счета” -уплаченрегистрационный сбор.

Припринятии объекта основных средств кбухгалтерскому учету фактическиезатраты,учтенные на счете учетакапитальных вложений, относятся в дебетсчета учетаосновных средств (п. 27Методических указаний по учету основныхсредств):

Д-т 01 “Основныесредства” К-т 08 -отражена передачаавтотранспортных средств в эксплуатацию.

Если суммовая разница возникает последаты принятия объекта к учету на счете01, тоорганизация имеет все основания отнести еена счет 91 и учесть в составепрочих доходовили расходов. Этот вывод сделан наосновании п. 14 ПБУ 6/01, в котором в качествеобщегоправила содержится запрет наизменение стоимости основных средств, покоторойони приняты к учету.

Несовпадение первоначальнойбухгалтерской и налоговой стоимостиавтотранспортногосредства приводит к тому,что суммы амортизации, начисляемые вбухгалтерскомучете, будут отличаться отсумм амортизации, начисленных в налоговомучете,даже если сроки полезногоиспользования и способы начисленияамортизации вбухгалтерском и налоговомучете по данному объекту будут одинаковыми.

Это, в свою очередь, приводит кобразованию постоянных и (или) временныхразниц,которые подлежат учету всоответствии с требованиями Положения побухгалтерскомуучету “Учет расчетов поналогу на прибыль” ПБУ 18/02,утвержденногоприказом Минфина России от19.11.2002 N 114н.

В бухгалтерском учетеначисление отложенного обязательстваотражается следующейзаписью:

Д-т 68″Налог на прибыль” К-т 77.

Вдальнейшем образовавшаясяналогооблагаемая временная разница будетпостепеннопогашаться по мере начисленияамортизации по автомобилю.

Для целейналогообложения прибыли первоначальнаястоимость автотранспортногосредства,приобретенного по договору купли-продажи,определяется как суммарасходов на егоприобретение, доставку и доведение досостояния, в которомоно пригодно дляиспользования, за исключением сумм налогов,подлежащих вычетуили учитываемых в составерасходов в соответствии с п. 1 ст.

257Налоговогокодекса Российской Федерации (НКРФ). Таким образом, правилаформирования первоначальной стоимостиавтотранспортногосредства в бухгалтерскоми налоговом учете в целом совпадают.

Приэтом надоучитывать, что для ряда расходовглавой 25 НК РФ установлен особыйпорядокучета, и такие расходы, даже если онифактически связаны с приобретениемавтотранспортногосредства, должныучитываться для целей налогообложенияприбыли именно в этомособом порядке.Согласно п. 5.

3 Методическихрекомендаций по применению главы 25″Налогна прибыль организаций” частивторой Налогового кодекса РоссийскойФедерации,утвержденных приказом МНС Россииот 20.12.2002 N БГ-3-02/729 (далее -Методическиерекомендации по применениюглавы 25 НК РФ), к таким расходам относятся:- расходы, не учитываемые для целейналогообложения, напримерсверхнормативныесуточные (ст.

270 НК РФ);- расходы, отнесенные главой 25 НК РФ квнереализационным, например процентыпозаемным средствам или суммовые разницы (ст.265 НК РФ); – прочие расходы, для которыхотдельными положениями главы 25 НК РФустановленособый порядок их признания вуменьшение прибыли. Перечень прочихрасходовприведен в подпунктах 2-5 п. 1 ст. 253НК РФ.

Статьей 171 НК РФ закреплено, чтоиз общей суммы НДС, причитающейся к уплатевбюджет, подлежат вычету суммы налога,предъявленные налогоплательщику иуплаченныеим на территории РоссийскойФедерации при приобретении товаров (работ,услуг),предназначенных для осуществленияпроизводственной деятельности. Данноесписаниепроизводится в полном объеме послепринятия объекта основных средств кучету(п. 1 ст. 172 НК РФ). Исключений дляслужебных автомобилей и микроавтобусов несделано; следовательно,бухгалтер имеетправо делать следующую проводку:

Д-т 68 “Расчеты по налогам исборам” К-т 19 -предъявлена к зачетусумма НДС по приобретенному служебномуавтотранспортномусредству.

Пример1.

В 2001 году организация приобрелалегковой автомобиль для служебных целейсмощностью двигателя 90 л .с. по цене 236 000 руб.(в том числе НДС – 36000 руб.).

За регистрациюавтомобиля в ГИБДД организация уплатиларегистрационныйсбор в размере 1000 руб. Всерасчеты были осуществлены в безналичнойформе.

В бухгалтерском учете сделаныследующие проводки:

Д-т 08 К-т 60 – 200 000 руб. – отражена стоимостьприобретениялегкового автомобиля;

Д-т 19 К-т 60– 36 000 руб. – отражен НДСпоприобретенному легковому автомобилю;

Д-т 08 К-т 71 “Расчеты сподотчетными лицами” -1000 руб. -отражены суммы, уплаченные за постановку научет в ГИБДД, выдачуномерных знаков и томуподобные расходы;

Д-т 60 К-т 51 -236 000 руб. – оплачены счетапо приобретениюлегкового автомобиля;

Д-т 01 К-т 08– 201 000 руб. – оприходованлегковойавтомобиль по полной первоначальнойстоимости;

Д-т 68 К-т 19 – 36 000 руб.- принята к зачетусумма НДС по покупкелегкового автомобиля (послегосударственной регистрации).

Всоответствии со ст. 223 Гражданского кодексаРоссийской Федерации (ГК РФ)принятие кучету приобретаемого транспортногосредства должно осуществлятьсяна моментперехода права собственности.

Какпоказывает практика, многие бухгалтерыпринимают транспортные средствак учетулибо при отсутствии акта приема-передачи(формы N ОС-1), либо при егоналичии, но безувязки даты составления акта и датыперехода права собственности,что такжеприводит к неправомерному отражению вбалансе имущества, неявляющегосясобственностью организации.

Нередко дата перехода права собственностина приобретаемоетранспортное средствоможет быть иной, нежели момент передачиавтомобиля иподписание сторонами актаприема-передачи.

2. Амортизацияавтотранспортных средств

Вбухгалтерском учете амортизацияавтотранспортных средств начисляется вобщеустановленномпорядке в соответствии стребованиями ПБУ 6/01. При принятииавтотранспортного средства кбухгалтерскому учету определяетсясрок егополезного использования и способначисления амортизации.

Дляустановления срока полезногоиспользования автотранспортногосредства,приобретенного после 1 января 2002года, может использоватьсяКлассификацияосновных средств, включаемыхв амортизационные группы, утвержденнаяпостановлениемПравительства РФ от 01.01.2002 N 1(далее – Классификация).

Срок полезногоиспользования, установленный в моментпринятия автотранспортногосредства кучету, в общем случае изменению не подлежит.

Из этого правила есть только одноисключение: срок полезногоиспользованияможет быть пересмотрен(увеличен) по окончании реконструкции илимодернизацииавтотранспортного средства,если в результате проведенных работвыявлено улучшение(повышение)первоначально принятых нормативныхпоказателей его функционирования.

Дляцелей бухгалтерского учета амортизацияавтотранспортного средстваможетначисляться одним из четырех способов:- линейным; – способом уменьшаемогоостатка; – способом списания стоимостипо сумме чисел лет срока полезногоиспользования; – способом списаниястоимости пропорционально объемупродукции (работ).

Никаких ограниченийпо выбору того или иного способа начисленияамортизациибухгалтерскимзаконодательством не установлено. Естьтолько одно требование: по группеоднородных объектов амортизациядолжнаначисляться одним способом.

Этозначит, что если в организации есть двалегковых автомобиля, тоамортизироватьсяони должны одним способом:нельзя, например, начислять амортизацию поодномуавтомобилю линейным способом, а повторому – способом уменьшаемого остатка.Для целей налогообложения прибыли амортизация по транспортномусредствуначисляется в порядке, предусмотренном ст.258 и 259 НК РФ.

При принятииавтотранспортного средства к налоговомуучету прежде всего необходимоопределить, ккакой амортизационной группе всоответствии с Классификациейоноотносится. Всего для целейналогообложения предусмотрено 10амортизационных групп.

Отнесяавтотранспортное средство к конкретнойамортизационной группе,организациясамостоятельно выбирает любойсрок его полезного использования (вмесяцах)в рамках тех сроков, которыеустановлены для данной амортизационнойгруппы.

Никакого дополнительногообоснования выбора того или иногоконкретного срокаэксплуатации, принятогодля объекта в рамках установленных дляамортизационнойгруппы сроков, не требуется(см. разд. 5.3 Методических рекомендаций поприменениюглавы 25 НК РФ). Еслиорганизация приобрела не новоеавтотранспортное средство, то онаможетопределять норму амортизации с учетомсрока полезного использования,уменьшенногона количество месяцевэксплуатации объекта предыдущимисобственниками (п. 12ст. 259 НК РФ). Инымисловами, амортизационные отчисления могутрассчитываться исходя из оставшегосясрокаслужбы автотранспортного средства.Если срок фактического использования упредыдущих собственников окажетсяравнымили превышающим срок полезногоиспользования, определяемый согласноКлассификации,организация вправесамостоятельно определить срок полезногоиспользования автотранспортногосредства сучетом требований техники безопасности идругих факторов.

Пример 2.

Организация приобрелаподержанный автомобиль. Договорнаястоимость автомобиля- 118 000 руб (в том числеНДС – 18 000 руб.). За регистрацию автомобилявГИБДД организация уплатиларегистрационный сбор в размере 1000 руб.

Срокслужбы автомобиля у предыдущеговладельца – 2 года. Норма амортизации – 14,3%,нормативный срок службы – 7 лет.Предполагаемый срок службы упокупателя составит 5 лет; при этом годоваясуммаамортизации у нового собственникаавтомобиля будет составлять 20 200 руб.

[(100000руб. + 1000 руб.) : 5 лет], в том числе ежемесячная- 1683 руб., или 20% в год. В бухгалтерскомучете операции по приобретениюавтотранспортного средства,бывшего вэксплуатации, отражаются следующимобразом:

Д-т 08 К-т 60 – 100 000 руб.

-отражена стоимостьприобретения легковогоавтомобиля по договору;

Д-т 19 К-т 60 – 18 000 руб. – отражен НДСпоприобретенному легковому автомобилю;

Д-т 08 К-т 76 – 1000 руб. – отраженысуммы,уплаченные за постановку на учет вГИБДД, прохождение технического осмотраивыдачу номерных знаков;

Д-т 76 К-т 51

Юридические статьи »

Источник: https://www.lawmix.ru/articles/43562

Автомобиль в компании: принимаем к учету

Приобретение автотранспортных средств для последующей их эксплуатации в организации

Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи.

Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи.

Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.

На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.

Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.

Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Оформление автомобиля

Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).

Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61.

Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль.

Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

В случае, если автомобиль взили в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам. 

Входной НДС, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины.

Если организация примет к вычету НДС до регистрации авто в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете.

Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами целесообразно принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.

Начисление амортизации

Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01).

В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.

Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).

Срок полезного использования для грузовиков

АвтомобильСрок полезного использования (код ОКОФ)
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны Свыше 3 до 5 лет включительно (код 15 3410191)
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно (код 15 3410020)
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410195 — 15 3410197)
Автомобили-тягачи седельные Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410210 — 15 3410216)

Совет: Выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку

Что делать, если вы приобрели б/у авто и в учете продавца он полностью самортизирован?

Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Пример
Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

  • Дебет 01, Кредит 08 — 500 650 руб. – автомобиль принят к эксплуатации;
  • Дебет 20, 26, 44, Кредит 02 — 8344,16 руб. – начислена месячная сумма амортизации.

Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации.

В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля.

Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.

При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.

Как оформить ОСАГО бухгалтеру

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ.

Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы.

Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Транспортный налог на авто в компании

По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

Если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства.

Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ).

При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем.

По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/409

Учет купленного автомобиля: налоги и бухгалтерские проводки

Приобретение автотранспортных средств для последующей их эксплуатации в организации

Источник: журнал «Главбух»

Помимо договора, главный документ, скоторого начинают учет купленного автомобиля — это акт приемки-передачи по форме № ОС-1 или по свободной форме. Кто его будет составлять — вы или продавец — зависит от того, новая машина или нет.

Так, на новые автомобили продавец, например автосалон, обычно выписывает накладные. Но акт по форме № ОС-1 автосалон не составляет, поэтому вам надо будет заполнить его самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то попросите у продавца, чтобы именно он составил данный акт. При этом включил туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете. А именно амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.

Вместо отдельного акта продавец вправе выдать вам УПД. Но соглашаться на этот документ можно только в одном случае — если все перечисленные нами данные продавец дополнительно укажет в универсальном документе. Это не запрещено (письмо ФНС России от 24 января 2014 г. № ЕД-4-15/1121).

Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым машинам, а это вашей компании невыгодно.

В любом случае независимо от того, какую машину купили, на нее как на основное средство оформите инвентарную карточку (форма № ОС-6).

Когда у вас есть на руках акт, можно спокойно оформлять учет купленного автомобиля.

Определите первоначальную стоимость автомобиля

В первоначальную стоимость нужно включать цену автомобиля согласно договору, а также другие расходы, связанные с его приобретением (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 8 ПБУ 6/01). Разберем, что относится к таким расходам, а что нет.

Госпошлина за регистрацию машины в ГИБДД. Ее безопаснее включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такое требование уже давно предъявляют чиновники (письмо Минфина России от 29 сентября 2009 г. № 03-05-05-04/61).

И их позиция не изменилась. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то инспекторы могут обвинить компанию в занижении налога на прибыль Ведь, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

Проценты по автокредиту. Если для покупки автомобиля компания взяла кредит то проценты по нему не надо включать в первоначальную стоимость.

Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам (письмо ФНС России от 29 сентября 2014 г. № ГД-4-3/19855).

Но при этом проценты по кредиту нужно нормировать, то есть списывать в пределах ставки рефинансирования, умноженной на коэффициент 1,8 (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

Входной НДС. Налог, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Компания вправе принять его к вычету в общем порядке.

Дополнительное оборудование. Налоговики считают установку любого дополнительного оборудования модернизацией, расходы на которую надо списывать через амортизацию (ст. 257 НК РФ). Поэтому безопаснее всего расходы на сигнализацию и прочий тюнинг включать в первоначальную стоимость автомобиля. Причем независимо от того, в салоне куплена машина или с рук.

Если вы готовы поспорить с инспекцией, то можете не включать дополнительное оборудование в стоимость машины. Ведь при его установке характеристики и назначение автомобиля не изменяются. Поэтому, если оно стоит больше 40 000 руб., его надо учесть как отдельное основное средство.

А если меньше-то все расходы можно признать в текущем периоде (постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июня 2008 г. по делу № А05-12045/2007). Правда, по поводу некоторых видов оборудования судьи поддерживают налоговиков.

Например, считают, что после установки отопителей (так называемой печки) эксплуатационные характеристики меняются — например, увеличивается моторесурс двигателей, уменьшается расход топлива. А значит, речь идет о дооборудовании (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2012 г.

по делу № А19-6806/2011). Поэтому надо увеличивать первоначальную стоимость машины.

Что касается магнитолы, то она обычно входит в базовую комплектацию, то есть заложена в общей цене. Значит, автоматически попадает в первоначальную стоимость машины. Но если все же пришлось докупить магнитолу отдельно, то в бухучете в зависимости от стоимости (до 40 000 руб.

или выше) такие расходы надо учитывать единовременно или списывать через амортизацию. В налоговом учете возможны претензии инспекторов. Они могут решить, что данные затраты необоснованны, так как не направлены на получение дохода.

Некоторым компаниям в суде удается обосновать затраты следующими аргументами. Приобретение автомобильных магнитол направлено на обеспечение нормальных условий труда, психологическую разгрузку водителей.

В итоге повышается производительность труда (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 июня 2011 г. по делу № А53-15050/2010).

Начисление амортизации

Главный вопрос по амортизации машин — с какого числа ее начислять?

В бухучете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект принят на учет в составе основных средств (п . 21 ПБУ 6/01). То есть амортизацию рассчитывают по любым машинам, пригодным к эксплуатации, даже если никто на них пока не ездит.

В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Дату, когда это случилось, желательно зафиксировать в акте о вводе автомобиля в эксплуатацию. Такой документ подтвердит, что компания начала использовать автомобиль. Следовательно, появилось право начислять амортизацию по нему.

Как только вы определитесь с датой начала амортизации, нужно установить срок полезного использования машины. В течение его можно будет списывать первоначальную стоимость.

По новым машинам возьмите срок из классификации основных средств (см. таблицы ниже). Там указан интервал, например, по легковым автомобилям срок может быть свыше трех до пяти лет включительно. Здесь воспользуйтесь законной хитростью — выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку.

Срок полезного использования легковушек

Автомобиль Срок полезного использования (код по Обще-российскому классификатору основных фондов)
Легковые автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и выcшего класса Свыше 7 до 10 лет включительно. В ОКОФ это коды 15 3410130 — 15 3410141
Остальные легковушки Свыше 3 до 5 лет включительно. В ОКОФ это код 15 3410010

Срок полезного использования грузовиков

Автомобиль Срок полезного использования (код по Обще-российскому классификатору основных фондов)
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны* Свыше 3 до 5 лет включительно. В ОКОФ это код 15 3410191
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно*, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно. В ОКОФ это код 15 3410020
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн* Свыше 7 до 10 лет включительно. В ОКОФ это коды 15 3410195 — 15 3410197
Автомобили-тягачи седельные В ОКОФ это коды 15 3410210 — 15 3410216

* Грузоподъемность можно определить на основании ПТС (паспорт транспортного средства) или по сертификационной табличке, находящейся в машине.

Но основная сложность на практике возникает со сроком использования подержанных машин. Для них срок полезного использования можно уменьшить на период эксплуатации продавцом (п. 7 ст. 258 НК РФ). При этом транспорт нужно включить в ту же амортизационную группу, в которой он числился у продавца (п. 12 ст. 258 НК РФ).

Но если бывший собственник не предоставит такую информацию, то надо будет определить срок как по новому автомобилю. А это невыгодно, поскольку срок полезного использования у них больше, чем у подержанных машин.

Поэтому обязательно попросите бывшего собственника, чтобы в акте приемки-передачи машины были написаны амортизационная группа, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации.

Причем даже если срок использования получится менее года, автомобиль безопаснее амортизировать. Это позволит избежать претензий инспекторов. Например, компания приобрела машину. Срок полезного использования составляет 37 месяцев, срок эксплуатации продавцом — 27 месяцев. В этом случае понадобится начислять амортизацию как минимум в течение 10 месяцев.

Возможно, в учете продавца автомобиль полностью самортизирован. Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить, например, технический специалист компании исходя из состояния автомобиля.

Но устанавливать короткий срок, например месяц, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее, не стоит.

Ведь если компания при этом фактически будет эксплуатировать машину несколько лет, инспекторы посчитают расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/47596-uchet-kuplennogo-avtomobilya-nalogi-i-buhgalterskie-provodki.html

Про закон
Добавить комментарий