Правила передачи сведений по НДС в налоговые органы

Как ответить на требование при камеральных проверках декларации по НДС

Правила передачи сведений по НДС в налоговые органы

С этого года отвечать на требования налоговых органов можно только в электронной форме. Также принят новый формат направления пояснений к декларации по НДС. В статье вы найдете инструкцию по ответу на требования, а также узнаете, какие есть нюансы при ответе на разные виды требований.

Вы получили требование от налоговой инспекции предоставить пояснения по декларации. Каковы ваши дальнейшие действия:

Шаг 1. Вы должны отправить квитанцию о получении в течении 6 дней со дня получения (п.5.1. ст. 23 НК РФ). Если в отведенный срок вы это не сделали, то инспекторы вправе в течение 10 дней по истечении срока передачи квитанций принять решение о приостановлении операций по счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Шаг 2. Проверить по какой форме направить пояснение. Представить электронные пояснения компания должна, если инспекторы запросили их на основании п. 3 ст. 88 НК РФ. Пояснения и иные требования компания вправе направить на бумаге, если сдавала бумажную декларацию.

Шаг 3. Выяснить, какие расхождения надо пояснить. Для этого налоговики в своем требовании указывают на допущенные плательщиком ошибки, используя специальную кодировку. Например, по контрольным соотношениям, отсутствующим в книге продаж счетам-фактурам, расхождениям в книге покупок и т.д. Для этого налоговики в своем требовании используют специальную кодировку.

  • Код ошибки 1 означает, что: в налоговой декларации контрагента отсутствует запись об операции; контрагент не отчитался по налогу на добавленную стоимость за аналогичный период; в налоговой декларации контрагента приведены нулевые показатели; ошибки, допущенные в отчете, не дают возможности идентифицировать счет-фактуру и сопоставить ее с данными декларации контрагента.
  • Код ошибки 2 означает, что данные об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» и разделом 9 «Сведения из книги продаж» налоговой декларации за отчетный период имеют расхождения. Это может случиться, если к вычету была принята сумма налога по авансовым счетам-фактурам, исчисленным ранее. В этом случае необходимы пояснения по авансам.
  • Код ошибки 3 означает, что данные по операциям между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» налоговой декларации, предоставленной в налоговый орган, не соответствуют друг другу. Это может произойти, например, при занесении в декларацию сведений о посреднических операциях.
  • Код ошибки 4 указывает на допущенную ошибку в любой графе декларации (номер графы с возможно допущенной ошибкой будет указан в скобках).

Шаг 4. Подготовить и отправить пояснения.

Ошибок нет. Чтобы пояснить, что ошибок нет, не изменяйте сведения в форме. Так компания сообщит, что в счете фактуре и декларации всё верно.

Ошибки есть, но компания не занизила налог. Уточните неверные реквизиты в пояснениях без подачи уточненной декларации. Типичные ошибки: неверный код операции; некорректные реквизиты; разная стоимость товара.

Ошибка есть и налог занижен. Отвечать на требование не нужно. Внесите исправления в книги покупок и продаж и подавайте уточненную декларацию.

Нет счета-фактуры. Поставщик должен заполнить отдельные таблицы (новая форма декларации, утв. приказом ФНС России от 20.12.2016 № ММВ-7-3/696@).

Расхождения есть внутри декларации. Заполняется отдельная таблица (новая форма декларации, утв. приказом ФНС России от 20.12.2016 № ММВ-7-3/696@). Про новую декларацию предлагаем подробнее узнать из записи вебинара «НДС: новая редакция декларации, налог на Google».

Внимание! Пояснения или уточнённая налоговая декларация представляются в налоговый орган в течение 5 дней с даты получения требования. Вместе с пояснениями налогоплательщик вправе в соответствии с п. 4 ст. 88 НК РФ дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Как сложилось на практике: Практически никто не получает код ошибки 3.

До настоящего момента в ФНС не проявляли должного контроля в части проверки нестыковки счетов-фактур, когда происходит приобретение и реализация через посредников. С этого года контроль будет ужесточён.

Внесли все поправки во внутренние регламенты, отработано программное обеспечение, и теперь налоговики будут более сурово и тщательно проверять, если идет реализация ТРУ через посредников.

Как писать пояснения при ответе на требования налоговой

Пояснения по НДС к декларации налогоплательщик имеет право представить в свободной форме. Хотя чиновники предусмотрительно разработали образец пояснений по НДС, которым, при желании, можно воспользоваться.

Этот документ представляет собой несколько таблиц, в которых можно указать учетные данные и реквизиты документов, а также объяснить причины расхождений. Каждая таблица посвящена отдельному поводу. К примеру, есть пояснения высокого удельного веса НДС. Прежде, чем заполнять документ, к нему необходимо написать вводную записку.

В ней указывается кем и за какой налоговый период дан ответ на пояснения налоговой по НДС, а также приводится количество листов документа и номер корректировки.

https://www.youtube.com/watch?v=jNWAI0s5fTM

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Пройдите обучение и подтвердите своё соответствие профстандарту «Бухгалтер»

Пример заполнения пояснения по контрольным соотношениям

Если у вас нарушение контрольного соотношения, то вы укажете номер контрольного соотношения и дадите пояснения. В пояснении не превышайте предел 1000 знаков.

Номер КСПояснение расхождений по КС
11.27*Расхождение между показателями графы 5 строки 110 раздела 3 и строки 260 раздела 9 обусловлено погрешностью округления.

Если в результате проверки требования по контрольным соотношениям будут выявлены ошибки, приводящие к изменению стоимостных показателей налоговой декларации, то будет необходимо предоставить уточненную налоговую декларацию.

Пояснения по сведениям, не включенным в книгу продаж

Т.е. отсутствия в разделе 9 регистрационной записи по счету-фактуре, по которому контрагентом была отражена соответствующая регистрационная запись в разделе 8 налоговой декларации.

Случай 1. Сделка подтверждается, т.е. счет-фактура в декларации продавца отсутствует. Пояснения не представляются, необходимо подать уточненную декларацию.

Случай 2. Сделка не подтверждается, т.е. этот счет-фактуру продавец покупателю не выставлял.

Уточненная декларация по НДС

Первое правило. Прежде чем её подавать нужно скорректировать книги покупок, книги продаж, журналов. Всё зависит от того, что это за операция.

Втрое правило. Вы должны в обязательном порядке сдать все те разделы, которые были в первоначальной декларации, даже если вы в них не вносите никакие изменения. Уточненная декларация представляется по той форме, которая действовала в том периоде, за который вы будете сдавать «уточненку». Если сейчас действует новая форма декларации, то уточненку сдаем по старой.

При сдаче уточненной декларации пояснения подавать не нужно.

Ошибки. В приложениях к разделу 8 и 9 и разделах 10, 11, 12 есть строка «Признак актуальности ранее предоставленных сведений» со значением 001. Это необходимо для того, чтобы машина, которая обрабатывает данные, понимала, какие сведения к ней поступили.

Если вы поставите 1 — это значит, что вы можете сдать 8 и 9 раздел без записей по всем счетам-фактурам, с прочерками. Тем самым вы говорите, что никаких изменений в этот раздел не вносите. Если вы поставите 0, то вы даете сигнал машине, что в этом разделе — это всё новое.

Таким образом правило следующее: сдаете первичную декларацию — ставите 0, сдаете корректировку — 1 (если ошибка в счетах-фактурах, то 8 раздел с признаком 1).

Если вы вносите изменение уже после сдачи отчетности за 2015 или 2016 год, то вы должны как в книге покупок, так и в книге продаж сформировать доп.лист. В нём уже вы будете убирать, т.е.

аннулировать записи по счетам-фактурам, которые вы снимаете и вписывать те счета-фактуры, которые вам нужно будет внести в книгу покупок или книгу продаж.

Для того, чтобы вам не повторять 8 и 9 разделы и были предусмотрены приложения 1 к 8 и 9 разделам — это вся информация из доп.листов.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1537

Порядок сдачи электронных деклараций по НДС с 2014 г

Правила передачи сведений по НДС в налоговые органы

С 1 января 2014 г. изменен порядок предоставления в налоговые органы деклараций по налогу на добавленную стоимость.

В настоящее время сдавать налоговую отчетность в электронном виде обязаны только те налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек. С 2014 г. ситуация меняется.

Обязанность сдавать декларации через  интернет будет зависеть не  только от  среднесписочной  численности работников, но и от вида налога.

Федеральный закон от 28.06.2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – Закон N 134-ФЗ) внес изменения в п. 3 ст. 80 НК РФ. Так в соответствии с п. 6 ст.

10 Закона N 134-ФЗ налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Оператор должен быть российской организацией и соответствовать требованиям ФНС России.

Предоставлять декларации через оператора электронного документооборота обязаны следующие категории налогоплательщиков:

  • налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • вновь созданные (в т. ч. при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;
  • налогоплательщики, для которых такая обязанность предусмотрена частью 2 НК РФ применительно к конкретному налогу.

Ст. 80 НК РФ дополнена п.

12, в соответствии с которым вышеизложенные правила распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью 2 НК РФ.

Соответственно ст. 12 Закона N 134-ФЗ внесены изменения и во вторую часть НК РФ, а именно в главу 21 «Налог на добавленную стоимость».

Так, в соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (в т. ч. являющиеся налоговыми агентами) а также лица, указанные в п. 5 ст.

173 НК РФ обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Декларация предоставляется в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Необходимо отметить, что в п. 5 ст. 173 НК РФ поименованы следующие лица, выставившие покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС:

  • лица, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;
  • налогоплательщики при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию также в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ вышеуказанные изменения НК РФ вступают в силу с 1 января 2014 г.

Согласно разъяснениям, изложенным в Письме ФНС РФ от 17.10.2013 г. N ЕД-4-3/18592@ представление налоговой декларации по НДС производится налогоплательщиками (в т. ч. налоговыми агентами), а также лицами, указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ, по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, начиная с налогового периода за 1 квартал 2014 г.

Налогоплательщики (в т. ч. налоговые агенты), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, вправе представлять уточненные налоговые декларации по НДС за налоговые периоды, предшествующие налоговому периоду первого квартала 2014 г., в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона N 134-ФЗ.

Списки операторов электронного документооборота для каждого субъекта РФ размещены на информационных стендах территориальных налоговых органов и сайтах Управлений ФНС России по субъектам РФ.

Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст.

80 НК РФ лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.07.2007 г. N 62н. Данную декларацию организация с численностью менее 100 человек вправе представить на бумажном носителе.

В соответствии со ст. 119.1 НК РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Источник: https://rosco.su/press/poryadok_sdachi_elektronnykh_deklaratsiy_po_nds_s_2014_g/

Ответ на требование о предоставлении пояснений по Декларации НДС в Бухсофт Онлайн!

Правила передачи сведений по НДС в налоговые органы

Как быстро заполнить и передать в ИФНС пояснения по НДС в электронном виде

Согласно письму ФНС России от 06.11.15 № ЕД-4-15/19395@ при выявлении расхождений в Декларации по НДС налоговая инспекция направляет Требование о представлении пояснений по НДС.

К такому Требованию обычно прилагается перечень операций, отраженных в соответствующих разделах декларации НДС, по которым установлены расхождения. Для определения причин возникновения расхождений по каждой записи, отраженной в приложении к Требованию, справочно указывается код возможной ошибки.

В названным выше письме налоговики разъяснили, что “после получения Требования от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота Вам необходимо:

  • Передать налоговому органу квитанцию о приеме Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня его отправки налоговым органом;
  • В отношении записей, указанных в Требовании проверить правильность заполнения налоговой декларации, сверить запись, отраженную в налоговой декларации со счетом-фактурой, обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены Расхождения: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов;
  • Представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями при выявлении в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате;
  • Если ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС представить пояснения с указанием корректных данных. Также рекомендуется представить уточненную налоговую декларацию. Пояснения могут быть представлены в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного  документооборота.
  • Если после проверки вами корректности заполнения декларации ошибки не выявлены, об этом необходимо уведомить налоговый орган путем представления пояснений.»

Кто предоставляет Пояснения по НДС

Ответ на требование о представлении пояснений должны давать налогоплательщики НДС, в том числе исполняющие обязанности налоговых агентов, лица, не являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица при получении Требования о представлении пояснений в отношении представленной декларации по НДС.

При этом, если Пояснения не влияют на изменение показателей строк 040, 050 раздела 1 Декларации НДС, в отношении которой они представляются, то:

  • Пояснения в отношении показателей разделов 1-7 Декларации указываются в виде текстового описания.
  • Пояснения в отношении показателей разделов 8-12 Декларации указываются отдельно по каждому разделу.

Как заполнить Пояснения по НДС в Бухсофт Онлайн

Бухсофт Онлайн позволяет не только сформировать пояснения по НДС в электронном виде, но и отправить его в ИФНС по телекоммуникационным каналам связи (через интернет). Форму такого Ответа на требование налоговиков вы легко найдете в модуле “Подготовка отчетности” раздела “НДС/Ответ на требование предоставления пояснений”.

Разберемся с по порядку, что делать, если Вы получили из ИФНС Требование о пояснениях по НДС:

Таким образом, Требование будет импортировано в форму Ответа.

И так как по умолчанию предполагается, что сведения, в отношении которых направлено Требование, соответствуют первичным учетным документам, то данные Требования сразу подгружаются в столбец «1. Сведения соответствуют первичным учетным документам». Эти данные вы увидите при нажатии на кнопку «Корректировать» по каждой из импортируемых строк.

Если же в сведениях, в отношении которых направлено Требование, выявлены ошибки заполнения декларации, но первичные учетные документы их не содержат, то заполните раздел 2 по каждой строке, в которой выявлено расхождение.

После внесения пояснений во вкладке “Формирование” подготовьте файл Ответа на требование, который в дальнейшем будет хранится во вкладке “Готовые отчеты”.

Сформированный файл Ответа на требование можно отправить по электронным каналам связи с помощью кнопки:

Получается, что образец заполнения пояснений по НДС вам просто не понадобится. 

А если по предоставлению таких сведений у вас возникнут вопросы, то воспользуетесь Инструкцией по подготовке Ответа на Требование по НДС в облачной бухгалтерии Бухсофт Онлайн. Или позвоните в тех поддержку бухгалтерских программ Бухсофт – приветливые консультанты Вам быстро помогут.

Для удобства пользователей, также реализована загрузку Требования в Подготовку отчетности напрямую из Отправки отчетности. Таким образом исключена процедура сохранения и загрузки файла, а Требование сразу подгружается из Отправки. Читайте об этом в Инструкции о том, как сформировать и отправить ответ на требование по НДС. 

Обратите внимание!

Источник: https://www.BuhSoft.ru/news/360-otvet-na-trebovanie-o-predostavlenii-poyasneniy-po-deklaracii-nds-v-buhsoft-onlayn

Порядок сдачи налоговой декларации по НДС в электронном виде

Правила передачи сведений по НДС в налоговые органы

В соответствии с законом ФНС от 28.06.

13 №134-ФЗ, на налогоплательщиков на общей системе налогообложения, уплачивающих НДС, а также являющихся налоговыми агентами и представляющими в контролирующий орган НДС-декларацию, накладывается обязанность с 1 квартала 2014 года сдавать такую декларацию в территориальную налоговую инспекцию только в электронной форме. В этот список также сходят налогоплательщики, освобожденные от обязанности к уплате налога, но которые выставляют счета-фактуры с обозначенной суммой НДС – для того, чтобы инспекция могла контролировать принимаемые вычеты их контрагентов.

С 1 квартала 2017 года, декларацию следует сдавать по форме, согласно последней редакции вышеуказанного закона от 20.12.2016, ежеквартально до 25 числа, которое наступит в следующем месяце после отчетного квартала.

Сервис сайта федеральной налоговой службы

Налоговой инспекцией был разработан специальный сервис для отправления налоговых и бухгалтерских отчетностей на официальном сайте ФНС. Каждый налогоплательщик может воспользоваться данной системой. Для этого у него должна быть электронная цифровая подпись, а также возможность осуществить несколько технических требований.

Кроме этого, все файлы по налоговой базе, сформированные ранее в сторонних программах, нужно будет загрузить в специальную программу. Это может занять некоторое время.

Услуги оператора по электронному документообороту

Чтобы зря не тратить время на изучение инструкций и отправить отчетность в пару кликов, можно прибегнуть к услугам операторов ЭДО. Они помогут с подключением системы интернет-отчетности и предоставят рекомендации при обнаружении ошибок при отправке НДС-декларации.

Чтобы подключиться к системе, требуется уплатить определенную сумму за установку программного обеспечения по операторскому тарифу, а также оплачивать ежемесячно плату за абонентское обслуживание.

Отчеты будут отправляться с квалифицированной электронной подписью, но для того, чтобы ее получить, нужно заполнить заявление, подвести в операторский офис копии документации на гендиректора, оригинал заявления и прочие затребованные документы.

Кроме получения ключа КЭП, необходимо запастись определенными знаниями для отправки электронного файла декларации по единому формату, в формировании которого поможет программа 1С, версия 8.2 «Бухгалтерия предприятия».

Преимущества такого способа:

  • экономия затрат по времени;
  • меньше технических ошибок, поскольку отчетность автоматически формируется в требуемом формате, используются средства выходного контроля, по которому затем проверяется декларация на соотношение внутренних данных и данных декларации поставщика;
  • оперативность актуальных обновлений форматов сдачи отчетности (если вносятся изменения в утвержденные формы налоговых и бухгалтерских отчетностей, или вводятся новые формы до срока сдачи декларации, налогоплательщику предоставляется возможность обновить старые версии форматов);
  • гарантия подтверждения отправки документации (возможность получить подтверждение в течение суток, а также оперативно посмотреть личную карту. Это освобождает от необходимости ждать акт сверки);
  • защита от просмотра и исправления третьими лицами;
  • возможность направления запроса информационного характера в налоговую службу;
  • возможность получить:
    • справку об уплате в бюджет;
    • выписку всех операций по расчетам;
    • список требуемой инспекцией бухгалтерской и налоговой документации;
    • акт сверки по налогам, пеням, сборам, штрафам;
    • актуальные нововведения по налоговому законодательству.

Выберите оператора связи и заключите с ним договор

Оператор ЭДО – организация, которая предоставляет услуги по обмену конфиденциальной и открытой информацией между налоговым органом и налогоплательщиком, в рамках системы сдачи в электронном виде налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

Операторы ЭДО должны отвечать требованиям, располагать необходимыми технологиями для сдачи документации и заключить договор с управлением федеральной налоговой службы.

Получите электронную подпись

Ее выдают в удостоверяющем, аккредитованном Министерством связи, центре. Для корректной авторизации в сервисе налоговая служба рекомендует использовать квалифицированный сертификат ключа, чтобы проверить электронную подпись.

Отчетность, направленная по ТКС, должна иметь усиленную квалифицированную электронную подпись (статья 80 Налогового Кодекса).

Электронный документ, подписанный такой подписью, автоматически приобретает статус юридического документа, а значит имеет юридическую силу наравне с бумажным вариантом с подписью и печатью.

Приобретите программное обеспечение

Оно должно быть совместимым с программным обеспечением, установленным в инспекции по вашему месту учета. Установите его на компьютере, который имеет выход в интернет. Необходимые программы может предоставить операторский центр по ЭДО.

Штрафные санкции

В случае если компания не сдала декларацию в установленный срок, она будет привлечена к ответственности.

Штраф в размере 5% от налога, неуплаченного в срок. Налагается по каждому месяцу просрочки. Взыскание не может быть больше 30 % от суммы неуплаченного налога и меньше 1 000 рублей, а также может быть уменьшено при наличии смягчающих обстоятельств.

Должностное лицо компании уплачивает штраф 300-500 рублей.

Просрочка свыше 10 рабочих дней грозит блокировкой расчетного банковского счета.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/nalogi-2/nds/declaracia/poryadok-sdachi.html

Истребование налоговыми органами пояснений

Правила передачи сведений по НДС в налоговые органы

31.10.2016

С.В.Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Получение налоговым органом объяснений налогоплательщиков является одной из форм налогового контроля. В Налоговый кодекс внесены изменения, повышающие ответственность налогоплательщика при исполнении полученных от налогового органа документов, связанных с истребованием пояснений.

Основаниям получения пояснений, способам представления пояснений и мерам принуждения, применяемым к налогоплательщику за неисполнение документов налогового органа, касающихся истребования пояснений, посвящено интервью с экспертом.

— В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать пояснения?

Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования пояснений. Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) — это разные документы, имеющие самостоятельное основание для направления и, соответственно, последствия неисполнения их налогоплательщиком.

https://www.youtube.com/watch?v=JRTjwEBqsjw

Следует обратить внимание, что ФНС России рекомендует квалифицировать протокол допроса директора, главного бухгалтера проверяемого налогоплательщика, опрошенных в качестве свидетелей и заведомо заинтересованных в исходе дела, как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, пункт 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Пожалуй, общим для требования о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган является обязанность налогоплательщика, отнесенного к категории лиц, представляющих декларации в электронной форме, передать в налоговый орган через оператора по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) квитанцию о приеме указанных документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).

Порядок направления документов в электронной форме по ТКС утвержден приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@. Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов.

Датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) требования в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

При получении налоговым органом квитанции о приеме документа датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по ТКС считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме.

— Напомните последствия, которые наступят в случае, если квитанция о приеме документов не будет отправлена?

Неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган может привести к приостановлению операций по счетам в банке (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Решение налогового органа о приостановлении операций будет отменено не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

  • день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, — при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган — при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.

Кроме того, ненаправление квитанции может рассматриваться как основание для привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 200 рублей по пункту 1 статьи 126 НК РФ (непредставление документа в установленный срок).

— В каком порядке применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?

Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.

Налоговый орган обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если им выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. К этому случаю относится, например, представление уточненной декларации после проведения камеральной проверки первоначальной декларации.

Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.

Кроме того, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:

  • размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
  • изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.

Указанные основания для истребования пояснений приведены в пункте 3 статьи 88 НК РФ.

— Какие новые основания появились у налогового органа для истребования пояснений?

Со 2 июня 2016 года в рамках камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Строго говоря, для целей камерального контроля только главы 28, 30, 31 НК РФ содержат статьи, посвященные налоговым льготам.

Главы 25.3, 32 НК РФ используют понятие «налоговые льготы» («льготы по сбору»), но представление декларации (расчета) не предусматривают.

Кроме того, новая редакция пункта 6 статьи 88 НК РФ затрагивает только организации и индивидуальных предпринимателей, а на физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, непосредственно не распространяется.

Таким образом, пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу. На практике большинство требований касаются пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ.

— Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?

Из Налогового кодекса неясно, в отношении каких операций, по которым применены налоговые льготы, могут быть истребованы пояснения при камеральной проверке.

Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами и соответственно в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ). Хотя в правоприменительной практике есть примеры отнесения к налоговым льготам даже положений международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

В пункте 14 данного Постановления указаны налоговые льготы: в отношении столовых образовательных и медицинских организаций (подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ), в отношении религиозных организаций (подпункт 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении общественных организаций инвалидов (подпункт 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ).

Следовательно, при проверке декларации по НДС, в которой отражены указанные «налоговые льготы», пояснения могут быть истребованы.

В судебной практике есть примеры признания налоговой льготой:

  • положений подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ в отношении медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность. По аргументации суда, данное освобождение является налоговой льготой, поскольку установлено в отношении не всех налогоплательщиков, оказывающих услуги (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2015 № Ф02-3231/2015, Ф02-3026/2015 по делу № А69-3560/2014);

Источник: https://taxcom.ru/about/news/fns_istreb/

Как налоговая инспекция проверяет декларацию по НДС

Правила передачи сведений по НДС в налоговые органы

 С 01.01.2015 оптимизировать НДС стало сложнее или невозможно вовсе. Суть изменений в том, что ФНС в рамках внутреннего камерального контроля будет проводить тотальную автоматическую сверку данных из книг покупок и продаж всех налогоплательщиков.

В чем суть изменений ндс 2015

До 2015 года большинство предприятий, желая уменьшить налоговую нагрузку сдавали в налоговую инспекцию оптимизированные декларации, уменьшая или увеличивая расходы с НДС. После 2015 года манипуляции стали прозрачными.

Оптимизаторов ждут претензии, требования пояснить имеющиеся расхождения, доначисления по НДС, штрафные санкции, блокировка счетов, передача материалов в правоохранительные органы и возбужденные уголовные дела.

Для того, чтобы процесс контроля оказался возможным, были внесены изменения в НК, по которым налогоплательщики обязаны представлять декларации по НДС в электронном виде и определенном формате. И заранее подготовлена программа АСК НДС2, позволяющая в масштабе страны сопоставлять данные. Конечно же, введены санкции.

Так с 2015 года декларации по НДС, представленные в налоговую только бумажном виде, будут считаться несданными вовсе. Штраф в этом случае составит 5% от суммы налога к уплате за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% от указанной суммы и не менее 1000 рублей. Если компания опоздает со сдачей декларации больше, чем на 10 дней, налоговики смогут заблокировать ее расчетный счет в течение 3 лет.

Что такое АСК НДС

Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2) разработана ФНС России и применяется для приема, учета и обработки данных налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков.

С 1 января 2015 года эта система анализирует заявленные в налоговых декларациях данные о счетах фактурах налогоплательщиков и выявляет противоречия между счетами фактурами налогоплательщиков.

Так, если, к примеру, выяснится, что покупатель принял к вычету НДС, а продавец его не начисляет, то этот факт может стать поводом для налоговой проверки.

Какой закон регулирует работу АСК НДС

В 2013 года был подготовлен инструмент контроля НДС. Приказ ФНС России от 01.10.2013 N ММВ-7-6/432@ «О вводе в промышленную эксплуатацию …. Автоматизированная система контроля за возмещением НДС» запустил в работу программу контроля деклараций НДС.

В 2014 вступил в силу электронный способ и формат передачи данных для работы системы. Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям” (с изменениями и дополнениями) внес целый ряд изменений в основные законы, в том числе Налоговый Кодекс.

Статья 80 в пункте 3 абзац второй сообщается «Налоговые декларации представляются в налоговый орган … по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти…».

Остальные изменения понадобились для определения бизнес-процесса контроля и ответственности за нарушения. Например, п. 8.1. ст. 88 НК РФ сообщает: «При выявлении противоречий ……. декларации по налогу на добавленную стоимость …… налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям».

Как налоговая проверяет декларации НДС?

1

Прием налоговой декларации НДС. Камеральная налоговая проверка декларации по НДС начинается с момента ввода данных отчетности в автоматизированную информационную систему налоговых органов;

2

Расчет контрольных соотношений. Далее идет сверка контрольных соотношений, то есть осуществляется арифметический контроль вводимых данных. Математические и логические формулы по основным налоговым декларациям доступны для налогоплательщиков на сайте ФНС России в разделе «Налоговая отчетность» рубрики «Контрольные соотношения по налоговым декларациям»;

3

Автотребование о представлении формализованных пояснений по КС. Если выявлены расхождения, система в автоматизированном порядке сразу направляет налогоплательщику сообщение с требованием предоставить пояснения по данному факту.

Отметим, что это происходит до того момента, как декларация дойдет до сотрудника налоговой инспекции, следовательно, в сообщении от системы не будет указано каких-либо контактов инспектора для того, чтобы получить устные разъяснения и помощь.

Ваши действия – отправить квитанцию о получении данного сообщения, самостоятельно разобраться в ошибках (в помощь сайт налоговой инспекции) и в письменной свободной форме дать требуемые пояснения;

4

Сопоставление операций контрагентов или этап «интеллектуального сравнения». Данный этап проходит тоже без участия налогового инспектора. Сравнивается информация в 8-12 разделах декларации. То есть на основании имеющихся у налоговой данных проверяется документное контрольное соотношение.

Проще говоря, проверяются счет-фактуры Вашей декларации с данными, содержащимися в декларации Ваших контрагентов. Если вдруг Вы ошиблись в номере или дате счет-фактуры, то система пробует найти данную счет-фактуру с неверным номером/датой у Вашего контрагента интеллектуальным методом.

Поэтому сдавать корректирующую декларацию по такой причине не надо.

5

Автотребование о представлении формализованных пояснений о расхождениях. Если счет-фактуру в декларации Вашего контрагента не нашли или нашли, но с другими данными, влияющими сумму вычетов и размер налога, то система опять же в автоматическом режиме направляет нам письмо с требованием предоставления пояснений. Наши действия те же, что и в этапе 3.

6

Ручная работа: Требование о представлении неформализованных пояснений, Ручной вод неформализованных пояснений. Мероприятие налогового контроля. Проводится непосредственно отделом камеральных проверок. Запрашиваются первичные документы, книга покупок, книга продаж, могут осматриваться помещения. Происходит углубленная проверка с проведением мероприятий налогового контроля:

  • сопоставляются показатели налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • устанавливается взаимоувязка показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  • подтверждается достоверность показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

В завершении инспектор направляет письмо налогоплательщику с требованием в течение 5 рабочих дней предоставить пояснения или внести изменения в отчетность.

7

Оформление результата. Если в ходе камеральной проверки выявлены были нарушения, то в течение 10 дней составляется акт камеральной проверки, который должен быть вручен налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней с даты составления акта. После чего у налогоплательщика месяц на то, чтобы написать возражение на акт проверки.

Перспективы и возможности АСК НДС

АСК НДС явила собой революционный прорыв в контроле за налогоплательщиками. До 2015 года налоговая инспекция имела возможность эффективно мониторить банковские потоки, теперь система позволит контролировать товарные потоки.

Ясно, что у системы будут проблемы. Скорее всего, проблемы при внедрении будут и функциональные и технические и человеческие. Объем данных, который будет проходить через телекоммуникационные каналы связи будет колоссальным. Одна запись о счете-фактуре будет весить до 300 байт. Представьте себе отчет сети гипермаркетов. Сбоев не избежать.

Даже если будут использованы современные дата-центры и программное обеспечение справится с потоком. Специалистам необходимо продумать системы хранения, доступа, безопасности данных. Возможно, налоговая служба разработает дополнительные сервисы для решения возникающих функциональных проблем.

Внимание будет уделяться и персоналу для обучения взаимодействия с системой. Крупным компаниям для исполнения буквы закона придется перейти на внутрифирменный электронный документооборот.

Масса работы добавиться судьям, которые будут вынуждены выяснить технические аспекты работы системы, проверить ее на законность, внести изменения или соответствовать факту. На решение проблем уйдет время, дело не в этом.

Взгляд пессимиста. АСК НДС можно применять для давления на любой бизнес, закрывая неугодные компании практически моментально. Тем самым уровень коррупции может стать грандиозным. Регулярные утечки из системы при плохой ее защите могут быть использованы конкурентами. Необоснованные отказы в вычетах заблокируют судебную систему.

Взгляд оптимиста. При должном отношении к делу и качественной работе подобная система может действительно оздоровить работу предпринимательства. Со временем исчезнут фирмы-однодневки.

Станут реже или исчезнут совсем случаи налоговой коррупции. Компании будут вынуждены заниматься действительными конкурентными преимуществами, отвечать по своим обязательствам.

Рентабельность сделок, в свою очередь, цены на продукцию выйдут на рыночный европейский уровень.

Итоги

Наверное, я оптимистка. На мой взгляд, ФНС внедряет эффективную концепцию контроля за уплатой НДС. Благодаря информационным технологиям эпоха тотального налогового контроля уже не кажется чем-то фантастическим. Надеюсь, что однодневки в скором времени станут неактуальны.

Пора рынку забыть про обнальные схемы, выстраивать качественную договорную работу с контрагентами, использовать льготы налоговые. Привлекать налоговых консультантов, адвокатов и аудиторов для разработки оптимальных рабочих схема в рамках законодательства.

Пусть они проанализируют бизнес на современном этапе, как сложилась договорная работа, бухгалтерский и налоговый учет. Такая красочная картина будущего благополучия сложилась в моей голове.

Фирммейкер, сентябрь 2015Анна Лукша

При использовании материала ссылка обязательна

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/kak-nalogovaja-inspekcija-proverjaet-novuju-deklaraciju-2015-po-nds

Про закон
Добавить комментарий