Особые (свободные) экономические зоны и территории опережающего развития

Все про территории опережающего развития

Особые (свободные) экономические зоны и территории опережающего развития

В России действует более 20 особых зон, однако в 2014 году появился новый тип ОЭЗ – территории опережающего развития.

В 2005 году был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах России» (от 22.07.2005 № 116-ФЗ). Документ регулирует создание ОЭЗ четырех типов:

  1. промышленно-производственные;
  2. технико-внедренческие;
  3. туристско-рекреационные;
  4. логистические (портовые).

Кроме того, есть свободные экономические зоны, созданные на основании отдельных федеральных законов. Таковых четыре: Республика Крым и г. Севастополь, Калининградская область, Магаданская область и свободный порт Владивосток.

Стоит упомянуть об инновационных центрах и территориях опережающего развития.

Промышленно-производственные

На территории ОЭЗ данного типа размещают промышленные предприятия. Пример – ОЭЗ «Алабуга», где действует 22 завода.

Среди них предприятия автомобилестроительного кластера (Ford Sollers), производители автостекол («Аутомотив Гласс Альянс Рус»), стройматериалов («Тракья Гласс Рус»), теплоизоляции (Rockwool).

Есть кластер поставщиков компании McDonalds: производитель салатов «Белая дача», изготовитель бумажных стаканчиков «Хухтамаки», распределительный центр «Хави Логистикс».

Еще один пример промышленно-производственной ОЭЗ – «Титановая долина» (Свердловская область). Сфера деятельности ее резидентов – высокотехнологичное производство, а объем инвестиций каждого – не меньше 120 000 000 ₽. Один из восьми резидентов – предприятие «Микромет», которое изготавливает металлические порошки из сплавов титана, изделия из порошков методом аддитивных технологий.

Технико-внедренческие

Задача этих ОЭЗ – стимулировать развитие инноваций и научных разработок. Особые зоны данного типа находятся в крупнейших научно-образовательных центрах, где есть научные институты, вузы, НИИ. Например, ОЭЗ «Дубна» расположена в 120 км от Москвы в городе, который наделен статусом наукограда.

Туристско-рекреационные

Эти ОЭЗ создают для развития и оказания услуг в сфере туризма. Пример такой зоны – «Алтайская долина». Главные направления ее деятельности: экологический, историко-культурный, лечебно-оздоровительный, экстремальный туризм. Сегодня резидентами являются несколько компаний. Здесь строят историко-развлекательный комплекс «Этническая деревня», парк развлечений и горнолыжный курорт.

Логистические (портовые)

Пока в России две логистические зоны: «Ульяновск» и «Советская Гавань» (Хабаровский край). Задачи первой: производство, обслуживание и ремонт авиационной техники; логистика авиационных грузов. Задачи второй: логистика, перевалка грузов, обслуживание судов, переработка морепродуктов.

Территории опережающего развития

В 2014 году приняли закон о территориях опережающего развития (Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ). Создают их на 70 лет. В настоящее время такие территории созданы в Приморском крае, Амурской области, Хабаровском крае и других регионах. Здесь, как и в ОЭЗ, для резидентов действуют налоговые льготы.

В чем отличие ОЭЗ от территорий опережающего развития? ОЭЗ – это земельные участки, где компания вправе заниматься определенной деятельностью. Государство создает здесь инфраструктуру, резидент ОЭЗ обязуется инвестировать существенные средства.

Территории опережающего развития – это целые муниципальные образования, которые необходимо развивать. Заманить сюда бизнесменов возможно только за счет налоговых льгот.

При этом инвестиции для создания бизнеса на территории опережающего развития не столь существенны.

Налог на прибыль

Для резидентов ТОР ставка налога в федеральный бюджет с деятельности, которая ведется на территории опережающего развития, равна 0%. Платежи в региональный бюджет не превышают 5%, причем со всей налоговой базы.

Такой режим действует пять налоговых периодов, начиная с периода, когда Вы получите первую прибыль.

Так, если Вы зарегистрируете компанию в ТОР в 2016 году, а прибыль появится в 2018-м, то пониженные ставки Вы вправе применять в 2018 – 2022 годах.

Страховые взносы

Их размер снижен до 7,6% (6% – в ПФР, 1,5% – в ФСС, 0,1% – в ФФОМС). Льготы действуют 10 лет с месяца, следующего за месяцем получения статуса резидента. Но воспользоваться пониженными тарифами могут только те страхователи, которые зарегистрировались в ТОР не позднее трех лет со дня ее создания.

НДС

Резиденты ТОР имеют право на заявительный порядок возмещения НДС. В этом случае деньги из бюджета поступят на счет компании в течение 11 рабочих дней после подачи документов.

Для этого налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня подачи декларации представляет в инспекцию заявление с указанием реквизитов банковского счета. Гарантией выступает договор поручительства с управляющей компанией ТОР.

Это акционерное общество, которое назначает Правительство РФ.

ПоказательНалог на прибыль (единый налог при УСН)Страховые взносыУменьшение налога за счет учета взносов в расходахОбщая налоговая нагрузка
Компания на ОСН в обычном регионе РФ
Первые пять лет работы 10 000 000 ₽ 4 860 000 ₽ 972 000 ₽ 13 888 000 ₽
Вторые пять лет работы 10 000 000 ₽ 5 100 000 ₽ 1 020 000 ₽ 14 080 000 ₽
Компания на упрощенке с объектом «доходы минус расходы»
Первые пять лет работы 7 500 000 ₽ 3 840 000 ₽ 576 000 ₽ 10 764 000 ₽
Вторые пять лет работы 7 500 000 ₽ 5 100 000 ₽ 765 000 ₽ 11 835 000 ₽
Компания на территории опережающего развития
Первые пять лет работы 2 500 000 ₽ 1 140 000 ₽ 57 000 ₽ 3 583 000 ₽
Вторые пять лет работы 6 000 000 ₽ 1 140 000 ₽ 136 800 ₽ 7 003 200 ₽
Разница в нагрузке резидента ТОР в первые пять лет работы
По сравнению с компанией на ОСН 10 305 000 ₽
По сравнению с компанией на упрощенке 7 181 000 ₽
Разница в нагрузке резидента ТОР во вторые пять лет работы
По сравнению с компанией на ОСН 7 076 800 ₽
По сравнению с компанией на упрощенке 4 831 800 ₽

Тенденции в развитии ОЭЗ

Чтобы заинтересовать инвесторов, управляющие компании ОЭЗ совершенствуют инфраструктуру. В частности:

  • улучшают условия проживания инженеров и строителей – возводят для них небольшие города;
  • открывают коворкинг-центры, деловые центры (здесь удобно размещать временные рабочие места, общаться с партнерами, с другими участниками ОЭЗ);
  • разрабатывают программы сотрудничества с вузами и другими учебными заведениями.

Для вновь созданных компаний требуются квалифицированные кадры. Поскольку ОЭЗ расположены в удалении от крупных городов, решение проблемы дефицита специалистов выходит на первый план.

Так, ОЭЗ «Дубна» ежегодно вместе с властями города организует школу «Кадры будущего». Приглашают студентов и выпускников, знакомят с условиями работы и проживания.

Сотрудничает с учебными заведениями и управляющая компания ОЭЗ «Титановая долина».

Экспертное мнение

Особая экономическая зона «Алабуга» создана в 2005 году. За это время произошло много изменений. Расскажу об основных тенденциях развития нашей зоны.

  1. Создание индустриальных парков на территории ОЭЗ. Не каждый резидент желает строить завод. Бывает, что производство надо запустить максимально быстро. Поэтому в «Алабуге» появились индустриальные парки. Это готовые производственные площади, которые резидент может брать в аренду. Сейчас у нас два парка: частный «А Плюс парк Алабуга» и построенный на средства управляющей компании модульный парк «Синергия». Мы намерены продолжить развитие этого направления.
  2. Улучшение социальной инфраструктуры. Мы поняли, что социальная инфраструктура – важный фактор инвестиционной привлекательности. «Алабуга» находится вдали от Москвы и Санкт-Петербурга. Иностранные инвесторы опасаются, что не найдут здесь тот уровень жизни, к которому привыкли. Поэтому мы на средства управляющей компании возводим неподалеку от ОЭЗ, в уютном уголке Елабуги коттеджный поселок «Три медведя». Здесь строим 40 домов под аренду специально для топ-менеджеров компаний-резидентов. В этом же поселке открыли международную школу. Обучение ведется на английском языке. Экспаты уверены, что их дети получат достойное образование.
  3. Бесплатное подключение к электросетям. Главное преимущество ОЭЗ сегодня – это даже не налоговые и таможенные льготы, а промышленная инфраструктура. Так, у нас на площадке проложено 30 км дорог, более 10 км железнодорожных путей, проведены газ, электричество, вода. При этом мы предоставляем бесплатное подключение к электросетям, а это недешевая услуга. Для резидентов действуют собственный таможенный терминал, контейнерная площадка.
  4. Ставка резидентов на местное сырье. Сегодня, когда автомобильный рынок просел, объемы выпуска Ford Sollers и производителей автокомпонентов снизились. Зато наш резидент – компания Kastamonu, сделавшая ставку на местное сырье и ресурсы при изготовлении МДФ и ламината, отлично чувствует себя на фоне снижения курса рубля. Еще один резидент, который известен на всю страну, – производитель электроинструментов «Интерскол». Компания постоянно модернизирует продукцию, разрабатывает новые модели.
  5. Тщательный анализ бизнес-планов потенциальных резидентов. Чтобы получить статус резидента, надо пройти ряд процедур. Их перечень не меняется. Бюрократической составляющей немного, бизнесу не стоит опасаться каких-либо сложностей. К тому же ОЭЗ готова оказать резидентам необходимую поддержку. В то же время мы стали тщательнее анализировать бизнес-планы потенциальных инвесторов. Это связано с тем, что сегодня выше риск неудачи проекта. Поэтому наши сотрудники внимательно изучают инвестиционные проекты. Они оценивают риски и только после этого допускают (или нет) проект на рассмотрение наблюдательного совета ОЭЗ.

Михаил Миронов, Директор департамента по корпоративным вопросам ОЭЗ «Алабуга»

Источник: https://ipprosto.info/journal/vse-pro-territorii-operezhayushhego-razvitiya/

Территории опережающего социально-экономического развития. Список особых экономических зон в России

Особые (свободные) экономические зоны и территории опережающего развития

Для организации экономического роста и стабильного развития регионов страны, особенно тех, которые удалены от столицы, экономисты разработали принципиально новую концепцию так называемой «территории опережающего социально-экономического развития».

Общие сведения

В общем виде ТОЭР представляет собой отдельно выделенную и имеющую точно определенные границы территорию, на которой распространены льготное налогооблажение субъектов хозяйствования, а также упрощенная система административных действий.

В дополнение к этому на предприятия, работающие в определенной ТОЭР распространяются прочие привилегии. Такие условия обеспечивают упрощение ведения бизнеса и стимулируют привлечение дополнительных инвестиций.

Как результат – ускорение развития региона.

К моменту возникновения идеи территории опережающего развития уже существовали особые экономические зоны. Данный проект оказался довольно продуктивным, что и побудило к созданию более профильных территорий. Принципиальное различие между ОЭЗ и ТОЭР заключается в том, что последние созданы исключительно под развитие конкретного инвестора.

ТОЭР создается на 70 лет. За это время инвестор, получивший разрешение на ведение деятельности от уполномоченного федерального органа, осуществляет на выделенной территории указанную хозяйственную деятельность и стимулирует образование новых рабочих мест.

Самые востребованные профессии в России 2017

По истечении данного периода срок работы может быть продлен, что выгодно отличается от ОЭЗ, которая не предусматривает продления работы после 49 лет.

Еще одна важная особенность территории: здесь не допускается вести разработку полезных ископаемых. Также тут запрещено производить товары, которые должны получать акцизы.

Для чего создавались такие территории

Причина создания данных объектов заключается в стремлении сформировать в отдаленных уголках страны мощные экономические центры, которые станут притягивающим объектом в регионе. Именно на территориях подразумевается активный рост и развитие социально-экономической жизни.

Привлекательная для крупного бизнеса территория обеспечивает комфортную площадку для развития бизнеса в России.

Электронные торговые площадки. Официальные сайты госзакупок и торгов в РФ

Фз об особых экономических зонах

Территории опережающего социально-экономического развития созданы не так давно. Главным регулирующим законодательным актом в области создания и управления территориями служит Федеральный закон об ОЭЗ. Идею такого экономического проекта выразил 12 декабря 2013 года президент России.

В результате уже спустя 1 года, 29 декабря 2014 года появился закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» в России. Этот новый статус территории позволяет осуществлять коммерческую деятельность с многочисленными льготами.

Такой подход к равномерному развитию страны пользуется широкой популярностью в мире. В разных странах делают такие же проекты, слегка модернизируя их под конкретные условия. Учитывая огромные размеры России, территории нужны для развития все отраслей хозяйства. В мировой практике создание таких зон, обладающих экономическими привилегиями, получило название «китайский путь».

Согласно действующему законодательству, резиденты территории получают доступ к следующим видам льгот:

  1. Снижение налога на прибыль до 5% на первые 5 лет. В дальнейшем компания также платит гораздо меньшие налоги, в сравнении с остальной страной.
  2. Возможно освобождение от таких налогов, как платеж на землю, налог на имущество.
  3. Социальные взносы снижаются до 7,6%.
  4. На практике реализуется формат свободной таможенной территории.
  5. Льготные условия развития инфраструктуры и подключения к существующей системе коммуникаций.
  6. Возможность упрощенного привлечения и приема на работу иностранных граждан и открытия новых рабочих мест для квалифицированного персонала.
  7. На территории применяются особые санитарно-технические правила, которые разработаны на основании ведущих международных правил.
  8. Индивидуально разработанный регламент пользования землей.
  9. Особые правила госконтроля и надзора за осуществлением хозяйственной деятельности.
  10. Широкий спектр специальных государственных услуг.

Для открытия и развития ТОЭР создана специальная законодательная база, которая регламентирует множество экономических процессов, которые могут происходит на территории опережающего развития.

В процессе работ были изменены и дополнены несколько Кодексов, в том числе Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный. Были скорректированы федеральные законы в субъектах федерации. Внесены изменения в экологическое законодательство и прочие законодательные акты.

Тщательно проработанная нормативно-правовая база позволяет однозначно и оперативно решать любые возникающие спросы и систематизировать работу субъектов в пределах ТОЭР.

История развития

В основе создания ТОЭР лежит высказывание президенте России, который призвал создать на Дальнем Востоке и в некоторых регионах Сибири специальные зоны опережающего экономического развития, где будут созданы оптимальные условиях для развития несырьевых производств. Данная формулировка определила характер развития выбранных территорий – добыча ископаемых тут не ведется и акцент сделан на развитие производственных отраслей хозяйствования.

После долгих работ по развитию законодательной базы и проработке направлений деятельности будущих инвесторов удалось подготовить полный комплект нововведений в различные законы и кодексы. Непосредственно Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» президент подписал 29 декабря 2014 года.

Акт вступил в силу 30 марта 2015 года.

В основе законы лежит несколько базовых правил создания ТОЭР:

  1. Территории не должны совпадать своими границами с границами прочих экономических образований, таких как ОЭЗ.
  2. В пределах каждой территории определен конкретный набор типов деятельности, которые могут осуществляться именно здесь. В соответствии с этим сформирован правовой и экономический регламент для компаний.
  3. В границах ТОЭР есть возможность создания индустриальных парков.

Согласно принятому решению в первые 3 года ТОЭР создаются исключительно в ДФО. Также допускается образование таких территорий в городах, которые имеют одно градообразующие предприятия (так называемые моногорода). После развития сети территорий предусматривается развитие новых точек в других регионах страны.

Типы особых экономических зон

В законодательном  акте прописаны виды зон. Предписано создать следующие типы особых экономических зон:

  • Промышленно-производственные ОЭЗ.
  • Технико-внедренчесские зоны.
  • Туристические зоны.
  • Логистические центры.

Каждый из типов отличается характером производства, а, следовательно, и нормативной базой, и условиями льгот. Зоны отличаются по площади: так для промышленно-производственных зон предусмотрено выделении не более чем 20 квадратных километров. Второй тип зон может занимать 1 или 2 участка, каждый из которых составляет около 2 квадратных километров площади.

Список особых экономических зон в России

Здесь вы можете увидеть список основных особых экономические зон в России:

  1. 6 промышленных зон: Алабуга, Тольятти, Липецк, Моглино, Титановая долина, Людиново.
  2. 5 технологических территорий: Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис.
  3. 7 зон туристическо-рекреационной направленности: Алтайская долина, Бирюзовая Катунь, Байкальская гавань, Ворота Байкала, Куршская Коса, Гранд Спа Юца, Остров Русский.
  4. 3 портовые (логистические) территории: Ульяновск, Советская гавань, Мурманск.

На данный момент этот перечень наиболее актуальный. Хотя есть предпосылки ждать скорого открытия новых территорий.

Список территорий в РФ по состоянию на 2017. Перспективы развития

Постепенно данная концепция экономического развития дает свои заметные результаты. Сегодня подобные зоны размещены по всей территории Дальнего Востока и не только.

Первыми на Дальнем Востоке были основаны ТОЭР «Хабаровск», «Комсомольск» — обе находятся в Хабаровском крае. Кроме этих зон еще 6 проектировались и находятся на разной стадии развития.

В начале 2016 года СМИ сообщили об образовании 2-х новых территорий  Сахалинской области. Причем если ТОЭР «Южное» предназначено для изготовления продуктов питания, то «Горный воздух» предназначена для привлечения туристов и развития зон отдыха.

В уже созданные дальневосточные территории опережающего развития планируется перенос большого количества частных и государственных компаний, имеющих китайские корни.

Российско-Китайское инвестиционное сотрудничество

ТОЭР на Курильских островах начали формироваться в 2016 году с выделения почти 70 млрд. рублей. На эти территории возлагалась важная задача – ускорить экономическое развитие региона островов. Для решения поставленной задачи решено использовать комплексное применение природного потенциала, который сочетается с современными технологиями.

На Курилах запланировано создание 22 проектов. Ориентировочная стоимость данных территорий составляет чуть более 19 млрд. рублей.

Согласно концепции застройки и развития мощностей этих зон, здесь будет построено 12 фабрик, которые будут заниматься восстановлением численности лосося.

Эти предприятия станут основными, вокруг которых будут возводиться прочие компании, занимающиеся хозяйством в условиях моря.

Кроме этого направления, на территории планируется создание перерабатывающих заводов на острове Уруп. Также в состав экономики островов будет входит туристическая составляющая.

В Калининградской области уже существует ОЭЗ.

С 2015 года, в соответствии с распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева, начался процесс изменения законодательства для преобразования особых экономических зон в территории опережающего социально-экономического развития. Постепенно система хозяйствования региона будет переведена в данную категорию, что позволит реализовывать крупные инвестиционные проекты.

Особенно полезно применение ТОЭР для так называемых моногородов. В этих объектах ограничена система хозяйствования и большинство населения работает на 1 градообразующем предприятии. Это существенно ограничивает развитие региона и приводит с течением времени к негативным последствиям для экономики.

Присвоение городам статуса ТОЭР началось с городов Юрга и Анжеро-Судженск, который располагаются в Кемеровской области. В каждом из городов были выбраны направления для развития: для Югры инвесторов искали для деревообрабатывающего завода и логистического центра; а в Анжеро-Судженске – для производства пластиковых труб, завода по переработке кварцитов и выпуску пластмассовых изделий.

Из новых территорий следует выделить Краснотурьинск, открытие которой состоялось в 2016 году. В данный момент рассматривается открытие новых зон в Алтайском крае (Алейск, Заринск, Новоалтайск). Также возможно появление подобной экономической зоны в небольшом шахтерском городе Гуково, который расположен в Ростовской области.

В текущем 2017 году статус ТОЭР был присвоен городу Димитровград, который находится в Ульяновской области.

6 марта образована ТОЭР «Дорогобуж». На данный момент эта территория единственная в Центральном ФО.

Закон об особых экономических зонах регламентирует не только правила создания зон, особенности их функционирования и развития. Также предусмотрена программа распространения территорий по определенным регионам страны.

Каждая ОЭЗ ориентирована на региональные проблемы. Так, особая экономическая зона Моглино, которая образована в Псковской области, обеспечивает развитие актуальных для области отраслей – сельскохозяйственное машиностроение, производство электрооборудования и машин для коммунального хозяйства.

На практике ТОЭР доказали свою состоятельность и в ближайшее время можно ждать появления новых подобных территорий.

Источник: https://promdevelop.ru/territorii-operezhayushhego-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya/

Свободные экономические зоны и территории опережающего развития

Особые (свободные) экономические зоны и территории опережающего развития
Обращайтесь к нам! При необходимости организовать обучающий семинар для Вас или Ваших сотрудников » Как стать резидентом ТОСЭР? » или » Как разработать бизнес план своими силами? » — также обращайтесь к нам, научим, есть опыт для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков, резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР), резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры, разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта, консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам. подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР) подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР), получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России, консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России, разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту, разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту, проведение исследований рынков (маркетинговых), привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес. с помощью формы «Задать вопрос сотруднику компании» в левой нижней части экрана; при помощи он-лайн формы ; письмом на электронный адрес [email protected] в Казани: ул.
Галушка добавил, что часть компаний из Азиатско-Тихоокенского региона (АТР) уже проявили интерес к ТОР, не назвав конкретных претендентов. По общей концепции ТОР очень похожи на особые экономические зоны, однако согласно законопроекту, который в ближайшее время пройдет окончательное согласование и будет внесен в правительство, в отношении новых образований будет более существенный перечень налоговых льгот.

Химеры развития

Оформив подписку на Republic в рамках этого пакета, вы увидите специальную ссылку и промокод (дублируются на почту).

Перейдя по ссылке, вы получите подписку на «Дождь».

Другой путь: ввести промокод на странице «Дождя». Кроме того, вы можете передать этот код другому человеку, таким образом подарив ему подписку на телеканал.

«Дождь» — ведущий независимый телеканал информационной направленности.

Налоговое регулирование территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке TAX REGULATION OF AREAS ADVANCED SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE FAR EAST Текст научной статьи по специальности — Экономика и экономические науки

Приводятся примеры реально существующих экономических зон разного типа на Дальнем Востоке.

Приводится обоснование вывода о том, что при качественном административном регулировании терри тор ии опережающего развития позволят создать условия, необходимые для увеличения темпов социально-экономического развития как отдельных регионов, так и всей страны в целом. Основное внимание в статье уделяется механизмам налогового регулирования терри тор ий опережающего развития, в частности особенностям налогообложения их резидент ов.

Территории опережающего развития: четвертая попытка русского Гонконга

С 1996г.

в России начали создаваться теперь уже «особые» экономические зоны (ОЭЗ): первая появилась в Калининградской области, в 1999г. вторую создали в Магаданской области сроком до 31 декабря 2014г.

(успехов не зафиксировано). В том же году был разработан законопроект «Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», судьба его неизвестна.

Самыми успешными среди 17-ти российских ОЭЗ стали шесть промышленных зон.

Механизм особых экономических зон в России себя не оправдал

Из них вернулись в казну в виде налогов и таможенных платежей лишь 40 млрд. Объем выручки резидентов ОЭЗ, по данным контрольного ведомства, составляет всего 0,2 процента от валового регионального продукта субъектов, в которых они находятся.

Эксперты называют несколько причин, по которым зоны с льготными условиями себя не оправдали.

«Выбор территорий базировался на инициативе властей, которые далеко не всегда учитывали наличие и профиль запросов потенциальных инвесторов, — указал DW замгендиректора, партнер консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Ильгиз Баймуратов.

Стратегическое значение территорий опережающего развития и свободных экономических зон для развития приморского края

323]. Предпринимательство в регионе с трудом развивается из-за высоких налогов, несовершенства нормативно-правовой базы, а также из-за возникающих сложностей с получением кредита.

Поскольку главным барьером является высокая процентная ставка налогообложения, то создание территорий опережающего развития и свободных экономических зон на льготных условиях налогообложения позволит решить эту и другие проблемы, а также поддерживать и развивать предпринимательство в регионе [11].

Особые экономические зоны, индустриальные парки, территории опережающего развития

Технопарк представляет собой научно-производственный территориальный комплекс для высокотехнологичных предприятий малого и среднего бизнеса. Комплекс имеет систему обслуживания, предоставляющую сложный и простой сервис.

Территория комплекса делится на модули, которые сдаются в аренду и адаптируются под требования конкретных инновационных предприятий.

В рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» заявлено создание 16 технопарков в 13-ти регионах.

Чем территории опережающего развития отличаются от особых экономических зон прошлых лет

будет создано 6,5 тыс.

новых рабочих мест». «Если выстрелит хотя бы одна или две зоны, это будет огромная удача. Я бы сказала, что это не зоны опережающего развития, а бизнес-ангелы, инвестирующие в стартапы на ранней стадии.

Только эти стартапы основаны на проектах крупняка и хотелках местных властей. Пока Россия будет считать, что делает великое одолжение, пуская инвестора и диктуя ему, где и чем заниматься, ничего не изменится»,— убеждена Наталья Зубаревич.

Действительно, предыдущие попытки российских властей привлекать в страну инвесторов при помощи особых режимов успехом не увенчались.

Issn 1996-3955 иф ринц 0, 847

– 2014. – № 5-2 (37). – С. 7. The article investigates the prospects of development of the Special Economic Zone. The main advantages provided by the state for residents of the Free Economic Zone.

Particular attention is paid to the study of tax benefits for the residents of the Free Economic Zone. The main problems and prospects of development of the Primorsky Territory in connection with the existence of the Special Economic Zone in the territory of the municipalities of the region.

Свободная экономическая зона, далее СЭЗ, – это ограниченная территория в регионах, с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей.

В России началось системное развитие Свободных экономических зон в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона № 116 от 22.07.2005 г.

Вести Экономика

В ситуации с Крымом и причерноморской территорией потребуется дополнительное время, так как даже при наличии политического решения профильные ведомства должны определить зоны, где будут создаваться ТОР, власти региона должны создать необходимую инфраструктуру, а сами льготы оформлены законодательно.

Для резидентов ТОР могут быть установлены сниженные тарифы страховых взносов. Для ТОР на Дальнем Востоке предполагается ставка в 3% в Пенсионный фонд, 1,5% — в Фонд социального страхования (ФСС), 1,5% — в Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС), 1,6% — в территориальные фонды ОМС.

Ставка по налогу на прибыль, направляемому в федеральный бюджет, может стать нулевой.

Станет ли Свободный порт Владивосток новой точкой экономического роста?

В состав свободного порта Владивосток войдут 15 муниципалитетов вдоль границы с Китаем и Северной Кореей и вдоль берега Японского моря. В их числе: Артем, Владивосток, Большой Камень, Находка, Партизанск, Спасск-Дальний, Уссурийск, Надеждинский район, Шкотовский район, Октябрьский район, Ольгинский район, Партизанский район, Пограничный район, Хасанский район, Ханкайский район.

В состав свободного порта входят также территории и акватории морских портов, расположенных на территориях этих муниципальных образований.

За пределами порто-франко останутся: закрытый военный городок Фокино; военные объекты, на территории которых базируется Тихоокеанский флот; территории опережающего развития (ТОР), в том числе ТОР в Надеждинском районе края, при том что остальной район в зону свободного порта войдет.

а) по налогу на прибыль – в первые 5 лет применяется пониженная ставка не более 5% (в том числе 0% в федеральный бюджет, не более 5% в региональный бюджет); в течение 5 последующих лет — применяется налоговая ставка не менее 12% (в том числе 2% в федеральный бюджет, не менее 10% в региональный бюджет); Что касается страховых взносов, то с 2019 года для юридических лиц и предпринимателей, которые получили статус резидента Свободного порта Владивосток, установлены пониженные тарифы страховых взносов: а) в Пенсионный фонд Российской Федерации — 6 % в соответствии с выбранным вариантом пенсионного обеспечения – 0 или 6 % на финансирование накопительной пенсии; Суммы налоговых отчислений в бюджет и взносов во внебюджетные фонды в расчете на рубль выручки для действующих резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ) Предусмотрена также ускоренная процедура возмещения НДС в течение 10 дней, сокращенные сроки получения разрешительной документации для объектов капитального строительства, сокращение контрольных проверок для бизнеса.

ПОПОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА Территории опережающего развития как фактор экономического роста // Вестник ЗабГУ. 2014. №8.

ПОПОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА «Территории опережающего развития как фактор экономического роста» Вестник Забайкальского государственного университета (2014).

ПОПОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА (2014).

Территории опережающего развития как фактор экономического роста.

ПОПОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА (2014). Территории опережающего развития как фактор экономического роста.

активное привлечение прямых инвестиций, прежде всего иностранных, для создания современных высокотехнологичных и локализующих производств, обеспечивающих глубокую переработку местных минерально-сырьевых ресурсов и выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, стимулирование отраслевой специализации свободных экономических зон и развития в них промышленной кооперации; поэтапный переход к оказанию в свободных экономических зонах всех видов государственных услуг, в том числе разрешительных процедур, по принципу «одно окно»; опережающее развитие производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также формирование современной инфраструктуры по оказанию качественных услуг логистики; организацию подготовки в высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях высококвалифицированных специалистов, исходя из текущих и перспективных потребностей свободных экономических зон в профильных кадрах, предусмотрев прохождение ими производственной практики на действующих предприятиях, расположенных в свободных экономических зонах.

Особые опережающие зоны территорий

Позитивно, на наш взгляд, то, что речь идет о сочетании сразу всех основных направлений государственной поддержки инвесторов (а не только отдельно о налоговых льготах или отдельно о развитии инфраструктуры). Если посмотреть на опросы предпринимателей по проблемам инвестиционного климата российских регионов и страны в целом, то в качестве таких проблем, действительно, чаще всего озвучиваются административные барьеры и нехватка инфраструктуры.

Источник: http://urist-pomojet.com/svobodnye-ehkonomicheskie-zony-i-territorii-operezhajuszego-razvitija-75731/

Дальний Восток глазами инвестора: что не так с экономикой региона

Особые (свободные) экономические зоны и территории опережающего развития

с друзьями

0 0 0 0 0

СЭЗ

специальная экономическая зона

— это один из наиболее эффективных и успешных инструментов государственной политики, которая нацелена на улучшение экономических показателей и социальных условий не только отдельных регионов, но и страны в целом.

Типы СЭЗ в РФ

Специальные экономические зоны в виде территорий опережающего развития не являются новацией нашего времени.

Их прообразом были свободные экономические зоны, которые создавались по всей России, в том числе и в Приморском крае, с 1990 года. По описанным ниже причинам этот проект провалился.

На смену им в 2005 году пришли особые экономические зоны, к которым в 2014 году прибавились ТОРы.

В Китае повсеместное создание свободных экономических зон началось в конце 1980-х. Они уже доказали свою эффективность посредством привлечения иностранных инвестиций для развития экономики регионов, однако подобный российский опыт не даёт желаемых результатов. Основными причинами этого являются определенные просчеты, допущенные ещё на стадии проектирования.

Во-первых, это неудачный выбор территориальной дислокации зон.

В России СЭЗы создаются с целью поднятия «депрессивных» районов и, как правило, располагаются на периферии, где отсутствует привлекательная для инвестора инфраструктура.

 В Китае же зоны располагались в приморских районах, которые уже являлись сложившимися торговыми центрами, имели развитые экономические связи с иностранными партнерами, развитую транспортную коммуникацию и определённую промышленную базу.

Во-вторых, это неудовлетворительные институциональные связи между администрацией зоны и государственными учреждениями, ответственными за создание преференциальных режимов. В России свободные зоны явились предметом торга между федеральным центром и региональными политическими элитами, инструментом лоббирования интересов местных властей в Правительстве РФ.

Льготы стали питательной средой для политических и экономических мошенников, что повысило уровень коррупциногенности в регионах

В Китае СЭЗы располагались вдали от Пекина, центра политической власти, с целью минимизировать политическое вмешательство.

Так, администрация данных институтов была наделена широкими полномочиями: заключение контрактов с резидентами зон, возможность оставлять налоговые платежи в распоряжении администрации, устанавливать обменные курсы валют, собственные арендные ставки на землю и формировать специальные внутренние цены. То есть вопросы функционирования специальных экономических зон были полностью переданы на уровень провинций.

ТОРы в Приморье

В-третьих, это разный характер зонирования. На момент создания первых зон у Правительства РФ не было чётких представлений относительно целей и задач.

Политика зонирования носила стихийный характер и не имела четкой стратегической направленности.

Всё это усугублялось политическим и экономическими кризисами, ростом коррупции и криминала, разбросом интересов субъектов РФ и острой политической борьбой.

Китайские власти изначально взяли ориентир на постепенные и продуманные изменения. Переход к рыночной экономике в КНР также осуществлялся в непростых условиях (низкий уровень индустриализации и развития инфраструктуры, ограниченные природные ресурсы, неплатёжеспособный внутренний рынок и др.)

При таких исходных данных китайские власти изначально взяли ориентир на постепенные и продуманные изменения, которые бы учитывали уникальность Китая с его многовековой историей и традициями, а не являлись «копиркой» транзита к рынку других государств. Кроме того, в Китае не была сломана прежняя политическая система, что позволило сохранить управление обществом и не допустить господства криминала.

В-четвертых, это первоначальная ориентация властей. В РФ инвесторов привлекают сырьевые отрасли (лесная, рыбная), ориентированные на добычу продукции, частичную ее переработку и экспорт. СЭЗы становятся источником дешевого сырья и ресурсов, окном, через которое они перекачиваются за рубеж.

Кроме того, правительство не особо стремится привлекать инновации и передовые технологии на данные площадки. В Китае мы наблюдаем противоположную ситуацию. Правительство КНР изначально взяло ориентир на подъем страны в опоре на науку и образование.

Повсеместно начались массовые инновационные исследования, создание технопарков и поток в страну передовых техник и новейших технологий.

Специальные экономические зоны в Китае стали своего рода «окнами» и посредниками на внешнем рынке, через которые и начался поток новейших технологий, которые стали плацдармом для экономического роста и последующего насыщения внутреннего рынка и выпуска готовой конкурентоспособной продукции.

Сложившаяся в России экономическая ситуация требует выработки собственных рациональных подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания и функционирования специальных экономических зон на основе имеющегося в этой сфере мирового опыта. Успех китайских специальных экономических зон во многом связан с особенностями выбранной тактики – осознание целей реформ, их постепенное осуществление, синхронность политических и экономических преобразований и их умелое идеологическое обеспечение.

Специально для vladi-room.ru

Источник: https://vladi-room.ru/dalnij-vostok-glazami-investora-chto-ne-tak-s-ekonomikoj-regiona-94948/

Про закон
Добавить комментарий