Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной проверке

Ожидаем выездную проверку: к чему готовиться и как себя обезопасить

Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной проверке

Инспекторы собирают сведения о налогоплательщике задолго до начала выездной проверки. Данные берут из налоговых деклараций, результатов «камералок», а также из любых доступных источников. Это могут быть материалы встречных проверок, информационные ресурсы других ведомств (полиции, таможни, миграционной службы и проч.), и даже рекламные объявления.

Полученную информацию заносят в отчет, который называется «Заключение по результатам предпроверочного анализа». Там приведены значения по всем ключевым параметрам, таким как налоговая нагрузка на доходы, на расходы и на чистую прибыль, сумма убытков, уровень заработной платы и т д.

На основании заключения налоговики делают вывод, где кроются возможные нарушения, и что именно нужно искать в рамках выездной проверки. По сути предпроверочный анализ — это подготовительная работа, которая значительно облегчает и сокращает саму проверку.

Когда к налоговой проверке привлекают полицейских

Если предпроверочный анализ покажет, что налогоплательщик вызывает подозрения, то к участию в выездной проверке пригласят сотрудников органов внутренних дел.

Подозрительными (с точки зрения налоговиков) являются обстоятельства, указывающие, что НДС или акцизы необоснованно предъявлены к возмещению, либо уже возвращены или зачтены.

Также под подозрение попадают предполагаемые налоговые схемы. Ярким примером служит длинная цепочка продавцов и покупателей, в число которых входит одна или несколько фирм-«однодневок».

К последним, в числе прочего, относятся компании, зарегистрированные на номинальных учредителей, имеющие номинальных руководителей и т д. И если организация или предприниматель является звеном такой цепочки, то проверять этого налогоплательщика будут не только налоговики, но и полицейские.

Заметим, что подобный исход дела можно предотвратить, если заранее навести справки о своих контрагентов (например, при помощи сервиса «Фокус»).

Кроме того, подозрение вызывают факты, свидетельствующие о фиктивном банкротстве компаний и предпринимателей.

Наконец, в категорию подозрительных занесут налогоплательщиков, которые, узнав о надвигающейся проверке, в срочном порядке сменили адрес, учредителей или руководителей, начали реорганизацию или ликвидацию.

Подобные действия послужат безусловным поводом для привлечения к проверке сотрудников МВД.

Ограничения, которые должны соблюдать контролеры

Начав выездную проверку, инспекторы должны придерживаться определенных ограничений. Некоторые из них прямо не закреплены в Налоговом кодексе, но ФНС приводит их в своих рекомендациях.

Одно из таких ограничений касается решения о проведении проверки. В нем нужно указать предмет — либо проверка по нескольким налогам, либо проверка по всем налогам и сборам.

Указывать в качестве предмета отдельные вопросы применения налогового законодательства запрещается.

Например, нельзя написать, что предметом проверки является контроль за начислением амортизации основных средств или правильность признания доходов.

Еще одно ограничение установлено для периода, охваченного проверкой. В комментируемых рекомендациях четко сказано, что такой период должен состоять из целого числа налоговых периодов. Другими словами, если проверяется налог, по которому налоговым периодом признается год, инспекторы не могут назначить выездную проверку за квартал, полугодие и т д.

К тому же недопустимо начинать проверку раньше, чем закончится срок представления декларации за последний из проверяемых налоговых периодов. Значит, если налоговики решили проверить налог на прибыль за определенный год, начинать проверку нужно после 28 марта следующего года.

Также есть ограничение для случая, когда инспекторы проводят выездную проверку периода, за который представлена уточненная декларация. Согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ налоговики вправе это сделать, даже если «уточненка» относится к более раннему периоду, нежели три года, предшествующие началу проверки. Но здесь есть условие: выездная проверка по «уточненке» не должна быть повторной.

Если же данный период ранее уже был проверен, то назначать проверку второй раз категорически запрещено.
На практике налоговики зачастую не соблюдают вышеуказанные ограничения. В такой ситуации налогоплательщик может оспорить результаты проверки, и в качестве аргумента привести комментируемые рекомендации.

На наш взгляд, у организаций и предпринимателей есть неплохие шансы одержать победу в суде.

Нюансы отдельных мероприятий налогового контроля

В ходе выездной ревизии инспекторы могут назначить различные контрольные мероприятия, такие как вызов свидетеля, осмотр помещения, выемка документов и предметов, экспертиза и проч. Каждое из этих мероприятий имеет свои особенности.

Показания свидетеля

Получить показания свидетеля можно не только в помещении инспекции, но и у него дома. Для этого необходимо предварительно заручиться согласием самого свидетеля, а также родственников, проживающих совместно с ним.

К слову, содержание будущего допроса рекомендуется держать в тайне от свидетеля, поскольку, цитируем: «раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике».

Осмотр

Осмотр помещений и территории проводится в случае, когда инспекторы располагают информацией о сокрытии выручки, занижении объемов и расценок строительства, о наличии неучтенных товарно-материальных ценностей, производственных мощностей и проч.

При осмотре должны присутствовать не менее двух понятых. Если во время осмотра подозрения проверяющих подтвердятся, они незамедлительно назначат инвентаризацию или выемку.

Для этих целей инспекторы мобилизуют дополнительных сотрудников ИФНС, а также технические и транспортные средства.

Выемка

В отношении выемки документов и предметов существует строгое ограничение: ее нельзя осуществлять в ночное время. Таковым считается период с 22.00 часов до 6.00 часов по местному времени. Это закреплено в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса.

Экспертиза

Чаще всего экспертизу назначают, чтобы определить цену товара, основных средств, НМА и сметную стоимость строительства.

Помимо этого, экспертов привлекают, чтобы подтвердить или опровергнуть принадлежность товара к однородной группе, установить объем работ или услуг, либо количество произведенной продукции.

Наконец, нередко проводят почерковедческую, автороведческую и технико-криминалистическую экспертизу.

Привлекая экспертов, инспекторы обязаны соблюдать одно важное условие. Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым вопросам, а также иным вопросам, познаниями по которым должны обладать сами инспекторы.

Проверки цен по сделкам между взаимозависимыми лицами

Согласно действующим положениям Налогового кодекса, инспекторы проверяют рыночные цены по сделкам, которые признаны контролируемыми.

К категории контролируемых относятся сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие определенным условиям (подробнее о контролируемых сделках читайте в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»).

При этом проверка рыночных цен, назначенная в отношении контролируемой сделки, не относится ни к камеральным, ни к выездным проверкам, а является отдельным видом контрольных мероприятий.

Но огромное множество сделок, заключенных между взаимозависимыми лицами, не отвечает критериям контролируемых. Означает ли это, что налоговики не будут проверять цены по таким сделкам? Нет, проверка цен возможна, но проводят ее в рамках обычной выездной ревизии. Об этом говорится в комментируемых рекомендациях.

Особое внимание инспекторы обратят на безвозмездную передачу товаров, работ или услуг, передачу залогодержателю права собственности на предмет залога при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, а также на оплату труда в натуральной форме.

Обнаружив подобные операции, работники ИФНС захотят выяснить, соответствует ли сумма, отраженная в налоговом учете, уровню рыночных цен.

При проверке будут использовать методы, предназначенные для проверки контролируемых сделок, а именно метод сопоставимых рыночных цен, метод сопоставимой рентабельности и другие (подробно об этом читайте в статье «Как рассчитать рыночные цены по новым правилам»).

Не исключено, что при выездной проверке налоговики обнаружат искусственно созданные условия для вывода сделки из разряда контролируемых. Тогда инспекторы признают сделку контролируемой и сообщат о ней в Федеральную налоговую службу, чтобы та назначила соответствующую проверку.

Что должно быть в акте выездной проверки

По окончании выездной проверки инспекторы оформляют акт в соответствии со статьей 101 НК РФ. Существуют четкие правила относительно того, какие нарушения могут быть зафиксированы в акте выездной проверки. Таких нарушений десять:

1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

3) непредставление налоговой декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ);

4) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2 НК РФ);

5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

6) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

7) cообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником (ст. 122.1 НК РФ);

8) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);

10) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).

Другие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки. Ревизоры должны указать их в акте, который составляется в соответствии со статьей 101.4 НК РФ и не имеет отношения к выездному контрольному мероприятию. Это нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями статьей 125 НК РФ, пунктом 2 статьи 126 НК РФ, статьями 119.1, 128, 129, 129.1, 129.3 и 129.4 НК РФ.

Документы, которые заинтересуют инспекторов в ходе выездной проверки

Учредительные документы (устав и (или) учредительный договор)
Приказы об учетной политике (в т.ч. утвержденные планы счетов, формы «первички» и регистров, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и проч.)
Налоговые декларации (расчеты)
Регистры налогового учета
Книги покупок, книги продаж
Журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур
Книги учета доходов и расходов
Регистры бухгалтерского учета: главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и проч.
Договоры, контракты, приложения и дополнительные соглашения к ним
Банковские и кассовые документы
Прочие первичные документы

Ответственность за нарушения, допущенные налогоплательщиками и их контрагентами при выездной проверке

Налоговая ответственностьАдминистративная ответственность
Неявка в инспекцию для дачи пояснений (если человек пришел, но пояснений не дал, санкция не применяется)
Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения инвентаризации
Неявка свидетеля в ИФНС без уважительных причин
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний
Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения осмотра помещения или территории
Отказ представить документы (заверенные копии), истребованные у налогоплательщика
Отказ представить подлинники документов, копии которых ранее были истребованы у налогоплательщика
Отказ или несвоевременное представление контрагентами документов по сделкам с налогоплательщиком
Несообщение или несвоевременное сообщение контрагентами сведений о налогоплательщике
Отказ вскрыть помещения для выемки документов или иных предметов (при отказе в добровольной выдаче документов и предметов санкция не применяется)

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2013/8/7736

Полномочия сотрудников налоговой службы (ФНС) при проведении проверки

Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной проверке

16.09.2017

Столкнувшись с проверкой налогового органа вы должны быть «в полной боевой готовности». На что имеют право сотрудники налоговой? Могу ли я не пустить на территорию предприятия?

Важно иметь в виду, что налоговики часто превышают круг своих полномочий и выходят за рамки. Распознать неправомерные действия возможно, зная права и обязанности сотрудников ФНС, в целях их пресечения и возможности обжалования в дальнейшем.

Задачи Федеральной налоговой службы

На 2017-2021 гг. ФНС раз­ра­бо­та­на стра­те­ги­че­ская карта ве­дом­ства, вклю­ча­ю­щая в себя цели, за­да­чи и необ­хо­ди­мые ме­ро­при­я­тия для их до­сти­же­ния.

К за­да­чам и целям ФНС на бли­жай­шие 5 лет от­не­се­ны, в част­но­сти, сле­ду­ю­щие:

  • про­ти­во­дей­ствие укло­не­нию от упла­ты на­ло­гов и стра­хо­вых взно­сов;
  • обес­пе­че­ние за­кон­но­сти, обос­но­ван­но­сти и мо­ти­ви­ро­ван­но­сти ре­ше­ний, при­ни­ма­е­мых на­ло­го­вы­ми ор­га­на­ми и раз­ви­тие си­сте­мы до­су­деб­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния спо­ров;
  • со­кра­ще­ние вре­ме­ни на под­го­тов­ку и по­да­чу на­ло­го­вой от­чет­но­сти (от­чет­но­сти по стра­хо­вым взно­сам) на­ло­го­пла­тель­щи­ком (пла­тель­щи­ком стра­хо­вых взно­сов);
  • рас­ши­ре­ние спек­тра сер­вис­ных услуг и по­вы­ше­ние ка­че­ства об­слу­жи­ва­ния;
  • со­вер­шен­ство­ва­ние элек­трон­но­го вза­и­мо­дей­ствия и уда­лен­но­го до­сту­па, мак­си­маль­ный пе­ре­ход на те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные ка­на­лы связи;
  • сбли­же­ние на­ло­го­во­го и бух­гал­тер­ско­го уче­тов;
  • раз­ви­тие ин­фор­ма­ци­он­ной от­кры­то­сти.

Полномочия налоговой службы

В ходе выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют ряд прав, в свою очередь вы имеете ряд обязанностей, невыполнение которых грозит штрафом или доначислением суммы налогов.

Запрашивать необходимые документы у вашей организации

Но не любые, а только те которые установлены законом и служат основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты.

Первичные бухгалтерские документы или не являющимися таковыми, которые не имеют никакого отношения к формированию налоговой базы, например карточки счетов 60,62; отчеты; аналитические справки.

Хранить первичные документы, связанные с исчислением налогов следует не менее 4-х лет, согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Проверяющие вправе запросить только копии необходимых документов в письменной форме, предъявив вашей организации требование о представлении документов.

Запросить подлинники для ознакомления налоговики могут только с вашего согласия и в устной форме, не отказывайте в данном случае, так как согласно НК РФ это является вашей обязанностью.

При этом обеспечьте условия для ознакомления с данными документами – при возможности предоставьте кабинет и столы со стульями.

Производить выемку документов

В случае возникновения сомнений у проверяющих в отношении документов, например подлинности или их подмены и изменения, для ознакомления с данными документами непосредственно по месту нахождения налоговой инспекции производится выемка на основании отдельного мотивированного постановления. Также при вашем отказе добровольно дать доступ к документам, проверяющие имеют право вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы.

Проводить инвентаризацию имущества предприятия

А также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий организации.

  • Содействуйте – обеспечьте проверяющих рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, исправными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой. Если вы откажете в такой просьбе, сотрудники ФНС могут расценить ваш ответ как воспрепятствование деятельности проверяющих и итогом проверки будет существенное доначисление налогов;
  • При воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика налоговики имеют право составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

Для осмотра и иных действий в рамках проведения налогового контроля могут быть привлечены специалисты, обладающих специальными знаниями и навыками.

Проводить допрос

Для дачи показаний в качестве свидетеля на допрос может быть вызвано любое физическое лицом, в том числе сотрудники организации, которым могут быть известны какие — либо обстоятельства имеющие значение для целей проверки.

Не могут быть допрошены:

  • лица, не достигшие 14 лет;
  • лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налоговиков;
  • лица, которые в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей получили информацию, интересующую налоговый орган и относящуюся к профессиональной тайне этих лиц (адвокат, аудитор, нотариус).

На практике многие руководители отказываются от дачи свидетельских показаний на основании того, что они не обязаны свидетельствовать против самого себя.

Сотрудники ФНС расценивают данное поведение как отказ и налагают штраф, так как допрос проводится в отношении финансово-хозяйственной деятельности руководимой им организации, а не самого руководителя.

Однако, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем и вас вызвали на допрос, свидетельствовать против самого себя вы не обязаны, поэтому смело можете отказать.

Производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы

Помните, перешагнув порог вашего предприятия, проверяющие в большинстве случаев, ведут видеосъёмку, которая является весомым доказательством вашего поведения и сотрудников предприятия. Вы должны содействовать проверке, а не воспрепятствовать, не стоит оскорблять, унижать или как – либо умалять честь и достоинство сотрудников ФНС.

Привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле

Экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом вы вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Проведение выездной проверки фиксируется в протоколе проверяющими, вы в свою очередь тоже записывайте каждый шаг и каждое действие сотрудников ФНС. При сомнениях и чувстве неуверенности вы можете обратиться к профессионалам для оказания юридического сопровождения. Своевременная консультация – залог вашего спокойствия при проведении проверки ФНС.

Источник: https://zhorin.com/articles/polnomochiya-fns-pri-provedenii-proverki/

Что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке

Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной проверке

Выездные налоговые проверки имеют свои отличительные особенности. Узнайте, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке, чтобы подготовиться заранее, а значит, обезопасить свою компанию.

  • Что и как проверяют
  • Какие документы требуют
  • Какие мероприятия проводят
  • Полномочия налоговых инспекторов

При проведении выездной проверки налоговики руководствуются двумя основными документами: рекомендации по проведению выездных налоговых проверок (письмо ФНС от 25.07.13 №АС-4-2/13622@) и рекомендации по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками (письмо ФНС от 17.07.13 № АС-4-2/12837@). Расскажем, что могут проверять налоговые инспекторы.

Что и как проверяют

Цель выездной проверки – анализ правильности и полноты исчисления одного, нескольких налогов или всех налогов и страховых взносов. Перед инспекторами стоит ряд вопросов:

  • Ведет ли проверяемый налогоплательщик учет, обеспечивает ли он полноту и достоверность учета,
  • Есть ли у налогоплательщика вся документация, предусмотренная законодательством,
  • Не сокрыты, не искажены ли какие-либо факты хозяйственной жизни или документы,
  • Предоставлена ли налоговая отчетность, верно ли она составлена,
  • Правильно ли исчислен налог, перечислен ли он в бюджет полно и своевременно.

Чтобы ответить на эти вопросы, налоговики изучают показатели, отраженные в первичных документах, сопоставляют их с регистрами бухгалтерского и налогового учета, а также показателями налоговой отчетности. Особое внимание уделяют точности, своевременности и полноте отражения данных.

Данные бухгалтерского и налогового учета сопоставляются с информационными ресурсами сторонних организаций (например, системы банк-клиент того банка, в котором у проверяемого налогоплательщика открыт расчетный счет).

А также с информационными ресурсами органов власти, например, государственных реестров, ЕГАИС, ПФР и ФСС, таможни и миграционных органов и т.д. В п.5 Письма ФНС от 25.07.

13 №АС-4-2/13622@ приведен перечень, который включает более 60 информационных ресурсов местного, регионального и федерального уровней.

Если компания пользуется налоговыми льготами, инспекторы проанализируют обоснованность и правомерность применения льгот.

При проверке НДФЛ анализируют своевременность и полноту исполнения обязанностей налогового агента, а также правомерность применения налоговых вычетов.

У налогоплательщиков на ЕНВД проверяют реальность и величину физических показателей. У компаний, осуществляющих наличные расчеты, посмотрят соблюдение кассовой дисциплины.

При проверке налога на добавленную стоимость не только сопоставляют данные первичных документов с бухгалтерскими и налоговыми регистрами. Обычно в выборочно запрашиваются документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика. Это так называемые «встречные проверки».

В ходе контрольных мероприятий инспекторы изучают контрагентов проверяемого налогоплательщика. Цель – выявление участия в схемах незаконной налоговой оптимизации.

Инспекторы должны убедиться, что ни сам налогоплательщик, ни его контрагенты не являются фирмами-однодневками, не используют схемы получения необоснованной налоговой выгоды.

Проверка контрагентов – это отдельная большая тема, ей посвящена отдельная рубрика нашего журнала. А в специальном сервисевы можете проверить себя и своих контрагентов.

Что проверяет выездная налоговая проверка

Особое внимание обратят на сделки между взаимозависимыми лицами, а также цены по контролируемым сделкам. Инспекторы изучат следующие факты хозяйственной жизни компании:

  • Безвозмездную передачу товаров, работ или услуг,
  • Выплату заработной платы в натуральной форме,
  • Передачу залогодержателю прав собственности на предмет залога при неисполнении обязательства, обеспеченного залогом.

Во всех этих и подобных сделках инспекторы проверят соответствие сумм рыночным ценам.

Какие документы требуют

В ходе выездной проверки инспекторы потребуют следующие документы:

  • Учредительные документы,
  • Приказы об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета со всеми приложениями и дополнениями,
  • Лицензии,
  • Налоговую и бухгалтерскую отчетность,
  • Регистры бухгалтерского и налогового учета,
  • Счета-фактуры,
  • Книги покупок и продаж, журналы учета полученных и выданных счетов-фактур,
  • Договоры с контрагентами,
  • Первичные документы: товарные накладные, акты выполненных работ или оказанных услуг, транспортные и товарно-транспортные накладные, путевые листы, другие товарно-транспортные документы,
  • Иные документы, подтверждающие совершение хозяйственных операций.

Перечень документов, приведенный в п.5 Письма ФНС от 25.07.13 №АС-4-2/13622@, не является закрытым. Налоговики могут запрашивать другие документы, необходимые для проведения проверки.

Какие мероприятия проводят

Кроме работы с документами налогоплательщика инспекторы могут проводить следующие мероприятия налогового контроля:

МероприятиеОсобенностиОснование
Инвентаризация Проводится с целью проверки достоверности данных первичных учетных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета п.13 ст.89 НК РФ
Осмотр помещений Инспекторы вправе осматривать любые помещения занимаемые организацией. Назначение помещения значения не имеет, осматриваться могут складские, производственные, административные, торговые и прочие помещения ст.91, 92 НК РФ
Выемка Изъятые у организации документы составляют доказательную базу налогового правонарушения ст.94 НК РФ
Экспертиза При необходимости инспекторы вправе привлекать лиц, обладающих специальными знаниями и навыками для участия в осмотрах и работе с документами ст.95 НК РФ
Допрос В необходимых случаях могут проводить допрос свидетеля, располагающего какой-либо информацией, имеющей значение для проведения проверки ст.90 НК РФ

Это не полный перечень возможных мероприятий, по необходимости налоговики могут получать экспертное заключение, привлекать свидетелей и переводчиков. Набор мероприятий налогового контроля зависит от специфики деятельности проверяемого налогоплательщика.

Что проверяет выездная проверка

Полномочия налоговых инспекторов

Помимо действий, названных выше, налоговые инспекторы в ходе выездной проверки вправе совершать следующие действия:

  • Вызывать в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства деятельности налогоплательщика,
  • Производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра помещений,
  • Копировать документы, предоставленные налогоплательщиком,
  • Истребовать документы, касающиеся деятельности проверяемой организации, у ее контрагентов,
  • При отказе организации добровольно выдать подлежащие выемке документы инспекторы вправе вскрыть помещение, в котором эти документы хранятся,
  • При отказе в доступе на территорию проверяемой компании инспекторы вправе составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащего уплате.

Инспекторы не вправе совершать следующие действия:

  • Требовать у налогоплательщика документы, представление которых не предусмотрено законодательством,
  • Проводить более одной проверки по тому же налогу за тот же период,
  • Проводить более двух выездных проверок в отношении того же налогоплательщика в течение года (из этого правила есть исключения),
  • Проводить проверку за год, в котором проводился налоговый мониторинг,
  • Истребовать документы, которые уже были предоставлены налогоплательщиком в рамках других мероприятий налогового контроля, например, камеральной проверки,
  • Производить выемку документов в ночное время,
  • Причинять неправомерный вред имуществу организации,
  • Привлекать в качестве понятых работников ФНС,
  • Требовать нотариального заверения копий документов,
  • Ставить перед экспертом вопросы, выходящие за рамки его профессиональных познаний.

Источник: https://www.RNK.ru/article/216242-chto-proveryaet-nalogovaya-inspektsiya-pri-vyezdnoy-proverke

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной проверке

Выездная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля с присущими ей особенностями. Так, она может проводиться по месту нахождения налогоплательщика, и инспекторы имеют право проверять несколько налогов. Если избежать выездной проверки ИФНС все же не удалось, рекомендуем вам ознакомиться с главными нюансами такой формы контроля.

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Право ИФНС на выездную проверку

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Итоги

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2018 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);

Когда налоговая проверка может охватывать период, превышающий 3 года, читайте в материалах «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет» и «Вправе ли налоговый орган проверить текущий год?».

  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС в срок до 28.02.2019 об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения.

Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик.

В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы.

Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

См. также: «Выездная проверка обычного «физика» на дому — это законно?».

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

См. материал «Продление выездной проверки нельзя оспорить?».

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ.

Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/vyezdnaya_nalogovaya_proverka/poryadok_provedeniya_vyezdnoj_nalogovoj_proverki_nyuansy/

Выездная налоговая проверка документы. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной проверке

Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной проверке

Налоговая проверка — это действия налоговой службы (ИФНС) с целью контроля правильного начисления, своевременной и в полном объеме уплаты налогов организацией.

В ходе ревизии проверяющие сверяют полученные данные с цифрами отчетов, предоставленных в налоговую. Нужно подготовиться к визиту инспекторов либо знать, как вести себя при камеральной проверке, как общаться и какие бумаги показывать.

В данной статье мы рассмотрим как проходит налоговая проверка ООО на спецрежимах: УСН, ЕНВД и в первые 3 года.

Виды налоговых проверок ООО

Согласно законодательству РФ ревизоры проводят два вида проверки организации.

Камеральная проверка. Проверяются документы, которые представитель фирмы предоставляет в инспекцию. ИФНС вправе опрашивать свидетелей во время проведения ревизии.

Выездная проверка. Проводится на территории компании (см. → ). Проверяются бухгалтерские документы, договора, документация отдела кадров и т. д. Непредставление требуемых бумаг может привести к уголовной ответственности руководителя и главбуха фирмы. Такие ревизии делятся на несколько видов:

  1. Плановая. Осуществляется не чаще раза в год. ИФНС обязана известить организацию о предстоящей проверке за 10 дней до ее начала.
  2. Неплановая. Контролеры появляются без предупреждения. Такие случаи не часты.
  3. Комплексная. Проверяют начисление и уплату всех налогов организации.
  4. Выборочная. Ревизия какого-либо одного налога.
  5. Контрольная. Назначается при спорах по результатам выездной ревизии. Она имеет уточняющий характер и проводится вышестоящей ИФНС.

Если ООО ранее подвергалось проверке, то при очередной ревизоры ознакомятся с ее материалами. Это необходимо для контроля соблюдения требований законодательства, которые ранее нарушались.

Правила и основания для проведения налоговой проверки

Документы к проверке запрашиваются исключительно в письменной форме. Устное требование фирма исполнять не обязана (ст. 93 НК).Требование должно содержать точные сведения о документе: наименование, реквизиты, вид и др.

В течение года ИФНС вправе провести только одну выездную ревизию идентичного налога за одинаковый период (ст. 89 НК). В ином случае компания вправе подать на налоговиков в суд.

Длительность выездной ревизии составляет 2 месяца. В исключительных случаях она продлевается до 4-6 месяцев. К ним относятся следующие обстоятельства:

  • В ИФНС поступили данные о нарушении правил НК РФ, требующие дополнительного контроля;
  • Организация своевременно не представила документы для выездной ревизии;
  • Форс-мажорные обстоятельства, возникшие на территории проверяемого ООО.

Ревизия охватывает 3-летний интервал, предшествующий году ревизии. Правило не применяется, если ООО представило уточненную декларацию. При этом возможен выездной контроль налога и периода, по которым она сдана.

Сроки проведения проверочных действий приведены в таблице.

Действие ИФНС Срок мероприятия Статья НК РФ
Камеральная проверка 3 мес. со сдачи декларации 88
Составление справки о завершении выездной проверки последний день контроля 89
Составление акта проверки В течение 2 мес. от даты справки 100
Вручение акта 5 дней с даты его выписки 100
Представление возражений 1 мес. с дня его вручения 100
Обжалование решения 3 мес. С момента получения данных о нарушениях 139
Выставление требования о погашении недоимки 20 дней от числа решения 70
Исполнение требования 8 дней (прописан в документе) 69
Принятие решения о принудительном погашении задолженности 2 мес. с даты срока исполнения требования 46
Обращение в суд 6 мес. с конца срока исполнения требования 115

Пример #1. Разбор типовой ситуации

Налоговая составила акт выездной проверки ООО «Зной» и выслала его получателю заказным письмом 26 мая 2016 г. Согласно п. 5 ст. 100 НК датой получения документа будет 31 мая 2016 г. В компании не согласны с данными ревизии. Возражения принимаются в течение месяца после получения акта. Их ИФНС примет в письменном виде до 30 июня 2016 г.

Мероприятия выездной проверки ООО при УСН

Выезжающие на проверку налоговики должны выяснить, имеет ли право фирма применять УСН, соблюдаются ли установленные для данного режима требования НК. Как рассчитывают налог по упрощенке, как заполняются документы и осуществляются хозяйственные операции. Чаще всего проверяются убыточные фирмы и те, которые часто меняют ИФНС.

Ревизии подлежат все документы юридического лица на упрощенной системе налогообложения. Могут применяться контрольные мероприятия: инвентаризация, выемка бумаг, осмотр и другие. Для проверки декларации по УНС ревизоры требуют представить следующие документы:

Вид бумаг Когда могут запросить Оформление
Документы на подтверждение льгот Льготой при УСН считают уменьшение налога на взносы в фонды. Налоговики просят платежки на их перечисление (п.6 ст. 88 НК). Опись (сопроводительное письмо) с перечислением предоставляемых документов
Приложения к декларации Согласно НК обязательным является приложение определенных документов. Например, при подписи в отчете представителя фирмы, необходима копия доверенности (п. 5 ст. 80 НК).
Письменные пояснения 1). При ошибках в декларации или несоответствии данных со сведениями ИФНС.

3). В «уточненке» сумма налога стоит к уменьшению (п. 3 ст. 88 НК).

Пишутся в свободной форме

Применяя УСН, компании нужно опираться на главу 26.2 НК – ею руководствуются ревизоры в ходе проверки.

Камеральная проверка при УСН

Проведение данного вида ревизии регламентирует ст. 88 НК. Ревизоры осуществляют контроль, ссылаясь на данные декларации, проверяют полноту и своевременность уплаты налога за прошлый год.

Организации на УСН должны представить документы, подтверждающие как доходы, так и затраты.

Выездная и камеральная ревизии могут проводиться одновременно (письмо № ЕД-4-2/4529 от 13.03.16).

Проверка ООО на ЕНВД

Согласно статистике налоговики стали особое внимание уделять организациям, применяющим ЕНВД путем проведения ревизий.

У «вмененщиков» обычно запрашивают следующие документы:

При сдаче декларации налоговики не имеют права запрашивать у организации какие-либо дополнительные бумаги. Это им позволительно лишь в ходе контроля (ст. 93 НК). Их объем и перечень зависит от вида ревизии.

При камералке ревизоры вправе затребовать первичку только в том случае, если в декларации по ЕНВД есть ошибка. Причем попросить они могут только те бумаги, которые непосредственно относятся к неточности.

Например, учредительные документы налоговики требуют для выяснения, какой вид деятельности имеет ООО, и какую базовую доходность должно применять. В требовании на предоставление первичных документов инспектор должен указать, какая ошибка допущена в отчете.

Если данная информация отсутствует, бухгалтер вправе не представлять документы для проверки. За это организация не будет оштрафована (ст. 126 НК).

При выездной проверке ревизоры могут затребовать первичку по теме ревизии (ст. 93 НК). Также и бумаги-основания для исчисления взносов в ПФ РФ и больничных для проверки правильности их расчета. Эти суммы уменьшают величину ЕНВД (ст. 346.32 НК).

Пример #2. Итоги налоговой проверки ООО

ООО «Омега» находится на ЕНВД. Размещает рекламу в 7 автобусах. Физический показатель — число транспортных средств. Базовая доходность за один автобус 10 тыс. р. В 2016 году коэффициент-дефлятор равен 1,798.

За 1-й квартал сумма налога в декларации составила:

10 тыс. р. * 1,798 * 7 * 3 = 56 637 р.

ИФНС провела камеральную проверку после сдачи отчетности и доначислила налог за 2-й квартал в размере 56 637 р.

Налоговая проверка ООО в первые 3 года работы

Часто налогоплательщики уверены, что выездная проверка грозит им не чаще одного раза за 3 года. Такое мнение обусловлено непониманием Закона о защите прав юрлиц № 294 ФЗ от 26.12.2008. Ст.

9 которого гласит, что ревизия проводится не чаще 1 раза за 3 года по прошествии трех лет с даты регистрации ООО или с момента последней ревизии. Но в подп. 4 п. 3.1 ст.

1 документа четко прописано, что вышеуказанные правила неприменимы при налоговом контроле!

Аналогично и НК не содержит ограничений на выездные ревизии компаний, начавших деятельность менее 3 лет назад.

В отношении недавно зарегистрированных фирм проверка проводится редко. Цель налоговиков — доначислить налоги. Чем короче период деятельности ООО, тем меньше шансов выявить нарушения.

На практике известны случаи, когда ревизии проводились и через год после открытия компании.

Есть несколько признаков, побуждающих инспекцию к назначению выездной проверки:

  • Запрос органов МВД на проведение совместной ревизии. Например, при жалобе на ООО. В ходе оперативных мероприятий полиция выявляет факт «ухода» от налогов и сокрытия доходов.
  • Реорганизация или ликвидация компании.
  • Сомнительные данные в декларации, подача уточненки с меньшими суммами.
  • Выполнение плана.
  • По результатам камералки.

Какие статьи налогов нарушают организации на УСН и ООО?

В ходе проверки ООО на спецрежимах налоговики выявляют следующие характерные моменты:

Статья НК РФ Описание нарушения

Упрощенка

346.12, 346.13 Незаконное применение УСН ООО:
  • с обособленными подразделениями;
  • применяющими единый сельхозналог (ЕСХН);
  • с участием иных фирм свыше 25%;
  • с персоналом свыше 100 человек.
346.15 Сокрытие доходов от продажи товаров (работ, услуг)
346.16 Уменьшение дохода на затраты, не прописанные в НК
346.16, 346.17 Включение в базу по УСН не подтвержденных бумагами затрат или составление бумаг с ошибками.
346.18 Не исчисление минимального налога фирмами с системой учета «доходы минус расходы».
346.21 Уменьшение налога на величину неуплаченных взносов в фонды
Разделение бизнеса на структуры с целью применения УСН

Вмененка

346.26 Незаконное применение ЕНВД по деятельности, попадающей под общий режим.
346.26 Занижение базы по налогу на прибыль из-за отсутствия раздельного учета в отношении предпринимательской деятельности (ПД), облагаемой ЕНВД, и ПД с иным режимом.
346.32 Занижение величины налога за счет не перечисленных по факту взносов в фонды.
346.27, 346.29 Неуплата ЕНВД путем занижения физических показателей коэффициентов доходности.
Гл. 26.3 Незаконное применение ЕНВД с помощью минимизации налогов и разделения бизнеса.

Во многих регионах действуют льготы по налогам для ООО на спецрежимах. При этом в задачу налоговиков входит и проверка правомерности применения льгот.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. Что будут проверять у торгующего в розницу ООО на ЕНВД?

Ревизия проходит согласно ст. 82, 87, 88, 89 НК.

Особое внимание контролеры уделят тому, равна ли торговая площадь заявленной в документах, наличию перегородок в стационарном объекте, разделяющих торговое помещение от остальных.

Вопрос №2. Что будет, если требование об уплате недоимки не удовлетворено в срок?

ИФНС заблокирует банковский счет организации. При наличии на нем средств, снимет их в бесспорном порядке.

Вопрос №3. Как обжаловать решение ИФНС?

Если ООО не согласно с результатами проверки, их сначала следует обжаловать в региональном отделении ИФНС и только потом — в суде.

Вопрос №4.

Источник: https://TermosPro.ru/na-imuschestvo/field-tax-audit-documents-what-powers-does-the-tax-inspection-have-when-it-comes-to-field-inspection.html

Про закон
Добавить комментарий