Какие ограничения установлены на закупки программ для ЭВМ и баз данных

Какие ограничения установлены на закупки программ для ЭВМ и баз данных — НалогОбзор.Инфо

Какие ограничения установлены на закупки программ для ЭВМ и баз данных

С 1 января 2016 года Правительство РФ ограничило закупку программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – ПО). Сейчас заказчики могут приобретать без каких-либо дополнительных сложностей и обоснований только то ПО, которое включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – Реестр).

Причина такого ограничения – План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, который утвердило Правительство РФ своим распоряжением от 27 января 2015 г. № 98-р.

Какие ограничения на приобретение программ установлены с 1 января 2016 года

С 1 января 2016 года Правительство РФ запретило закупать для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

  • ПО иностранных государств;
  • исключительные права на такое ПО;
  • права использования такого ПО.

При этом не имеет значения:

  • вид договора, с помощью которого реализуют ПО;
  • форма, с помощью которой можно передать ПО, – на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи.

На это указано в пункте 2 постановления от 16 ноября 2015 г. № 1236 (далее – Постановление № 1236).

В то же время установлены четыре исключения.

1. В Реестре нет ПО, которое соответствует тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке (подп. «а» п. 2 Постановления № 1236).

При этом под классом ПО понимают группу, которая:

  • объединяет ПО, имеющее аналогичные функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, и
  • определяется по классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – Классификатор) и правилами его применения.

Такое определение дано в пункте 2 Правил формирования и ведения Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – Правила), утвержденных Постановлением № 1236.

Минкомсвязи России утвердило Классификатор и правила его применения своими приказами от 31 декабря 2015 г. № 621 и № 622.

2. ПО, которое включено в Реестр и соответствует тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам, не отвечает требованиям, которые установил заказчик к ПО, планируемому к закупке (подп. «б» п. 2 Постановления № 1236).

3. Закупку проводят для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства (п. 3 Постановления № 1236):

  • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ;
  • торговые представительства РФ при международных организациях.

4. Закупка ПО и (или) прав на него, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну (п. 4 Постановления № 1236).

Реестр преследует определенные цели. Их называет пункт 1 статьи 12.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:

  • подтвердить происхождение ПО из Российской Федерации;
  • расширить использование российского ПО;
  • оказывать правообладателям ПО государственную поддержку.

Внимание! Если заказчик приобретет ПО, которое не включено в Реестр, без обоснования, то закупку могут признать необоснованной, а должностных лиц – привлечь к административной ответственности.

В частности, ФАС России может (п. 6 ст. 18 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – Закон № 44-ФЗ):

  • выдать предписания об устранении выявленных нарушений и
  • наложить штраф в размере 30 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ).

Поэтому заказчики начали ориентироваться на указанный реестр и стараются избегать закупок ПО, которое в него не включено.

Кроме того, если заказчик заключил договор на поставку ПО, включенного в Реестр, то он уже не сможет заменить его на иное ПО в порядке части 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ (п. 5 Постановления № 1236).

Как найти информацию в Реестре

Сведения, которые находятся в реестре, являются открытыми и общедоступными. Любое заинтересованное лицо может получить доступ к ним двумя способами (п. 37, п. 38 Правил).

Способ 1. Обратиться к официальному сайту Реестра (приказ Минкомсвязи России от 30 декабря 2015 г. № 614 «Об определении официального сайта оператора Единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»).

На его странице https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/ в выданной форме можно искать сведения по трем критериям:

  • «Классы программного обеспечения»;
  • «Название программного обеспечения (часть названия)»;
  • «Правообладатель программного обеспечения (выбор из семи вариантов)».

Если поиск не дал результатов, то сведений об искомом ПО в Реестре нет.

Способ 2. Отправить запрос оператору Реестра.

Такой запрос необходимо направить по Интернету в виде электронного документа с простой электронной подписью.

Оператор должен будет бесплатно предоставить сведения или сообщить об их отсутствии в течение 24 часов. Исключение касается лишь информации, доступ к которой ограничен (п. 39 Правил).

Из Реестра можно узнать не только то, что ПО происходит из Российской Федерации. Он содержит целый набор сведений (п. 4 Правил):

1) порядковый номер и дату формирования реестровой записи;

2) название ПО, а также предыдущие и (или) альтернативные названия (при наличии);

3) код (коды) продукции согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности;

4) сведения о правообладателях ПО:

  • в отношении гражданина России – фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН (при наличии), наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) или адрес места фактического проживания;
  • в отношении юридического лица – полное наименование, ОГРН, ИНН;
  • в отношении Российской Федерации – слова «Российская Федерация»;
  • в отношении субъекта РФ – полное его наименование;
  • в отношении муниципального образования – полное его наименование (согласно уставу муниципального образования);

5) адрес страницы сайта правообладателя в Интернете с документацией, которая содержит:

  • описание функциональных характеристик ПО и
  • информацию для установки и эксплуатации ПО;

6) сведения об основаниях возникновения у правообладателя (правообладателей) исключительного права на ПО на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права;

7) дата государственной регистрации и регистрационный номер ПО (при наличии);

8) класс (классы) ПО, которому (которым) соответствует ПО;

9) дата и номер решения уполномоченного органа о включении сведений о ПО в Реестр;

10) сведения о дате и содержании изменений, внесенных в Реестр (при наличии).

Что делать, если в Реестре нет нужного ПО

Правительство РФ предусмотрело порядок действий для двух возможных ситуаций.

Ситуация 1. В Реестре совсем нет сведений о ПО, которое соответствует тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке.

Ситуация 2. Реестр содержит сведения о ПО, которое соответствует тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке. Однако оно по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям, которые установил заказчик.

В таком случае заказчик должен подготовить и опубликовать обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск ПО (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Порядок его подготовки Правительство РФ утвердило тем же Постановлением № 1236 (далее – Порядок).

обоснования

В обосновании необходимо указать:

  • обстоятельство, которое стало причиной подготовки обоснования (указать одну из ситуаций);
  • класс (классы), которому (которым) должно соответствовать ПО – объект закупки;
  • требования заказчика к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО (объекта закупки) с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать ПО;
  • функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в т. ч. их параметры), по которым ПО, сведения о котором включены в Реестр, не соответствует требованиям заказчика к объекту закупки (только для ситуации 2). Это нужно сделать в отношении каждого ПО из Реестра, которое соответствует тому же классу, что и объект закупки.

На это указано в пункте 3 Порядка.

Если доводы заказчика будут неубедительными, технически не подкрепленными, то такую закупку с высокой степенью вероятности приостановит ФАС России.

Размещение обоснования

Заказчик должен разместить обоснование в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Это нужно сделать одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки (п. 5 и 6 Порядка).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/dogovornoe_pravo/zakupki/kakie_ogranichenija_ustanovleny_na_zakupki_programm_dlja_ehvm_i_baz_dannykh/72-1-0-3103

С 18 июля новый порядок регистрации программ для эвм в роспатенте. что изменилось?

Какие ограничения установлены на закупки программ для ЭВМ и баз данных

18 июля 2016 года вступили в силу новый Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации программы для ЭВМ, а также новые Правила регистрации программ и баз данных. Таким образом, прекращает действие Административный регламент 2008 года.

Понятно, что если вы по каким-то причинам регистрируете программы в Роспатенте (зачем их регистрировать — мы обсуждали здесь ранее), то с 18 июля нужно пользоваться новой формой заявления.

Больший интерес представляет анализ нового Регламента с целью понять, есть ли что-то существенно новое в регистрации программ, улучшающее или ухудшающее положение заявителей.

Форма подачи документов

Некоторые изменения связаны с появлением новых каналов связи с Роспатентом. Например, в Регламенте есть ссылки на электронную подачу заявок через сайт Роспатента и портал Государственных услуг (видимо, поэтому Роспатент ограничил максимальное время ожидания в очереди при физической подаче документов 15-ю минутами, п.33 Регламента).

Срок регистрации

Срок по государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных и выдачи свидетельства составляет теперь шестьдесят два (62!) рабочих(!) дня с даты приема заявки (п.13 Регламента). Ранее предусматривался двухмесячный срок на проверку наличия в заявке на регистрацию необходимых документов и материалов и их соответствия установленным требованиям.

Чем вызвано увеличение простой процедуры регистрации на целый месяц? Если воспринимать замену терминов буквально, государственная услуга предоставляется не автоматически после проверки документов. Два месяца и так выглядело слишком большим сроком, а теперь еще дополнительный месяц.

Ок, может за этот месяц с заявкой будут делать какие-то полезные процедуры? Смотрим дальше…

Дополнительные документы к заявке

Предоставление документов, подтверждающих уплату государственной пошлин, давно не является обязательным, и теперь это закреплено и в Регламенте. Однако, по желанию заявитель может приложить такой документ и выписку из ЕГРЮЛ (п.21-22 Регламента). В целом, предоставление таких документов ускоряет процесс регистрации.

Депонирование кода программы (самое ценное нововведение)

Ранее мы писали, что самое ценное в процедуре регистрации – это депонирование куска кода. По старому регламенту материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ, представлялись в форме распечатки исходного текста (полного или фрагментов) в объеме до 70 страниц (и не страницей больше).

Только вот такой объем часто вызывал недоумение, так как по такому небольшому куску не всегда можно установить идентичность программы в случае спора.

Самым ценным нововведением, на наш взгляд, стали изменения требований к депонируемым материалам.

В соответствии с новыми Правилами депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ, «представляются в форме исходного текста (полного или фрагментов) или иной форме, присущей языку программирования, на котором написана представленная на регистрацию программа для ЭВМ, в объеме, достаточном для ее идентификации» (п. 27 Правил).

То есть, длину фрагмента определяет заявитель, и если, по его мнению, для идентификации требуется более 70 страниц, то Роспатент должен его принять.

Помимо это, допускается включать в состав депонируемых материалов подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, а также порождаемые ею аудиовизуальные отображения в любой визуально воспринимаемой форме.

Депонирование базы данных

Ограничение на 50 страниц для баз данных также отменили.

К депонируемым материалам, идентифицирующим базу данных, следует дополнительно прилагать «материалы, объективно подтверждающие количественное содержание базы данных, а именно наличие в представленной на регистрацию базе данных не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных, и (или) документы, подтверждающие существенные финансовые, материальные, организационные или иные затраты, потребовавшиеся на создание базы данных». В качестве материалов, подтверждающих количественное содержание базы данных, могут быть представлены скриншоты отчетов, подготовленных СУБД, с указанием числа выявленных информационных элементов и (или) в форме нумерационных списков. При подаче заявки на регистрацию на бумажном носителе депонируемые материалы, исключая реферат, представляются в электронной форме на машиночитаемом носителе в формате PDF/A. Если представленная на регистрацию база данных содержит аудио-видео материалы, то примеры таких материалов представляются в форматах MP3, AVI, MPEG 2, JPEG (Раздел III Правил Оформления).

К «машиночитаемому носителю» требования также прописаны: не должен допускать последующую запись на него информации и должен позволять осуществлять многократное считывание записанной на нем информации; и должен быть подписан (п. 15 Правил составления документов).

Требования к реферату

Расширен перечень того, что должно включаться в реферат: • Для программы для ЭВМ могут быть отражены особенности типа реализующей ЭВМ или другого компьютерного устройства, тип и версия операционной системы.

• Для базы данных обязательно указывается, совокупность каких самостоятельных материалов она содержит. • Если программа для ЭВМ или база данных содержит персональные данные, об этом указывается в реферате.

• Если программа для ЭВМ или база данных является частью составного произведения, приводится название составного произведения.

• Реферат должен завершаться указанием: — языка программирования, на котором написана программа для ЭВМ; — системы управления регистрируемой базой данных (СУБД); — объема программы для ЭВМ или базы данных в машиночитаемой форме в единицах, кратных числу байт. И всё это – не более 900 знаков. И понятным языком без ненаучных терминов. Правила предписывают.

Подтверждение авторства и прав

Самым больным вопросом в процедуре регистрации программ была достоверность данных. Пример с Windows Vista уже всем надоел.

Но возможно ли повторить такую провокацию с новым Регламентом? Пункт заявки, в соответствии с которым необходимо «внести краткое описание творческого вклада автора при создании регистрируемой программы для ЭВМ или базы данных», к сожалению, не получил разъяснений.

Каким образом проверить, что автор что-то внёс, а тем более, что-то творческое – неизвестно. Сам Роспатент такую проверку проводить не будет.

Если наличие этого пункта направлено на исключение «ложных» авторов, потому что заявители постесняются врать об отсутствующем творческом вкладе, то и моральная дилемма решается легко: в форме ходатайства об изменении списка авторов вопрос о творческом вкладе отсутствует. Получается, автором можно по-прежнему указать кого угодно, главное – уплатить пошлину.

Авторов можно поменять после регистрации

Регламент предусматривает возможность подать заявление об изменении состава авторов. Такое действие не связано с внесением изменений в саму программу или базу данных.

Если в изначальной заявке указано, что творческий вклад автора состоял в написании, условно, конкретных 10 страниц кода, непонятно, нужно ли исключать эти страницы, если этот человек исключается из состава авторов, а код представляет ценность и без его части.

Персональные данные

Также в заявке и реферате необходимо указывать, содержатся ли в программе или базе персональные данные. П. 15 Правил оформления предусматривает необходимость указывать регистрационный номер заявителя (правообладателя) в Реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Вывод

В целом, радикальных изменений регулирование не претерпело. Это уже хорошо. Как и раньше смысл регистрации программы — в депонировании материалов. Благо задепонировать программу сейчас можно более качественно.

Плохо, что по-прежнему Роспатент не анализирует и не проверяет содержание заявления, ответственность за информацию в котором несёт заявитель. Поэтому всё ещё можно вслед за Vista успеть зарегистрировать Pokemon Go. Регистрация – всё ещё подтверждение даты создания кода, но не прав на этот код.

На программы для ЭВМ и базы данных по этой процедуре вы не получаете аналог патента, предполагающий экспертизу и оценку.

Сложно сказать, хорошо это или плохо, если бы Роспатент взялся за оценку программ по существу, еще не известно, чтобы из этого вышло.

В любом случае, закреплены более удобные способы подачи заявок, размер кода, который можно зарегистрировать, увеличился, форматы документов расширились, только вот сроки регистрации выросли (можно надеяться, что из-за более тщательной проверки).

Источник: https://habr.com/post/305854/

Какие особенности закупки программного обеспечения по 44-ФЗ

Какие ограничения установлены на закупки программ для ЭВМ и баз данных

Постановлением Правительства России от 16.11.2015 N 1236 установлены ограничения для закупки ПО, происходящего не из России. Вы не вправе закупить произведенное за рубежом ПО.

Исключение составляют страны ЕАЭС — сведения о программном обеспечении, происходящем из указанных стран, включены в Единый реестр евразийского ПО.

Под запрет попадают закупки (п. 2(1) Постановления Правительства России N 1236):

  • программ — вне зависимости от носителей, а также услуги облачных сервисов;
  • поставки и техобслуживание ПК и подобной техники, на которые необходимо установить ПО;
  • разработки, модификации, модернизации, сопровождения, техподдержки, обновления ПО, если заказчик получит права использовать ПО или расширится ранее предоставленный объем прав;

Для того чтобы определить, нужно ли устанавливать запрет, вам предстоит свериться с положениями реестров. Реестр российского ПО в настоящее время доступен на сайте Минкомсвязи России, реестр евразийского ПО находится в стадии разработки.

Если необходимое вам ПО содержится хотя бы в одном из реестров, установление запрета обязательно, за некоторым исключением.

Запрет на закупку иностранного программного обеспечения не действует в следующих случаях (п. п. 2, 3, 4 Постановления N 1236):

  • в указанных реестрах нет аналогов ПО, соответствующих тому же классу, который необходим заказчику;
  • в указанных реестрах существует такой аналог, однако отдельные характеристики не удовлетворяют заказчика;
  • закупка ПО производится для заказчика, работающего за рубежом;
  • сведения о закупке ПО составляют гостайну.

Если не нашли аналогов ПО в реестре или оно по каким-то характеристикам вам не подходит, составьте обоснование невозможности соблюдения запрета. Разместите его в ЕИС вместе с извещением о закупке. Если закупка является гостайной или если вы работаете за рубежом, такое обоснование готовить не нужно (п. 2 Порядка подготовки обоснования, утвержденного Постановлением N 1236).

Как организовать закупку ПО

Некоторым заказчикам организовывать закупку ПО не придется. Федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства РФ, а также подведомственным им казенным учреждениям ПО и услуги по его сопровождению закупят централизованно (п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 N 658):

  • Казначейство закупит ПО для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти и их подведомственным казенным учреждениям;
  • Минкомсвязи закупит для указанных заказчиков офисное ПО и ПО в сфере информационной безопасности.

Для остальных заказчиков организация и проведение определения поставщика ПО проводятся в соответствии с общими положениями Закона N 44-ФЗ. Однако такие закупки имеют некоторые особенности. Рассмотрим их ниже.

Что учесть при планировании

Спланируйте закупку в общем порядке, однако учитывайте необходимость указать ограничения по национальному режиму. Сделайте соответствующую пометку в графе 27 «Применение национального режима при осуществлении закупок».

Как выбрать способ определения поставщика ПО

При выборе способа определения поставщика ПО опирайтесь на общие положения и ограничения Закона N 44-ФЗ, не забывайте об обосновании выбора того или иного способа.

Определите специфику ваших потребностей, коды предмета закупки и выберите способ закупки.

Электронный аукцион. Значительная часть ПО и связанных с его эксплуатацией работ и услуг содержится в аукционном перечне. Проверьте дополнительно региональный перечень (при наличии), разработанный в соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ.

Например, вы планируете приобрести лицензии на антивирусное программное обеспечение на сумму 600 тыс. руб. Код по ОКПД2 58.29.50.000 включает в себя «Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение». Код 58 входит в аукционный перечень. Необходимо провести электронный аукцион.

Запрос котировок. В случае если НМЦК вашей закупки не превышает 500 тыс. руб., вы можете провести запрос котировок (запрос котировок в электронной форме), даже если ПО подпадает под аукционный перечень.

Это позволит сэкономить как временные, так и организационные ресурсы. Однако учитывайте ограничения — годовой объем закупок этим способом не должен превышать 10% СГОЗ, сумма которого не превышает 1 млрд руб., и 100 млн руб. — если превышает (ч. 2 ст.

72, ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).

Конкурс. Вы можете провести открытый конкурс, за исключением следующих случаев:

  • сведения о закупке являются гостайной либо не подлежат размещению в ЕИС (ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). В этом случае вам нужно провести закрытый конкурс;
  • код предмета закупки входит в аукционный перечень.

Проводите открытый конкурс, если, например, вы закупаете по коду ОКПД2 62.01.11.000 «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения». Код 62 не входит в аукционный перечень. В этом случае вы можете провести конкурс и сравнивать участников не только по цене, но и по качественным и квалификационным критериям.

Закупка у единственного поставщика. Провести неконкурентную закупку ПО вправе любой заказчик:

  • при закупке на сумму не более 100 тыс. руб. (при условии соблюдения ограничений);
  • при закупке электронных изданий конкретных авторов (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) у издателей — обладателей исключительных прав (лицензий) (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • при признании несостоявшейся процедуры определения поставщика (при условии соблюдения ограничений).

Также некоторые учреждения культуры, образовательные или социальные организации могут купить ПО у единственного поставщика на сумму не более 400 тыс. руб. При этом в год таких закупок они могут провести не больше чем на 20 млн руб. и не больше 50% от СГОЗ (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Если вы относитесь к образовательным организациям — инновационным площадкам, вы можете закупить у единственного поставщика — правообладателя ПО без ограничения по сумме (п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Как определить НМЦК

Относительно расчета и обоснования НМЦК при закупке программного обеспечения закон не содержит специальных требований. Используйте приоритетный метод — метод сопоставимых рыночных цен (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Как сформировать лоты

При формировании объекта закупки проверьте, связаны ли закупаемые товары или услуги технологически и функционально.

Источник: http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kakie-osobennosti-zakupki-programmnogo-obespecheniya-po-zakonu-n-44-fz.html

Все, что нужно знать об импортозамещении ПО

Какие ограничения установлены на закупки программ для ЭВМ и баз данных

Статья актуальна на 4 января 2018

Одна из самых горячих тем в российских госзакупках из теории перешла на практику. Давайте разберемся, по каким правилам заказчики теперь обязаны закупать ПО и как поставщикам работать в новых условиях.

Есть закон

1 января 2016 года вступил в силу 188-ФЗ, который дает российским разработчикам преимущество перед иностранными при участии в госзакупках. Если у иностранного софта есть российский аналог, который занесен в специальный реестр, заказчик обязан купить именно его.

Закон определяет такие критерии для российского ПО:

  • исключительное право на него должно принадлежать РФ или субъекту РФ, муниципальному образованию, российской коммерческой или некоммерческой организации,  в которой больше 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам;
  • организацию-правообладателя не должно контролировать иностранное лицо;
  • выплаты в пользу иностранных организаций не должны превышать 30% всех платежей за ПО;
  • ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны быть гостайной.

Из ограничения можно делать исключения. Это значит, заказчики могут обосновать невозможность купить российский аналог, если в нем нет нужных функций. Аргументы должны быть прописаны в закупочной документации.

Действует постановление № 1236 от 16.11.2015

Документ содержит:

  • правила формирования и ведения единого реестра российских программ;
  • порядок обоснования того, что невозможно закупить продукт российского производства.

Заработал реестр отечественного ПО

До недавнего времени госзаказчики могли работать по принципу «нет реестра — нет ограничений», но с 20 февраля 2016 реестр начал наполняться. В него уже попали приложения ABBYY, «1С», Dr.Web, Касперский, «Барс», «Гарант» и другие.  Всего в реестре 4784 продукта, в том числе аналог «Microsoft Office» — программа «Мой офис» от российского разработчика «Новые облачные технологии».    

Как поступают заказчики?

  1. Пользуются правом закупать иностранные программные продукты для «доработки, расширения или продления лицензий на уже используемое ими ПО». Вот, например, как в этой закупке.
  2. Объявляют тендер не на закупку ПО, а на закупку компьютеров с предустановленной программой, например, с тем же  «запрещенным» Microsoft Office, дополняя закупку формулировкой «эквивалент невозможен в связи с необходимостью обеспечения совместимости с уже имеющимся ПО заказчика».
  3. Обосновывают невозможность закупки российского ПО. Например, как в этой закупке.

Как и в других закупках, у заказчиков нет права написать, что нужен какой-то конкретный производитель или программа — они описывают технические характеристики, которые их устраивают.

Сейчас, если российская программа по своим функциональным, эксплутационным и техническим параметрам полностью соответствует иностранной, отклонить ее не смогут, даже если она теоретически ухудшит производительность компьютера или других программ, которые работают на основании этого ПО. Потребуется очень серьезное доказательство того, что в реестре нет аналога того же класса.

Нина Васильевна Шараева, начальник отдела закупок ИММ УРО РАН:

С реестром мы уже познакомились, но закупок ПО по новому закону пока не проводили. Конечно, переходить на отечественные аналоги будет тяжело.  Например, из-за  технических особенностей наших серверов трудно будет работать с антивирусным ПО российской разработки. Когда придет время продлевать лицензию, будем прописывать в закупке, для каких целей нам нужен именно действующий антивирус.

Соблюдать закон нужно, но участники рынка госзакупок соглашаются с тем, что на первом месте должны стоять интересы заказчика.  Подходит ли ему программа и насколько эффективно она будет работать на имеющемся оборудовании, решать заказчику.

Ирина Яворская, руководитель компании GosTrader, занимающейся тендерным сопровождением заказчиков и поставщиков:

Если клиент обратится с просьбой подготовить техзадание на покупку ПО, мы сначала посмотрим, что есть в реестре. Затем сделаем сравнительный анализ иностранного и российского продукта: полностью ли российский соответствует требованиям заказчика. Если заменить можно, мы это сделаем. Если нет,  будем искать объективные причины, чтобы обосновать закупку иностранного софта.

Если вы продавец ПО

Заключайте лицензионные договоры с новыми дистрибьюторами и производителями. Наличие российского софта среди ваших торговых предложений станет преимуществом.

Будьте более грамотным, чем заказчик. Следите, что закупают ваши заказчики и напоминайте о правилах, если они их нарушают. Поставщик может подать три запроса на разъяснения, и если они не дали результата, обратиться в региональное отделение ФАС с жалобой.

Что может сделать заказчик в ответ на ваш запрос, почему он закупает иностранное ПО:

  • добавить обоснование закупки;
  • внести изменения в в техническое задание, учитывая запросы разъяснений участников. В этом случае обязательно будет продлен срок подачи заявок;
  • отменить закупку.

Ирина Яворская, GosTrader:

Выигрывает тот, кто умеет работать с информацией.  У поставщика сегодня есть возможность узнать заранее  план закупок заказчика и подготовиться к торгам по закупке ПО. Изучить преимущества российского аналога и работать на опережение, например, пройти обучение по нужному софту, получить партнерский статус и специальные условия  от дистрибьютора или производителя напрямую.

Если вы производитель-правообладатель

Есть смысл попасть в реестр. Процедура довольно долгая, связанная с рассмотрением заявки экспертным советом и изданием приказа Минкомсвязи, так что чем раньше вы подадите заявление на сайте оператора реестра, тем лучше.

Чего ждать еще?

Скорее всего подобные ограничения на закупку ПО будут приняты и заказчикам по № 223-ФЗ, а они закупают ПО гораздо больше. Например, в 2015 году госкомпании закупили в 18 раз больше лицензий на Microsoft Office, чем госорганы.

Обсуждается вопрос о том, что в российских госзакупках может участвовать программное обеспечение из всех стран ЕЭС (кроме России, в него входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия).

Иностранные производители готовятся адаптировать свои продукты к новым правилам, например, создавать совместные разработки с российскими производителями, переносить «производство» в Россию. Так поступила компания Eset, которая начала совместную работу с российской компанией «Код безопасности», чтобы выпускать свою продукцию в пределах РФ.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1098-importozameschenie-po

Про закон
Добавить комментарий