Как ТСЖ рассчитать объем переданной горячей (холодной) воды и тепловой энергии

Помощь по Теле2, тарифы, вопросы

Как ТСЖ рассчитать объем переданной горячей (холодной) воды и тепловой энергии

Последние несколько лет в Российской Федерации постепенно происходит переход к двухкомпонентному тарифу на горячую воду. Управляющим компаниям необходимо разбираться в этом вопросе сразу по двум причинам.

Во-первых, нужно правильно начислять оплату и осуществлять расчеты с РСО и собственниками. Во-вторых, приходится отвечать на вопросы жильцов о том, почему в квитанциях плата за ГВС теперь идет двумя строками.

В статье мы подробно изучили этот вопрос и привели примеры того, как работает новая система тарификации.

Особенности использования двухкомпонентного тарифа при расчете оплаты ГВС

До 2012 года стоимость кубометра горячей воды в России была единой. Правила поменялись с введением двухкомпонентного тарифа на ГВС при вступлении в силу правительственного постановления № 1149 от 08.11.2012. Новые правила начисления платы действуют с недавнего времени во многих субъектах федерации, среди которых и Московская область.

В чем суть двухкомпонентного тарифа на горячую воду

Использование двухкомпонентного тарифа предполагает, что стоимость кубометра горячей воды для потребителя определяется исходя из двух составляющих:

  • холодная вода как теплоноситель;
  • тепло как ресурс, идущий на ее подогрев.

Объем необходимой холодной воды рассчитывается по показаниям счетчиков и исчисляется в кубических метрах. Второй компонент считается чуть сложнее. Здесь нужно взять учтенный ПУ объем воды и умножить его на норматив расходования тепла на подогрев.

При использовании старого однокомпонентного тарифа на горячую воду не всегда учитывались инженерные особенности многоэтажных домов. В итоге в отдельных регионах, включая Московскую область, складывались ситуации, когда УК вынуждены были платить ресурсоснабжающим организациям больше, чем они получали за этот ресурс от собственников квартир.

Представители отрасли ЖКХ считают двухкомпонентный тариф на горячую воду, который появился в Правилах предоставления коммунальных услуг (ПП № 354 от 06.05.2011) с 2016 года, более экономически обоснованным.

В едином тарифе на ГВС не учитывалась фактическая температура горячей воды, которая поступала в квартиры граждан. Регуляторы обычно в тарифной ставке прописывали максимальные показатели, а потребители нередко получали едва теплую воду.

При этом оплачивать ее, естественно, нужно было по полной ставке.

Использование двухкомпонентных тарифов на горячую воду регламентировано пунктом 42 Правил № 354. Для выполнения расчета используются формулы 23 и 24, приведенные в приложении номер 2 данного нормативного акта.

Почему появилась необходимость в двухкомпонентном тарифе

Потребление холодной воды в жилых домах несколько отличается от того, как учитывается расход гражданами горячей воды. В первом случае достаточно использовать показания индивидуальных приборов учета. Для холодной воды предъявляются требования по чистоте, в остальном жильцы оплачивают только потребленный объем.

С горячей водой ситуация несколько сложнее, так как здесь добавляется дополнительный параметр, который нужно учитывать поставщику – температура.

В последние годы граждане при поддержке контролирующих органов научились отстаивать свои права в части обеспечения ГВС.

Если из крана течет недостаточно горячая вода (температура меньше +60ºС), то это обстоятельство фиксируется проверкой, и УК вынуждают проводить перерасчеты с уменьшением платы.

  • В каких случаях УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК могут применять двухкомпонентный тариф на горячую воду?
  • Как осуществить переход на двухкомпонентный тариф за услуги горячего водоснабжения в случае приготовления горячей воды с помощью ИТП?
  • Из чего состоит размер платы за горячее водоснабжение в случае применения двухкомпонентного тарифа на горячую воду?

Анализ ситуации показал, что больше 40 процентов тепловой энергии при обеспечении МКД горячей водой расходуется не на ее непосредственное потребление, а на циркуляцию в трубах.

Подающаяся в дом вода не потребляется в полном объеме и по обратке поступает в теплообменник, где нагревается подающимся от ресурсоснабжающей организации кипятком. В процессе движения она остывает.

Если вода расходуется мало, то такие потери тепла могут быть настолько значительными, что они не будут покрываться платой жильцов по однокомпонентному тарифу просто за потребленный объем.

В квартире может вообще не открываться кран с горячей водой, но потреблять энергию она все равно будет. Простейший пример этого – полотенцесущители, подключенные к системе ГВС.

Раньше расход этими приборами тепловой энергии при расчете оплаты за КУ никак не учитывался.

Плату за тепло можно брать только во время отопительного сезона, поэтому полотенцесушители и стояки грели воздух в квартирах без оплаты этого как коммунальной услуги.

В результате встал вопрос о внесении изменений в расчеты, по которым начисляется плата за горячую воду для жильцов многоэтажных домов. Однако предстояло определиться со следующими моментами:

  • какую формулу использовать для распределения между потребителями объема тепла, потраченного на циркуляцию горячей воды;
  • как назвать коммунальную услугу по оплате такой тепловой энергии, которая будет вписываться в квитанцию.

Теплоснабжающие организации предлагали различные варианты решения, не стыковавшиеся между собой.

1. Не использовать норматив нагрева одного кубометра горячей воды, так как в ПП № 354 не урегулирован момент с распределением затрат тепла.

2. Использовать норматив для расчета платы за ГВС только в тех МКД, где нет ОДПУ.

3. Рассчитывать плату за горячую воду по нормативу, а потери тепла на циркуляцию выставлять УК в соответствии с пунктом 21.1 (а) ПП № 124 от 14 февраля 2012 года.

Изменение тарифа на горячее водоснабжение как решение проблемы

Дальнейшие обсуждения вопроса и практические попытки его решения показали, что в формуле расчета стоимости горячей воды должно быть две составляющие.

Во-первых, нужно оплачивать само потребление воды, которое при двухкомпонентном тарифе включает в себя цену холодной воды и затраты на ее нагрев.

Формула расчета расходов на подогрев воды проста: количество тепла для нагревания одного кубометра умножается на потребленный объем. При этом учитывается, что воду необходимо нагреть до положенных по нормативным актам +60ºС. Тарифы на тепловую энергию устанавливаются региональными органами власти.

Во-вторых, необходимо оплачивать тепло, затраченное на циркуляцию в системе горячего водоснабжения. Для этого берется общее количество тепла, учтенное счетчиком ГВС, из которого вычитается энергия на нагревание воды, потребленной жильцами и расходуемой на общедомовые нужны по нормативу.

При начислении платы за тепловую энергию на ГВС необходимо учитывать общую площадь помещений, как это делается в расчетах на отопление. Использовать только площади квартир здесь неправильно, так как потери тепла при циркуляции происходят, в том числе, и в местах общественного пользования.

Актуальные тарифы на примере Подмосковья

В Москве и МО с 1 июля 2018 года произошли очередные повышения тарифов на горячую воду для населения. Коснулось это и двухкомпонентных тарифов. Единых ставок на ГВС в регионе нет, так как здесь действует больше 900 ресурсоснабжающих организаций. В итоге в Московской области ежегодно приходится пересматривать более 2 000 тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

По действующему законодательству обоснованные затраты каждого предприятия необходимо учитывать отдельно. Именно они и являются основанием для формирования тарифов.

Муниципалитеты в Подмосковье отличаются неоднородностью.

Ближе к столице находятся компактные города с высокой плотностью населения, на окраинах – административные образования с большой территорией и значительно меньшим числом жителей.

Это значит, что в удаленных населенных пунктах нужны инженерные сети большой протяженности, по которым будет подаваться меньший объем ресурсов. Затраты на обслуживание таких коммуникаций выше, что напрямую отражается в тарифах.

Кроме этого, тарифные ставки на аналогичные услуги различаются из-за:

  • особенностей технологического процесса производства и доставки ресурсов;
  • неравномерности уровня модернизации сетей;
  • разницы в количестве реализуемых ресурсов.

Для примера приведем тарифы на горячей водоснабжение в нескольких муниципальных образованиях Московской области.

Оплата за каждый из компонентов перечисляется разным получателям. Обычно за холодную воду платят водоканалу, а за тепловую энергию – филиалу «МОЭК» или «Мосэнерго».

О нормативах

При расчете платы за ГВС по двухкомпонентному тарифу используется норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды. Эти цифры устанавливаются региональными властями.

Управление по тарифам субъекта федерации делит территорию региона на климатические зоны в зависимости от сроков прохождения отопительного сезона.

Кроме этого, при разработке параметров учитываются следующие технические и конструктивные особенности домов:

  • имеет ли система горячего водоснабжения наружную сеть;
  • произведена ли теплоизоляция стояков;
  • имеются ли в квартирах полотенцесушители.

Для каждого параметра предусматривается собственный коэффициент, указывающий на интенсивность теплопотерь в трубах с горячей водой.

Дому присваиваются определенные показатели целиком, без учета особенности конструкции труб в каждой конкретной квартире. Если МКД изначально оборудовался полотенцесушителями, но какой-то из собственников его обрезал, то для него формула расчета стоимости горячей воды пересчитываться не будет.

Переход на двухкомпонентный тариф на ГВС в городах и регионах РФ правительство осуществляет постепенно. Первое время может действовать и старая, учитывающая только кубометры потребленной воды, и новая тарифная ставка.

Однако последовательно процесс изменений идет, и устаревшие однокомпонентные тарифы остаются в прошлом. В переходный период окончательное решение об использовании той или иной системы расчетов остается за управляющими и ресурсоснабжающими организациями.

В то же время устанавливается срок окончательного перехода, после которого возможности выбора не останется.

Однозначного ответа на вопрос о том, вызовет ли применение двухкомпонентного тарифа рост оплаты, нет. Рассчитывать плату действительно будет сложнее, но это не означает, что ресурс подорожает. В стране действует предельный индекс изменения платы за ЖКУ, и выше него цены повышаться не могут, в том числе, из-за пересмотра системы тарификации.

Граждан на законодательном уровне обязывают устанавливать в квартирах и домах индивидуальные приборы учета воды. Конечно, в том случае, когда это возможно сделать. Если технически счетчики установить возможно, но граждане отказываются, то при расчете платы за пользование ресурсом применяются нормы потребления с повышающими коэффициентами.

В итоге гораздо выгоднее платить только по тому количеству, которое было фактически израсходовано, не переплачивая за лишние кубометры воды. А это можно сделать только при наличии индивидуального счетчика.

Законодательная база

Предоставление коммунальных услуг, к которым относится также холодное и горячее водоснабжение, регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства № 354. В них и содержатся формулы, которые применяются для расчета платы за пользование водой в квартирах, где установлены счетчики, и без таковых.

Нормативы потребления воды и ее и отведения на протяжении почти 30 лет остаются неизменными. Они могут немного варьироваться в зависимости от типа дома.

Стоимость одного кубического метра воды устанавливается властями региона с соблюдением норм Федерального закона № 210-ФЗ, регулирующего применение тарифов в этой области.

Норма потребления холодной воды на человека без счетчика

Расчетным путем выведено, что в среднем в месяц человек может потребить 6,935 куб.метров холодной воды. Из чего сложилась такая цифра? На ежедневные нужды мы регулярно тратим ресурсы, без которых невозможно понятие комфортной жизни.

Для расчета потребления воды в целом, как горячей, так и холодной, взяли среднестатистические показатели, которые ежедневно требуются человеку для следующих целей:

  • прием душа ежедневно – до 30 литров;
  • умывание, бритье и т.д., что составляет наши ежедневные потребности, — 200 литров в неделю;
  • вода, которая набирается в бачок унитаза, — примерно 200 литров в день;
  • прием ванны – 200 литров в неделю;
  • остальные траты, связанные со стиркой, уборкой, мытьем посуды.

Здесь же присутствуют потери и иные затраты воды, которые могут касаться всего жилого дома. Сюда относятся общедомовые нужды, идущие на уборку общих площадей, расходы, связанные с несанкционированными подключениями, утечками в системе водоснабжения дома и многие другие факторы.

В итоге набегает приличное количество, из которого выделили примерную величину холодной воды. Она и была принята, как норматив потребления на одного человека в месяц, если в жилье нет индивидуального счетчика.

Это довольно большая величина, которую трудно перекрыть, даже не экономя воду. Но коммунальные службы для покрытия своих расходов имеют право при необходимости его завысить. При этом строго ограничена верхняя планка – она не должна быть более двух размеров норматива.

Источник: https://www.stroidetail.ru/kak-uk-rasschitat-obem-peredannoi-goryachei-holodnoi-vody-i-teplovoi/

Особенности расчета ГВС при самостоятельном приготовлении

Как ТСЖ рассчитать объем переданной горячей (холодной) воды и тепловой энергии

Пожалуй, одним из самых трудных для понимания в Правилах предоставления коммунальных услуг является пункт 54, который регулирует порядок определения стоимости услуг горячего водоснабжения (ГВС) и отопления в случае, если в МКД нет централизованного теплоснабжения и ГВС.

Данный пункт написан настолько «коряво», что многие попросту не могут разобраться в его «хитросплетениях».

В данной статье мы расскажем, как можно определить стоимость ГВС и отопления в ситуации, когда горячее водоснабжение и отопление производятся с использованием оборудования входящего в состав общего имущества МКД.

Начнем с изучения самого п.54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила).

В первом абзаце п.54 Правил указано, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества МКД, расчет стоимости коммунальной услуги отопления и (или) ГВС производится исходя из объема, потребленного при производстве вышеуказанных коммунальных услуг коммунального ресурса.

С учетом того, что согласно п.37 Правил расчетным периодом признается месяц, то для расчета стоимости услуги отопления и ГВС необходимо брать объемы коммунальных ресурсов, потребленных в течение месяца.

Давайте рассмотрим, как определяется стоимость ГВС при самостоятельном приготовлении.

Согласно абзацу 5 п.54 Правил размер платы потребителя за коммунальную услугу по ГВС (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения №2 к Правилам как сумма 2 составляющих:

  1. произведениеобъема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

  2. произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.

Вроде бы все логично, если в доме есть ГВС, значит, она откуда-то появилась. Соответственно в горячую воду входит стоимость холодной воды и затраты на ее подогрев до необходимой температуры, складывающиеся, в нашем случае, из стоимости тепловой энергии.

А теперь начинается самое интересное, а именно сам расчет стоимости одного кубического метра горячей воды.

Открываем формулу 20 приложения №2 к Правилам и видим следующее:

  

Данную формулу можно условно разделить на 2 части:

Первая часть – стоимость холодной воды в составе горячей. Тут вопросов, как правило, не возникает, так как объем потребленной услуги в конкретном помещении известен, а тариф на холодную воду установлен на уровне субъекта РФ.

Вторая часть – стоимость коммунальных ресурсов, необходимых для подогрева кубометра холодной воды до температуры, необходимой для предоставления ГВС.

Давайте разберем данную часть формулы 20 подробнее, а именно показатель — удельный расход на подогрев воды (далее по тексту — удельный расход).

Данный удельный расход в Правилах описывается как «удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению». Многие, прочитав данную формулировку, считают, что показатель удельного расхода всегда равен нормативу на подогрев холодной воды. Однако, это не так.

В Правилах отдельно описан порядок определения размера удельного расхода в ситуации, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета коммунального ресурса, который использован на подогрев горячей воды для целей ГВС и предоставления коммунальной услуги по отоплению. В такой ситуации удельный расход определяется по формуле 20.1 Правил:

Давайте разберем данную формулу на «части».

В числителе мы видим показатель V, который в Правилах обозначен как «объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома».

 В ситуации, когда в МКД услуги отопления и ГВС производятся с использованием оборудования входящего в состав общего имущества, управляющая организация (ТСЖ) в числителе формулы 20.1 указывает объем коммунального ресурса, который был израсходован на подогрев холодной воды и на отопление по показаниям общедомового прибора учета.

Вроде бы всё логично, но подогрев горячей воды может быть произведен:

  1. с помощью тепловой энергии полученной из тепловой сети;

  2. с помощью электрической энергии;

  3. с помощью газа.

В зависимости от используемого коммунального ресурса в числителе могут отображаться Гкал, Квт/часы или кубометры.

В нашем случае мы будем рассматривать подогрев воды с помощью тепловой энергии, полученной в МКД от РСО.

С числителем понятно, беремся за знаменатель, который состоит из суммы показателей Qгв и Qо, которые определяются как «количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил»;

Открываем п.54 Правил №354 и видим, что:

Общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, определяется:

  1. по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению;

  2. при отсутствии вышеуказанных приборов учета — как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по:

— показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей;

— объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета;

— объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.

Обратите внимание, что приборы учета по ГВС не определяют объем тепловой энергии, которая была потрачена на подогрев холодной воды до необходимой температуры, а лишь определяют объем потребленной горячей воды. Следовательно, для определения объема произведенной тепловой энергии для нужд ГВС и отопления необходимо просуммировать:

  1. объем потребленной тепловой энергии в помещениях, которые оборудованы ИПУ по отоплению;

  2. объем потребленной тепловой энергии в помещениях, которые не оборудованы ИПУ по отоплению, рассчитанной исходя из норматива потребления тепловой энергии на нужны отопления (с учетом абзаца 4 п.42.1 Правил с учетом правовой позиции КС РФ. Подробнее об этом здесь; 

  3. объем тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды на цели горячего водоснабжения.

    Как мы уже говорили выше, ИПУ по ГВС не определяют объем тепловой энергии, а значит, объем тепловой энергии на цели ГВС определяется «в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета», а именно как произведение объема потребленной услуги на величину норматива на подогрев холодной воды (по формуле 23 приложения №2 к Правилам);

  4. объем тепловой энергии, используемой в целях представления ГВС на КРСОИ, определяемый путем умножения норматива потребления ГВС на КРСОИ на площадь помещений входящих в состав общего имущества. 

В результате применения всех вышеописанных «неизвестных» в знаменателе формулы 20.

1 Правил №354 в месяцы, когда оказывается услуга отопления будет получаться величина «произведенной тепловой энергии», которая не будет совпадать с объемом коммунального ресурса «использованного за расчетный период на производство тепловой энергии». Как видно из рисунка ниже, формула 20.1 Правил №354 фактически вводит некий «корректирующий коэффициент» к нормативу на подогрев.

Согласно заложенному в Правила №354 порядку расчета, стоимость ГВС при самостоятельном приготовлении всегда будет «колебаться» в большую или меньшую стоимость по сравнению с домами, которые получают «готовую» ГВС с помощью централизованных систем.

С учетом того, что п.54 Правил №354 не регулирует порядок определения стоимости услуги отопления в отдельном помещении в МКД, для того, чтобы собственники не переплатили за ГВС лишнего и не заплатили меньше и применяется рассматриваемый нами порядок.

Минусы для потребителей при самостоятельном приготовлении ГВС очевидны:

  1. сложный для понимания порядок расчета стоимости ГВС;

  2. запредельная стоимость ГВС в летние месяцы, когда формула 20.1 Правил №354 полностью распределяет объем использованной тепловой энергии на ГВС в части индивидуального потребления (отопления то нет). Таким образом, в ситуации, когда суммарное потребление ГВС в МКД в летний период низкое, стоимость ГВС растет и наоборот;

  3. стоимости горячей воды,потребленной на содержание общего имущества, определяется исходя из норматива на подогрев, который в свою очередь устанавливается во всех регионах как «средняя температура по больнице».

    В тех МКД, где площадь помещений, входящих в состав общего имущества достаточно большая, существенная доля тепловой энергии, фактически израсходованной на предоставление коммунальных услуг (ГВС и отопление), перекладывается в состав жилищной услуги в виде КРСОИ.

 Учитывая все вышеприведенные мной минусы, многие собственники помещений и начали жаловаться на управляющие организации и ТСЖ из-за огромной стоимости кубометра горячей воды.

Представители ГЖИ (не говорим про всех, но некие индивидуумы есть), толком не разобравшись в хитросплетениях написанной командой их шефа А.В. Чибиса нормативно-правовой базы, начали бороться за права «неопределенного круга лиц» и выдавать предписания, в которых требовали расчета стоимости ГВС «в соответствии с действующим законодательством».

Минстрой в лице и.о. заместителя директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства О.А. Олейниковой «разродился» на письмо от 22.03.2017 №9268-ОО/04 «О порядке определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению».

Рассматривая в письме вопрос определения размера платы за ГВС при самостоятельном приготовлении, чиновники указали, что в п.

54 Правил №354 «предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Данный принцип обеспечивает распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

Если же использовать механизм распределения объема тепловой энергии, используемой на цели горячего водоснабжения, определенного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в горячей воде, то будет складываться ситуация, при которой собственники помещений, несанкционированно подключившиеся к внутриквартирной системе горячего водоснабжения и тем самым потребившие больший объем тепловой энергии, будут оплачивать тепловую энергию в составе платы за горячее водоснабжение меньше, чем собственники помещений, в которых отсутствуют дополнительные теплопотребляющие устройства».

Правда, здорово?

Так ведь можно дойти и до оплаты лифта в зависимости от веса собственника и этажа. Сложно рассчитать, но справедливо же…

Отбросив очевидно прямо противоречащие Правилам доводы Минстроя, необходимо пользоваться нормами Правил, хоть это и дорого для потребителей коммунальных услуг.

С уважением, Юрий Кочетков

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.   

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/kommunalnye-uslugi/osobennosti-rascheta-gvs-pri-samostoyatelnom-prigotovlenii/

Как рассчитать стоимость горячей воды

Как ТСЖ рассчитать объем переданной горячей (холодной) воды и тепловой энергии

Согласно Постановлению № 1149 Правительства РФ (от 08 ноября 2012) расчет стоимости горячей воды производится по двухкомпонентному тарифу при закрытой и при открытой системах теплоснабжения:

  • в открытых – с использованием компонентов на теплоноситель и на тепловую энергию (согласно ст. 9 п. 5 ФЗ № 190);
  • в закрытых – с использованием компонентов на холодную воду и на тепловую энергию (согласно ст. 32 п. 9 ФЗ № 416).

Поменялся и формат счетов с разделением услуги на две строки: расход ГВС (в тоннах) и тепловой энергии – Q. До этого тариф ГВС (горячее водоснабжение) рассчитывался за 1 м3, уже включая в себя стоимость этого объёма холодной воды и тепловой энергии, потраченной на её обогрев.

Зависимость порядка расчёта

В зависимости от цены компонентов,  определяется расчетная стоимость 1 м3 горячего водоснабжения. Для подсчёта используются нормативы потребления, действующие на территории муниципального образования.

Порядок расчета стоимости горячей воды по счетчику зависит от:

  • типа системы теплоснабжения дома,
  • наличия (отсутствия) общедомового прибора, его технических характеристик, определяющих, может ли он распределять Q на нужды водоснабжения и отопления,
  • наличия (отсутствия) индивидуальных приборов,
  • поставщиков тепловой энергии и теплоносителя.

Разделение на цену за кубометр ХВС и расходы на подогрев, помимо прочего должны стимулировать управляющие компании, обслуживающие жилфонд, бороться с прямыми теплопотерями – утеплять стояки. Для собственников двухкомпонентная тарификация означает, что плата за 1 м3 горячего водоснабжения может варьироваться относительно нормативного в случае превышения расхода Q по факту.

Многоквартирные дома без домовых расходомеров

Количество Q для подогрева 1 м3 горячей воды определяется по рекомендациям Госкомитета по тарифам, согласно которым объём тепловой энергии рассчитывается по формуле: Q = c * p * (t1– t2) * (1 + K).

В этой формуле по потребляемым кубометрам учитывается коэффициент теплопотерь на трубопроводах централизованного ГВС.

  • С – теплоемкость воды (удельное значение): 1×10-6 Гкал/кг. x 1ºC;
  • Р – вес воды (объемный); 983,18 кгс/м3 при t 60° C;
  • t1 – это среднегодовая температура ГВС из централизованных систем, принимаемая за 60°C (показатель не зависит от системы теплоснабжения);
  • t2 – это среднегодовая температура ХВС из централизованных систем, принимаемая по фактическим данным тех предприятий, которые поставляют холодную воду приготовляющим горячую воду организациям (например, 6,5°C).

Исходя из этого, в нижеследующем примере объём тепловой энергии составит:

Q=1*10-6 Гкал/кг * 1ºC * 983,18 кгс/м3 * 53,5°C * (0.35 + 1) = 0,07 Гкал/м³  

Её стоимость для 1 м3:

1150 руб./Гкал (тариф ГВС) * 0,07 Гкал/м³ = 81,66 руб./м³

Тариф на ГВС:

16,89 руб./м³ (компонент ХВС) + 81,66 руб./м³ = 98,55 руб./м³

Пример № 2 расчёта без учёта коэффициента теплопотерь на централизованных трубопроводах для одного человека (без индивидуального водомера):

0,199 (Гкал – норматив потребления ГВС на человека) * 1540 (руб. – стоимость 1 Гкал) + 3,6 (м3 – норматив потребления ГВС на человека) * 24 (руб. – стоимость м3) = 392,86 руб.

Многоквартирные дома домовыми расходомерами

Фактическая оплата горячей воды в оборудованных общедомовыми счётчиками домах будет меняться ежемесячно, в зависимости от объёмных показателей тепловой энергии (1 м3), которые, в свою очередь, зависят от:

  • качества работы прибора учёта,
  • теплопотерь в сетях горячего водоснабжения,
  • превышение подачи теплоносителя,
  • степени настройки оптимального расхода Q и др.

При наличии индивидуального и общедомового приборов оплата ГВС рассчитывается по следующему алгоритму:

  1. Снимаются показания домового расходомера по двум показателям: А – количество тепловой энергии и В – количество воды.
  2. Высчитывается количество тепловой энергии, потраченной на 1 м3 теплоносителя, путём деления А на В = С.
  3. Снимаются показания квартирного водосчётчика в м3, которые умножаются на результат С, чтобы получить размер Q для квартиры (значение D).
  4. Значение D умножается на тариф.
  5. Добавляется компонент на нагрев теплоносителя.

Пример при потреблении 3 м3 по квартирному счётчику:

[100 (Гкал – Q потреблённая всем домом) / 1000 (м3 – объём домового потребления) * 3 (м3 – объём потребления квартиры) * 1540 (руб. – стоимость 1 Гкал)] + [4 * 24 (руб. – стоимость м3)] = 558.

При этом если на результаты общедомовых показаний силами одной квартиры влиять сложно, то на показания индивидуальных водомеров можно повлиять легальными методами, например, с помощью установки экономителей воды: http://water-save.com/.

Читайте далее

Источник: https://hitropop.com/voda/uchet/raschet-stoimosti-goryachej-vody.html

Верховный Суд Российской Федерации о расчёте количества тепловой энергии на подогрев воды

Как ТСЖ рассчитать объем переданной горячей (холодной) воды и тепловой энергии

Споры управляющих и ресурсоснабжающих организаций о порядке расчёта платы за предоставляемые коммунальные ресурсы – частое явление. Они случаются из-за того, что каждая сторона трактует законодательство так, чтобы получить для себя максимальную выгоду.

Сегодня расскажем о споре между УО и РСО о том, как верно рассчитать количество тепловой энергии, используемой на подогрев ГВС.Когда можно ограничивать коммунальные услуги

Предмет спора

Управляющая и ресурсоснабжающая организации заключили договор теплоснабжения. РСО обязалась поставить УО тепловую энергию и горячую воду, УО же должна была оплачивать эти услуги и теплоноситель, не возвращённый в тепловую сеть теплоснабжающей организации. Кажется, ничего необычного, в каждом субъекте РФ тысячи УО заключают с РСО подобные договоры.

Но в нашем случае поводом для разногласий стало несогласие управляющей организации с тем, как РСО рассчитывает количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды. УО считала, что рассчитывать нужно по нормативу. Теплоснабжающая организация же была уверена, что рассчитывать размер платы нужно по показаниям приборов учёта.

Разногласия привели к тому, что УО не оплачивала поставленные коммунальные ресурсы, накопила долги перед РСО, а теплоснабжающей организации пришлось обратиться в суд с иском о взыскании задолженности за поставленный коммунальный ресурс.ВС РФ о мерах социальной поддержки по оплате коммунальных услуг

Мнения арбитражного и апелляционного судов

Первым судом, который рассмотрел дело, был Арбитражный суд Московской области. РСО настаивало на том, что управляющая организация должна оплатить поставленный ресурс по показаниям приборов учёта.

УО в ответ предоставила контррасчёт задолженности, основанный на применении расчёта платы за тепловую энергию, использованную на подогрев воды, согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Цифры, которые требовала РСО, получались больше тех, которые рассчитала УО.

Арбитражный суд Московской области принял решение удовлетворить исковые требования РСО частично и взыскать с управляющей организации большую часть суммы, требуемой истцом в качестве задолженности, пени и оплату государственной пошлины за судебные расходы. Он пояснил, что теплоснабжающая организация начисляет плату неверно, поэтому УО должна вернуть сумму, которая получится, если вести корректные расчёты.

Хоть требования РСО и были удовлетворены, получилось так, что суд встал на сторону управляющей организации, ведь она не отказывалась платить совсем, а хотела получить корректный расчёт.

Теплоснабжающая организация осталась недовольна таким решением и подала апелляцию в Десятый арбитражный апелляционный суд, который отменил решение Арбитражного суда Московской области.

Апелляционный суд руководствовался ст. 157 ЖК РФ и Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ и исходил из необходимости определения объёма поставленной на подогрев воды тепловой энергии в спорный период по показаниям исправного прибора учёта, ранее установленного абоненту, а не на основании норматива на подогрев.

В этот раз с решением не согласилась управляющая организация. Она была уверена в своей правоте и решила обжаловать дело в Арбитражном суде Московского округа. Но этот суд встал на защиту РСО и в удовлетворении требований управляющей организации отказал, оставив решение предыдущего суда в силе.

УО решила не сдаваться и подала кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. В ней УО сослалась не неправильное применение норм права и попросила отменить названные постановления судов апелляционной инстанции и округа, оставив в силе решение Арбитражного суда Московской области.

Представители ресурсоснабжающей организации возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых постановлений.Как рассчитать плату за коммунальный ресурс на содержание общего имущества

Аргументы и решение Верховного Суда РФ

Судебная коллегия ВС РФ проверила материалы дела, обсудила доводы, изложенные в кассационной жалобе, и решила удовлетворить жалобу управляющей организации, отметив, что предыдущие суды не учли несколько положений действующего законодательства РФ.

Организация подачи управляющей организации тепловой энергии и горячей воды через присоединённую сеть осуществляются в целях оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД. Такие отношения подпадают под действие пп. 10 п. 10 ст. 4 ЖК РФ.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных ресурсов. Такой объём определяется по показаниям приборов учёта. Если ПУ нет, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ, правила предоставления КУ собственникам и нанимателям помещений в МКД, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с РСО, устанавливаются Правительством РФ.

В абз. 2 п. 13 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 сказано, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учётом ПП РФ № 354 и иных нормативных правовых актов РФ.

РСО не имеет право выставлять управляющей организации плату за коммунальные услуги больше, чем такие услуги стоили бы при прямых договорах собственников и РСО.

В соответствии с п. 87 постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе ГВС устанавливается для РСО, поставляющих горячую воду с использованием системы ГВС, и состоит из:

  • компонента на теплоноситель;
  • компонента на тепловую энергию.

Разделом 7 приложения № 2 к ПП РФ № 354 установлен порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу ГВС, предоставленную потребителю за расчётный период в жилом или нежилом помещении и на ОДН в случае установления двухкомпонентных тарифов на ГВС.

В п. 26 приложения № 2 к ПП № 354 дана формула расчёта тепловой энергии, используемой на подогрев воды и сказано, что количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС на общедомовые нужды, рассчитывается по той же формуле.

В силу ПП РФ № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в законодательном порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей ГВС независимо от наличия общедомового прибора учёта, которым фиксируется объём тепловой энергии, поступающий в систему водоснабжения МКД. Такой вывод можно найти в п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 5 (2017), утверждённом Президиумом ВС РФ 27.12.2017.

Указанный порядок не противоречит п. 1 ст. 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объёма потребляемых КУ по показаниям приборов учёта, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления КУ. Вся загвоздка в том, что тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг.

Источник: https://roskvartal.ru/kommunalnye-uslugi/8499/vs-rf-o-raschyete-kolichestva-teplovoy-energii-na-podogrev-vody

Про закон
Добавить комментарий