Как провести аудиторскую проверку

Как провести аудит финансового состояния компании

Как провести аудиторскую проверку

Аудит финансового состояния компании должен проводиться регулярно. Это позволит вовремя выявлять проблемные места, устранять недостатки, координировать работу и снижать риск негативных последствий. Кому поручить аудит? Можно ли справиться своими силами, как организовать этот процесс и на что в первую очередь обратить внимание? Расскажем далее.

Для чего компании аудит

Кому поручить проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Как спланировать проверку организации

Качественные исходные данные — основа эффективного аудита

Анализируем, пересчитываем, тестируем учетные данные

Итоги

Для чего компании аудит

Деятельность компании, будь то огромный холдинг с разветвленной структурой дочерних организаций и филиалов, или малое предприятие с мизерным оборотом и штатом, строится на базовых принципах. Среди них: планирование, регулирование, учет, анализ и контроль.

Финансовый контроль или аудит финансово-хозяйственной деятельности — это элемент общей системы контроля на предприятии. Он производится наряду с иными видами и формами контроля:

  • входным контролем сырья;
  • пооперационным контролем технологических процессов;
  • приемочным контролем готовой продукции;
  • контролем за исполнением внутренних и внешних регламентов качества и т. д.

Финансовый аудит позволяет оценить экономическую эффективность деятельности предприятия в целом или отдельных его участков и подразделений.

С помощью финансового аудита в деятельности компании выявляются проблемные сегменты, причины низких финансовых показателей, оцениваются потенциальные риски и угрозы, намечаются пути их преодоления.

По его результатам принимаются управленческие решения руководством компании и ее собственниками, а в некоторых случаях и другими заинтересованными лицами.

Как провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, детально рассказываем в материалах специальной рубрики.

Кому поручить проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Для проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно использовать собственные ресурсы или воспользоваться платными услугами специализированных компаний и экспертов.

Кому доверить аудит финансового состояния и деятельности компании в целом? Единого рецепта не существует. На решение влияют разнообразные факторы: требования закона по проведению обязательного аудита, намерения руководства или собственников компании, наличие средств для оплаты услуг независимых экспертов и др.

Если обязательного аудита не избежать, выбор сужается. Такой вид аудита производится исключительно аудиторами, имеющими квалификационные аттестаты и состоящими в профессиональной саморегулируемой организации.

Когда же обязательный аудит не требуется, но необходимость в аудите высока и финансовые ресурсы для этого есть, можно воспользоваться услугами консалтинговой фирмы, специализирующейся на анализе и оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Если же в компании есть свои квалифицированные кадры финансово-экономического профиля и/или руководство не хочет раскрывать свою деятельность сторонним аналитикам, можно провести аудит собственными силами.

Далее разберемся, как провести финансовый аудит компании своими силами.

Как спланировать проверку организации

Несмотря на то что в законодательстве отсутствуют жесткие требования к процедуре проведения аудита хозяйственной деятельности предприятия своими силами, начинать такое мероприятие лучше с определения цели проводимой проверки и составления детального плана.

При планировании аудита финансового состояния организации, проводимого без привлечения внешних специалистов, нет необходимости всецело опираться на аудиторские стандарты.

Они предусматривают специфические подходы к проверке: риск-ориентированный способ организации контроля, определение уровня существенности, выборочный метод проверки и т. д.

Проверка собственными силами может проходить сплошным способом и не требовать расчета существенности.

В первую очередь определяется объем проверки:

  • по конкретным подразделениям или в целом по предприятию;
  • отдельным направлениям деятельности;
  • проблемным учетным сегментам и т. д.

Исходя из запланированных объемов рассчитывается число задействованных в проверке специалистов, которые распределяются по участкам, подлежащим контролю; назначается руководитель проверки.

Затем устанавливается оптимальный период проверочных мероприятий с учетом не только длительности контрольных процедур, но и времени на обсуждение результатов проверки, их анализ и оценку, а также на подготовку итогового документа по результатам аудита для представления руководству и собственникам компании.

Далее определяются методики проверочных процедур и детально расписываются по времени и задействованным специалистам.

Здесь уже используются наработки и опыт аудиторов, а также их рабочие программы по отдельным участкам контроля. Или разрабатываются собственные проверочные алгоритмы, учитывающие специфику работы компании.

Но этот процесс трудоемкий и затратный по времени, поэтому его лучше проводить заранее.

Грамотно спланированный аудит проходит эффективно и в оптимальные сроки.

Качественные исходные данные — основа эффективного аудита

Сбор исходных данных — ответственный этап аудиторской проверки.

Источники данных:

  • бухгалтерская первичка;
  • учетные регистры;
  • отчетность (управленческая, производственная, налоговая, бухгалтерская).

Необходимую информацию может дать инвентаризация активов и обязательств. С ее помощью получают наиболее полное и точное представление об имеющихся на предприятии материалах, сырье, иных видах активов и обязательств, их количестве, состоянии и т. д.

Сбор данных не должен быть хаотичным: каждый специалист на своем участке собирает те сведения, которые затем тщательно проверяются и анализируются.

При проведении аудита финансовой деятельности своими силами можно отказаться от отдельных процедур по сбору данных, применяемых обычно в аудиторских проверках.

Например, нет смысла опрашивать исполнителей, наблюдать за технологическими процессами или отдельными операциями, если задействованные в проверке специалисты досконально знакомы с технологией производства и для понимания деятельности предприятия в дополнительной информации не нуждаются.

Хотя в определенных ситуациях для достижения поставленных перед проверяющими задач требуются такие мероприятия, как хронометраж или фотография рабочего времени. 

Не следует пренебрегать также изучением результатов предыдущих внешних проверок предприятия (ИФНС и иных надзорных органов), независимых аудиторских проверок (если они проводились), внутренних проверок, проведенных силами самой компании.

Собранная информация систематизируется, при необходимости агрегируется или детализируется для дальнейшего анализа и оценки.

Анализируем, пересчитываем, тестируем учетные данные

В процессе аудиторской проверки применяются разнообразные приемы, способы и методы:

Аналитические процедуры проводят по всем направлениям:

Чем детальнее проведены все запланированные процедуры, тем обоснованнее сформулированные на их основе выводы и эффективнее принятые по итогам проверки решения. 

Какие решения собственников оформляются в том числе по итогам аудита, рассказываем в материалах:

Итоги

Аудит финансового состояния и в целом всей деятельности компания может проводить как с помощью привлеченных экспертов, так и собственными силами. В любом случае проверка требует тщательного планирования, качественного сбора информации, анализа и оценки. По результатам аудита принимаются различные управленческие решения, в том числе повышающие эффективность деятельности предприятия.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/audit/kak-provesti-audit-finansovogo-sostoyaniya-kompanii/

Кто может проводить аудит финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ и какова стоимость услуги

Как провести аудиторскую проверку

Аудиторская проверка ТСЖ кто может инициировать? Деятельность столь популярного в последнее время объединения собственников жилья должна быть прозрачна и подконтрольна конечным потребителям услуг.

Одним из инструментов достижения данной цели является аудиторская проверка ТСЖ.

Кто может её начать и кто правомочен её проводить, сколько стоит аудиторская проверка ТСЖ, кто защитит от злоупотреблений правления – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый собственник жилья.

Кто может инициировать аудиторскую проверку и как проверить ТСЖ на воровство?

С ненадлежащим содержанием придомовой территории и некачественным оказанием коммунальных услуг может столкнуться любой житель мегаполиса, вне зависимости от того, кто обслуживает дом — ТСЖ или управляющая компания.

В случае образования товарищества собственников жилья многоквартирного дома все денежные средства жителей, перечисляемые в счёт оплаты коммунальных услуг, аккумулируются на счетах товарищества. Доступ к расчётному счету есть у правления этой организации.

Единственный механизм контроля эффективности текущей деятельности ТСЖ и выявления фактов воровства со стороны недобросовестного правления – это егопроверка в плане финансовых и бухгалтерских показателей деятельности.

Инициировать проведение проверки могут следующие лица: 

  • общее собрание членов товарищества (созвать внеочередное собрание даже при сопротивлении правления вправе любой собственник жилья. Для кворума при принятии такого решения достаточно более 50% );
  • инициативная группа членов ТСЖ;
  • ревизионная комиссия;
  • само правление;
  • любой жилец дома (путём подачи жалобы в компетентные органы).

Проводить непосредственно саму проверку может довольно широкий круг лиц и их объединений, но инициатива подобного мероприятия всегда исходит от собственников жилья.

Стоимость аудита и работа счётной комиссии ТСЖ

Образование счётной комиссии на постоянной основе в структуре объединения собственников необязательно.

Назначение этого органа заключается в двух функциях:

  1. Подсчёт на очередных и внеочередных собраниях собственников жилья.
  2. Организация сбора результатов заочного ания.

Комиссия формируется из числа членов ТСЖ, не входящих в правление. Исполнение обязанностей члена счётной комиссии осуществляется на безвозмездной основе. Если в штате этой структуры нет, при проведении внеочередного собрания первыми на ание выносятся вопросы о назначении членов счётной комиссии.

Когда решение принимается правлением или общим собранием по вопросунеобходимости экспертизы финансово-хозяйственной деятельности, уполномоченные лица начинают поиск организаций, которые вправе проводить аудит ТСЖ.

Стоимость услуг аудиторских фирм не имеет тарифов и зависит от сложности и объёма предполагаемых работ. Как правило, размер вознаграждения аудиторов находится в диапазоне от 25 до 70 тысяч рублей. Значение может иметь срочность проведения работ и квалификация специалиста-эксперта.

Необходимость контроля

Руководство избирается из числа членов товарищества, однако этот факт не гарантирует их честную и добросовестную работу. Часто бывает с точностью до наоборот: правление стремится как можно полнее и быстрее наполнить собственные карманы в ущерб остальным жителям.

Существует несколько легальных и полулегальных схем, к которым прибегают нечистые на руку председатели правления:

  • привлечение аффилированных правлению организаций для выполнения работ по завышенным ценам;
  • оказание услуг «на бумаге»;
  • выполнение ненужных работ с последующим их переделыванием;
  • помещение средств отдельных фондов дома на срочный вклад с присвоением процентов;
  • необоснованное повышение заработной платы членам правления;
  • отчуждение или сдача в аренду общего имущества по заведомо заниженным ценам, с выплатой денежного бонуса лично председателю;
  • намеренное нарушение финансовой и налоговой дисциплины в виде взимания взносов в наличной форме с целью сокрытия реального размера накопленных средств для дальнейшего присвоения.

Неудовлетворительное исполнение обязанностей по управлению общим имуществом может явиться следствием не столько махинаций со стороны правления, сколько некомпетентностью или небрежностью.

В этом случае состав уголовного или административного правонарушения в действиях правления отсутствует. Однако от гражданско-правовой ответственности за нарушение прав жильцов как потребителей, председатель не освобождён.

Кто может проводить инспектирование?

Инициирование проверки – прерогатива самих жильцов, однако непосредственное осуществление экспертизы и определение правомерности оценки законом возложено на несколько специальных субъектов:

  1. Плановый или добровольный аудит проводится независимыми юридическими фирмами, состоящими в саморегулируемых организациях аудиторов и имеющих аттестат, подтверждающий право на проведение аудита финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
  2. Постоянно действующий контрольный орган ТСЖ – ревизионная комиссия. На неё возложена обязанность проверять текущую деятельность в оговорённые Уставом сроки, но права вмешательства в эту деятельность комиссия лишена.
  3. Проверка, организованная инициативной группой жильцов, проводится этой группой самостоятельно за счёт собственных сил и средств.
  4. Собственники и жильцы квартир в доме вправе затребовать документы, относящиеся к текущей деятельности руководства товарищества, для ознакомления.
  5. Органы прокуратуры при поступлении от жильца дома обращения с просьбой проверить деятельность ТСЖпо вопросу нарушения законодательства РФ.
  6. Органы Госжилинспекции и Роспотребнадзора обязаны отреагировать на жалобу граждан или провести контрольные мероприятияпо материалам прокуратуры.
  7. Отдельные представители законодательных органов местного самоуправления в рамках депутатского надзора в ответ на обращение избирателей.
  8. Налоговые органы – единственные, кто проверяет ТСЖ по собственной инициативе. Поводом может послужить несоблюдение налоговой дисциплины или нарушения бухгалтерского учёта.

Аудиторская проверка ТСЖ не всегда преследует цель покарать за проступок.

В идеале – это эффективный инструмент для повышения качества работы правления ТСЖ, повышения финансовой и налоговой грамотности бухгалтеров, снижения рисков неосторожного нарушения законодательства.

Как выявить воровство?

Способов, как быстро проверить ТСЖ на воровство, чтобы своевременно пресечь противоправную деятельность, практикующими юристами выработано немало.

Обычно достаточно совершить основные шаги:

  • самый простой способ при наличии подозрений — не разбираясь самостоятельно, направить жалобу в соответствующее ведомство и ждать результатов, о которых государственный орган обязан сообщить в 30-дневный срок со дня окончания;
  • за свой счёт нанять аудиторов и поручить проведение проверки им;
  • обратиться в ревизионную комиссию с указанием конкретных фактов ненадлежащего содержания жилья и управления общим имуществом;
  • самостоятельно запросить и сверить инвентаризационные списки, бухгалтерские отчёты и перечень контрагентов. После чего провести аналитическую работу по выявлению аффилированных лиц и конечных бенефициаров по сделкам. Проверить соответствие заключённых договоров современным рыночным условиям. Выяснить на электронном сервисе ФНС взаимное соответствие реквизитов контрагентов. Проверить тарифы ЖКХ.

По итогам проведения проверки правоохранительными, налоговыми или надзорными органами на ТСЖ может быть наложен штраф, который подлежит уплате за счёт общего имущества.

Ревизионная проверка ТСЖ

Законом предусмотрена одна обязательная ежегодная проверка деятельности товарищества – ревизионная. Полная ревизия деятельности ТСЖ осуществляется силами специально созданного постоянного органа товарищества. Как её назначить и провести,решают собственники жилья на общем собрании при утверждении Устава.

Ревизионная проверка товарищества является плановым внутреннимрегламентом с некоторыми особенностями:

  1. Проверяет только финансовую деятельность правления за один календарный год.
  2. Не вправе влиять на осуществление такой деятельности или давать обязательные для исполнения рекомендации.
  3. Составляет итоговый отчёт финансовой деятельности, смету доходов и расходов и заключение по проверке.

Документы ревизионная комиссия предоставляет на очередном общем собрании или по требованию инициативных жильцов.

Аудит деятельности ТСЖ — процедура объективно необходимая больше для правления, чем для рядовых членов товарищества.

Благодаря своевременно проведённой проверке правление получает ряд преимуществ:

  • выявление имеющихся ошибок при ведении финансового учёта в ходе подготовки к внеплановому визиту контролирующих или правоохранительных органов;
  • выработка способов устранения нарушений;
  • контроль деятельности собственной бухгалтерской службы;
  • проверка соответствия используемых финансовых документов бланкам, утверждённым Минфином.

Все эти нюансы позволят правлению избежать ответственности за допущенные ошибки в налоговом и бухгалтерском учёте, уйти от штрафов, увольнений и запрета занятия должности председателя в дальнейшем.

Порядок аудиторской проверки

Проверка сторонней организацией, оказывающей аудиторские услуги, начинается с согласования цены, и заключения договора на оказание услуг. Сроки, место и период проверки оговариваются в договоре.

Сама процедура проверки включает в себя несколько последовательных этапов:

  1. Согласование перечня документации, передаваемой на проверку. Передача осуществляется по описи.
  2. Ознакомление с финансовой и налоговой отчётностью за проверяемый период. Контроль правильности бухгалтерских проводок по счетам и субсчетам.
  3. Сопоставление текущих коэффициентов с плановыми маркерами. Выяснение причин расхождения.
  4. Составление заключения аудитора по итогам проверки. Подписывается два экземпляра акта – по одному для каждой из сторон.

Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ содержит подробное описание хода аудита, сделанные выводы и рекомендации на будущее. Документ содержит элементы коммерческой тайны, в связи с чем считается конфиденциальным и хранится по определённым правилам.

Источник: https://potrebitely.com/zhkh/auditorskaya-proverka-tszh.html

Аудиторская проверка организации

Как провести аудиторскую проверку

Крупным предприятиям с большим объемом операций и рядом нетипичных транзакций мы рекомендуем проводить аудит в два этапа: промежуточный (проверка за девять месяцев) в ноябре-декабре и финальный (проверка годовой отчетности) в зависимости от сроков подписания аудиторского заключения.

Промежуточный этап необходим для областей, требующих повышенного внимания и раннего выявления ошибок в учете.

Чем раньше до закрытия года вы получите от аудиторов замечания, обсудите их и придете к единому мнению, тем легче для вас пройдет аудит годовой отчетности и тем быстрее вы получите аудиторское заключение.

Перед проверкой обязательно спросите у аудиторов, какие были изменения в законодательстве в течение года и какие новые раскрытия необходимо сделать в пояснениях к отчетности.

Большинство аудиторских компаний рассылают своим клиентам перед концом отчетного года пример пояснений с полным набором требуемых раскрытий. Мы всегда рекомендуем своим клиентам внимательно просмотреть документ и обсудить все возникшие вопросы с аудитором заранее.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, в силу п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ, состоит из: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

К приложениям относится отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснениях).

Объем информации, подлежащей раскрытию в пояснениях, практически всегда является предметом споров между аудитором и клиентом.

Состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно, однако стоит иметь в виду, что пояснения в соответствии с законодательными нормами должны обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

 Эти документы необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Особое внимание стоит уделить тому, что пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, к информации о рисках хозяйственной деятельности, инновациях и модернизации производства.

Замечания различаются в различных предприятиях, и выявить полный список наиболее типичных довольно проблематично.

Тем не менее особое внимание стоит обратить на состав отчетности, полноту пояснений, полноту и соблюдение порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств компаний, корректное разделение активов и обязательств по срочности в отчетности,  соответствие показателей бухгалтерского бланка, отчета о финансовых результатах и раскрытия этих статей в пояснениях. Обратите внимание на идентификацию связанных сторон и полноту раскрытия операций со связанными сторонами в отчетности, а также информации о бенефициарах.

Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании «Уверенность»

Результатом аудита является аудиторское заключение, выражающее мнение аудитора о достоверности отчетности проверяемой организации.

Соответственно, проверить достоверность отчетности возможно тогда, когда эта отчетность существует, правда, не всем предприятиям, особенно малым, это бывает удобно.

Стоимость аудита, хотя и снижающаяся в последнее время, все же остается значительной для части организаций, поэтому целесообразно приглашать аудиторов не один раз в году, а ежеквартально. Тогда и оплата происходит частями.

Помимо этого систематически совершаемые ошибки, приводящие к существенным искажениям в отчетности, удается обнаружить и исправить раньше, да и после подготовки годовой отчетности аудиторам нужно гораздо меньше времени для ее проверки, ведь к этому моменту девять месяцев уже проверены.  

Аудитор может оказаться полезным предприятию не только в проверке отчетности.

Сложные и нетипичные операции, новые виды деятельности, составление или дополнение учетной политики, претензии налоговых органов, смена руководителя предприятия, приобретение или продажа бизнеса, трудовые споры — во всех этих ситуациях обращение к аудиторам позволит сократить вероятность ошибок и упущений, сэкономить время и деньги. Перед заключением договора следует как можно больше узнать о той аудиторской компании, с которой вы планируете сотрудничать. Во-первых, все аудиторы должны быть членами саморегулируемых организаций. Соответственно, они должны иметь номер ОРНЗ (основной регистрационный номер записи), который содержится в соответствующем свидетельстве. Во-вторых, каждая аудиторская организация должна проходить внешний контроль качества работы со стороны саморегулируемой организации аудиторов. О прохождении этого контроля также выдается свидетельство. В настоящее время существует обязанность аудиторов раскрывать информацию о себе в сети, так что найти вышеуказанные сведения и документы можно непосредственно на сайте аудиторской компании. У аудитора также должен быть действующий квалификационный аттестат.

Чтобы работа аудитора была продуктивной и не создавала значительных неудобств функционированию бухгалтерии, необходимо заранее подготовить рабочие места для представителей аудиторской организации, уточнить, потребуется ли выход в интернет или подключение к локальной сети предприятия, назначить ответственного сотрудника, который непосредственно будет осуществлять взаимодействие с аудиторами при проверке.

Как это ни странно, большинство ошибок в отчетности связано с несоблюдением предприятием собственной учетной политики. То есть предприятие составляет и утверждает документ, обязательный к исполнению, но не исполняющийся теми самыми сотрудниками, которые этот документ и составляли.

Часто бухгалтеры допускают и ошибки в толковании норм налогового права, ведь положения налогового законодательства и их интерпретация налоговиками постоянно изменяются, уследить за этими изменениями бывает трудно.

Попробовать бесплатно справочно-правовой сервис для бухгалтера

Отдельно стоит упомянуть и об ошибках, связанных с применением бухгалтерских программ: зачастую в программах используются методологически неверные бухгалтерские проводки, позволяющие добиться приемлемого результата (например, формирования правильного сальдо по какому-либо счету), но при этом нарушающие корреспонденцию счетов.

Предприятия, подлежащие обязательному аудиту, обязаны представить аудиторское заключение в органы статистики.

Результаты аудита обычно используют для совершенствования работы бухгалтерии, исправления ошибок и неточностей, принятия различных решений в области инвестирования, защиты своих прав перед налоговиками и принятия решений о кредитовании.

В конечном итоге аудиторы помогают своим клиентам вести бизнес эффективнее и правильнее, снизить риски и избежать потрясений, связанных с принятием решений на основе неактуальной или недостоверной информации.

Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП»

Существуют обязательные аудиторские проверки и инициативные. Основания для первого типа проверок перечислены в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ («Об аудиторской деятельности»).

Например, обязательной аудиторской проверке подвергается организация, если объем ее выручки за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб.

или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.

Инициативный аудит проводится по желанию самой организации. Как правило, он проводится по окончании года для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности раз в год.

Также можно выделить ситуации, когда настоятельно рекомендуется проводить аудит деятельности компании.

Например, когда в организации меняется бухгалтер, генеральный директор — должностное лицо, которое отвечает за ведение учета в организации.

Аудит рекомендуется провести, если есть подозрения в хищении и необходимо сформировать претензию к тому, кто потенциально виновен. Аудиторское заключение как раз может являться таким доказательством: из него может вытекать сумма потенциально украденных или потерянных средств.

Также результаты проведения аудиторских проверок могут являться доказательствами в судебных спорах для подтверждения своей позиции. Кроме того, аудиторскую проверку проводят в рамках мероприятий по подготовке к налоговой проверке, это позволяет снизить риски налоговых претензий.

На сегодняшний день аудиторская деятельность не лицензируется. Аудиторская компания должна иметь обязательное членство в саморегулируемой организации, полис страхования профессиональной ответственности (чем выше страховая сумма — тем лучше).

Желательно также поинтересоваться, из чего формируется цена услуги: сколько дней проводится проверка, сколько на это уходит часов, каков состав рабочей группы, сколько специалистов задействовано, каковы их квалификация и опыт.

Можно запросить отзывы заказчиков предыдущих проверок, запросить в саморегулируемой организации справку о проведении внешнего контроля. СРО раз в три года проводит проверку аудиторских компаний на предмет соответствия стандартам качества.

Одна из типовых ошибок, с которыми чаще всего сталкиваются аудиторы, — это непроведение инвентаризации.

Это очень принципиальный момент, потому что в нее включается не только проверка на наличие имущества, но и сверка с контрагентами и с бюджетом.

По закону об обязательном учете, организация должна делать инвентаризацию каждый год, но многие об этом забывают.

В результате, если инвентаризация не проводилась, аудитор не может выдать положительного заключения и выдает только заключение с оговоркой.

Еще одна ошибка — несвоевременное списание просроченной кредиторской задолженности. Если организация имеет задолженность, по которой истек срок исковой давности, то она должна включить ее в доход и обложить налогом или списать как безнадежную, но часто это забывают сделать.

Наконец, «проблемные контрагенты» и отсутствие доказательств соблюдения должной осмотрительности в выборе контрагентов тоже часто приводят к негативным последствиям при проведении аудиторской проверки.

Это часто выливается в претензии со стороны налоговых органов в виде получения необоснованной налоговой выгоды. 

Автоматическая проверка контрагентов и выявление существенных фактов

Источник: https://kontur.ru/articles/2908

Кто проводит аудиторскую проверку?

Как провести аудиторскую проверку

Перед тем как заказать аудиторскую проверку, компании важно знать, силами каких специалистов она будет проводиться. 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ

Основной целью обязательной аудиторской проверки является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности компании.

Помимо обязательного аудита собственники компании вправе инициировать и добровольный аудит.

В последнем случае аудит проводится, как правило, по специальной программе, в которой раскрываются «узкие» места, в которых существуют значительный риск искажения статей бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента. 

Важно!

Аудит могут проводить как индивидуальные аудиторы, работающие самостоятельно, так и аудиторские компании. Законом №307-ФЗ обозначены случаи, когда аудиторская проверка может быть проведена только аудиторской компанией. 

Так, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам,
  • иных кредитных и страховых организаций,
  • негосударственных пенсионных фондов,
  • организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %,
  • государственных корпораций,
  • государственных компаний,
  • публично-правовых компаний,
  • бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности

проводится только аудиторскими организациями (п.3 Закона №307-ФЗ).

Инициативный (добровольный) аудит может осуществляться на основе договора  с аудиторской компанией или индивидуальным аудитором.  

Кроме того, к проведению аудиторской проверки допускаются аудиторские компании и индивидуальные аудиторы, которые являются членами СРО аудиторов.

Так, компания «РосКо» имеет членство в профессиональных организациях: СРО «Российский союз аудиторов» (Ассоциация), Палата Налоговых консультантов (Сертификат №78), НП «Партнерство РОО» (Российское общество оценщиков). 

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ

Когда аудитор должен отказаться от проверки?

Законом определен ряд ограничений, при наличии которых аудиторские компании либо индивидуальные аудиторы должны отказаться от аудиторской проверки.

Например, нельзя проводить аудит, если:

  • руководители и работники аудиторской компании являются учредителями (участниками) проверяемой компании, ее руководителем, главным бухгалтером или иным должностным лицом;
  • руководители и работники аудиторской компании являются близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов учредителей (участников) проверяемой компании, ее руководителя, главного бухгалтера или иного должностного лица;
  • проверяемая компания является учредителем аудиторской фирмы, дочерней фирмой аудиторской компании, проводящей аудит;
  • проверяемая и аудиторская компания имеют общих учредителей;
  • работники аудиторской компании в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, осуществляли ведение учета в проверяемой компании;
  • в иных случаях, определенных в п.8 Закона №№307-ФЗ.

Важно!

Исходя из характера и масштабов деятельности клиента, формируется состав специалистов для проведения аудиторской проверки. 

Независимо от того, кто будет проводить аудит (индивидуальный аудитор либо аудиторская компания), необходимо рассчитать:

  • бюджет рабочего времени для каждого раздела аудиторской программы (временные затраты аудитора зависят от масштабов деятельности клиента, сложности аудита, опыта работы аудитора с данной аудируемой компанией, а также знания специфики ее деятельности);
  • общий срок работы группы специалистов либо индивидуального аудитора;
  • квалификационный уровень группы специалистов (для аудиторской компании);
  • количественный состав группы специалистов (для аудиторской компании).

При этом под навыками и профессиональной компетентностью подразумевается:

  • понимание задания по аудиту и практический опыт выполнения аналогичных по характеру и сложности заданий, приобретенный посредством обучения и предыдущей работы;
  • знание и понимание нормативных правовых актов РФ и профессиональных стандартов;
  • знания в области информационных технологий;
  • знание отраслей, в которых функционирует клиент;
  • способность формировать профессиональное суждение;
  • понимание принципов и процедур контроля качества, установленных в аудиторской компании (п.18 стандарта №7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»).

Участники аудиторской группы должны понимать цели и задачи выполняемого ими задания по аудиту. 

ЗАКАЗАТЬ АУДИТОРСКУЮ ПРОВЕРКУ

При выборе аудитора нужно обращать внимание на следующие критерии:

  • опыт работы на рынке аудиторский услуг;

Важно!

Прежде всего, данный показатель характеризует стабильность аудиторской компании, накопленный потенциал. Компания «РосКо» работает на рынке аудиторский услуг более 14 лет (основана в 2004 году). 

  • проверка компаний с близким клиентом бизнесом.

Аудиторы компании должны быть знакомы со спецификой клиента, в отношении которого проводится проверка.

Репутация компании «РосКо» подтверждена благодарственными письмами клиентом и высоким рейтинговым индексом.

Источник: https://rosco.su/press/kto-provodit-auditorskuyu-proverku/

Как провести аудиторскую проверку — НалогОбзор.Инфо

Как провести аудиторскую проверку

Виды аудита

Аудит бывает двух видов:

  • обязательный – ежегодная проверка формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • инициативный (добровольный), который проводят по решению собственников или руководства организации. Такая проверка может проходить, например, когда собственникам (руководителю) необходимо получить информацию о состоянии учета при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.

Ситуация: может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации?

Ответ на этот вопрос зависит от организационно-правовой формы организации.

В ООО по общему правилу решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников (т. е. решение должно быть принято большинством ) (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Однако отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (постановление ВАС РФ от 13 мая 2008 г.

№ 17869/07).

В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается советом директоров (наблюдательном советом) организации (п. 2 ст.

 86 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п. 3 ст. 85 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Кто может проводить аудит

Аудит (как обязательный, так и инициативный) могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только в отношении организаций, перечисленных в части 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации. Подробнее об этом см.

  В каких случаях проведение аудита обязательно.

Требования к аудиторским организациям (аудиторам)

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проводить проверки и оказывать сопутствующие аудиту услуги, если она является членом саморегулируемой организации аудиторов. Таковы требования части 1 статьи 3, части 1 статьи 4, части 2 статьи 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Аудиторы (аудиторские организации, индивидуальные аудиторы) не вправе проводить проверку, если:

  • аудитор (его руководитель или должностные лица) является учредителем (участниками, акционерами) проверяемой организации;
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) занимает должность, ответственную за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководитель, бухгалтер);
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) состоит в близком родстве с должностными лицами, ответственными за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководителем, бухгалтером);
  • проверяемая организация является учредителем (участником, акционером) аудитора;
  • проверяемая организация является дочерним обществом учредителя (участника, акционера) аудитора;
  • у проверяемой организации и аудитора имеются общие учредители (участники, акционеры);
  • в течение трех лет, предшествующих аудиту, аудитор вел (восстанавливал) бухучет в проверяемой организации или составлял ее финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
  • проверяемая организация является страховой компанией, с которой аудитор заключил договор страхования ответственности.

Это предусмотрено статьей 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Принципы проведения аудита

Основные принципы проведения аудита установлены Правилами (стандартами), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, а также ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010, утвержденными приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н. Они обязательны для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Также при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторы руководствуются рекомендациями финансового ведомства. Эти разъяснения относительно аудита отчетности за 2015 год изложены в Рекомендациях из приложения к письму Минфина России от 22 января 2016 г. № 07-04-09/2355. В частности, аудиторам рекомендуется обратить особое внимание на следующие вопросы:

  • создание резерва по сомнительным долгам по займам;
  • отражение в бухучете операций хеджирования финансовых рисков;
  • признание расходов на выплату работникам организации премии по итогам работы за год;
  • определение степени завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления;
  • раскрытие информации о финансовых вложениях, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
  • учет взноса организации в компенсационный фонд;
  • раскрытие информации об облигациях федерального займа с индексируемым номиналом;
  • учет наличия и движения отходов производства;
  • отражение в бухучете затрат на формирование страхового запаса активов;
  • раскрытие аудируемым лицом информации о выданных независимых гарантиях;
  • отражение в бухучете сумм торгового сбора;
  • отражение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отчете о движении денежных средств;
  • хранение документов бухучета;
  • составление консолидированной финансовой отчетности.

Условия проведения аудита указываются в письменном договоре (письме о проведении аудита). Правила их составления указаны в Правиле (стандарте) № 12, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Аудиторское заключение

Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в аудиторском заключении. Оно является официальным документом, которое предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г.

№ 307-ФЗ). В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, п. 2 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 14 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Если аудитор приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно финансовое положение организации, то он выражает немодифицированное мнение.

Модифицированное мнение аудитор выражает в следующих случаях:

  • на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения;
  • аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 15, 17 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Модифицированное мнение может быть выражено в таких формах:

  • отказ от выражения мнения;

Об этом сказано в пункте 1 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Аудитор должен выразить мнение с оговоркой, если:

  • получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • у аудитора отсутствует возможность получения достаточных аудиторских доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Об этом сказано в пункте 13 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Аудитор должен отказаться от выражения мнения, когда у него отсутствует возможность получения достаточных доказательств, на которых можно основывать свое мнение.

При этом он приходит к выводу, что влияние необнаруженных искажений является существенным и затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.

 16 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство значимых ее элементов (п. 15 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Ситуация: должна ли аудиторская организация проверять правильность расчета налогов и отражать результаты такой проверки в аудиторском заключении?

Ответ на этот вопрос зависит от цели аудита (отражается в договоре).

Как правило, аудитор проверяет порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 3 ст. 1 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). При этом аудитор может проверить и вопросы, связанные с расчетом налогов.

Это необходимо делать в рамках проверки правильности отражения операций по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Однако в данном случае аудитор лишь выборочно проверяет существенные аспекты расчета налогов (ФСАД 1/2010, утвержденный приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Если организации необходимо провести полный налоговый аудит, это нужно прямо прописать в договоре. Порядок проведения налогового аудита установлен в Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., Протокол № 1).

По результатам проверки могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства. До составления аудиторского заключения проверяющие должны сообщить об этом руководству организации. Об этом сказано в пункте 52 Правила (стандарта) № 13, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Причину нарушений ведения бухучета и формирования отчетности они могут описать в документе, составленном в произвольной форме (например, в форме отчета). После изучения этого документа сотрудники организации должны исправить ошибки. Если организация отказывается устранить нарушения, то аудиторы не смогут выразить в заключении немодифицированное мнение.

Такой вывод следует из пункта 15 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Ситуация: можно ли привлечь к ответственности аудиторскую организацию, если в результате налоговой проверки участка, проверенного аудитором, были выявлены нарушения и начислены штрафы и пени?

Да, можно.

Однако на практике доказать, что начисление штрафов и пеней произошло именно по причине ошибки аудитора довольно сложно.

Договор об оказании аудиторских услуг является возмездным (ст. 779 ГК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). За ненадлежащее исполнение услуги организация может потребовать от аудиторской компании возмещение убытков (даже если это не прописано в договоре).

Это следует из пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса РФ. Если в результате налоговой проверки выявлены нарушения и доначислены налоги, пени и штрафы, то с аудиторской организации можно попробовать взыскать штрафы. Что касается доначисленных налогов и пеней, то их нельзя расценивать в качестве убытка организации.

Это следует из постановления Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П.

Однако в арбитражной практике встречаются дела, где и штрафные санкции не следует считать убытком, поскольку связь между качеством работы аудитора и штрафом отсутствует. Например, постановление ФАС Уральского округа от 29 августа 2006 г. № Ф09-7480/06-С4.

Совет: чтобы избежать споров с аудиторской компанией, в договор об оказании услуг внесите четкое условие об ответственности аудиторской организации.

Такие условия, как «Аудиторская компания несет ответственность в соответствии с действующим законодательством» или «Исполнитель несет материальную ответственность за причиненный заказчику ущерб в случае неквалифицированного проведения проверки», не обеспечивают гарантию возмещения убытков.

Аудитор не несет ответственности за то, что искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности не были обнаружены, если это не могло повлиять на мнение аудитора относительно достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом. Такой вывод подтверждает арбитражная практика (см.

, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 сентября 2006 г. № А39-8206/2005-120/17).

Наиболее оптимальным вариантом является указание на то, что если в результате налоговой проверки участка, одобренного аудитором, были выявлены нарушения, то аудиторская компания должна заплатить неустойку. В данном случае аудируемая организация не обязана доказывать причинение ей убытков из-за некачественной работы аудитора (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

Кроме того, аудиторская компания может застраховать свою профессиональную ответственность за нарушение условий договора (п. 4.1 ч. 1 ст. 13 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). В таком случае оплачивать убытки от штрафа будет страховая компания.

Изучите правила страхования данных рисков, которые установил страховщик.

Споров и разногласий, скорее всего, удастся избежать, если в правилах страхования прямо записано: «Страховщик компенсирует риски, связанные с санкциями, которые налоговая инспекция налагает на потребителя аудиторских и сопутствующих им услуг».

Источник: http://NalogObzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/organizacija_ucheta/kak_provesti_auditorskuju_proverku/42-1-0-1077

Про закон
Добавить комментарий