Как обжаловать нарушение порядка проведения закупок по контрактной системе

Жалоба в ФАС на неправомерные действия заказчика: порядок составления по нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Образец документа

Как обжаловать нарушение порядка проведения закупок по контрактной системе

Сфера государственных закупок на протяжении длительного периода времени представляла собой ту сферу, где чаще всего использовались различные коррупционные схемы.

По этой причине на государственном уровне было принято решение о необходимости тщательного регулирования данной сферы, в том числе для обеспечения максимальной прозрачности механизма для участников процедуры с позиций исполнителя.

Закупки как элемент государственной системы снабжения по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В соответствии с положениями действующего законодательства под закупками, осуществляемыми в рамках действующих норм права в сфере контрактной системы, используемой для удовлетворения нужд государства или его отдельных субъектов, а также в интересах муниципальных образований, понимается целый комплекс мер, направленных на выбор того или иного поставщика или исполнителя услуг с помощью различных процедур, главным условием проведения которых является обеспечение должного уровня конкуренции в конкретной сфере производства или услуг.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Для того, чтобы такие процедуры были максимально действенными с точки зрения осуществления реализации принципа конкурентности, законодатель предусмотрел несколько видов торгов, которые заказчик может осуществлять по своему выбору. К таким процедурам относятся:

  • конкурсы на установление поставщика, подрядчика или исполнителя (проводится в реальном времени путём непосредственного участия потенциальных исполнителей, но все протоколы публикуются в электронном виде для обеспечения прозрачности результатов);
  • электронный аукцион (проводится только в электронном виде путём изучения представленных потенциальными исполнителями по контракту документов также в электронном виде, все результаты подсчитываются также на электронных площадках, где и публикуются с последующей передачей на специально созданные порталы госзакупок федерального и муниципального уровней);
  • запрос котировок (возможно проведение в той же форме, что и конкурс, с публикацией результатов в аккредитованных государственных электронных ресурсах);
  • запрос предложений (аналогичен по процедуре проведения конкурсу и запросу котировок).

У каждой из таких форм проведения закупок есть свои принципы, которые должны быть реализованы и ложатся в основу проведения конкурентного отбора исполнителей по заказу.

Что такое неправомерные действия заказчика?

Неправомерные действия, осуществляемые заказчиком при проведении закупок в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ, направлены, в первую очередь, на получение максимальной выгоды при проведении таких процедур для себя, а также направленные на привлечение к участию в закупке по исполнению необходимого контракта только определенного количества исполнителей, которые предоставляют максимально возможное исполнение контракта.

К основным видам неправомерных действий со стороны заказчика относятся:

  • ограничение конкуренции среди исполнителей путём указания в техническом задании к потенциально заключаемому контракту ограниченного перечня требований, которые могут выполнить только некоторые потенциальные исполнители;
  • создание таких условий при рассмотрении подаваемых заявок на конкурентные способы закупок, при которых полноценная реализация своих возможностей всеми участниками таких конкурентных процедур будет невозможна;
  • неправомерный отсев потенциальных исполнителей на этапе проведения проверок поданных заявок;
  • неправомерный отказ от заключения контракта с выигравшим потенциальным исполнителем на выдуманных основаниях, которые нигде не зафиксированы.

Несмотря на то, что заказчик ограничен в своих возможностях коррупционными способами добиться максимальной выгоды для себя, тем не менее, такие способы существуют.

Порядок подачи жалобы в ФАС

При подаче жалоб в Федеральную антимонопольную службу различий по порядку, зависящих от того, какой закон применяется заказчиком для осуществления госзакупок, не выделяется, так как есть регламент проведения специальной проверки на соблюдение антимонопольного законодательства и подачи заявления на проведение такой проверки.

Образец документа: бланк жалобы, подаваемой в Федеральную антимонопольную службу, есть на сайте этого проверяющего органа также, как и рекомендации по заполнению этого документа.

Для того, чтобы на основании этого документа был запущен механизм проверки заказчика на предмет совершения неправомерных действий по ограничению возможностей участия в проводимой закупочной процедуре, жалоба должна быть оформлена надлежащим образом и содержать следующие разделы:

  • титульная часть, в которой указываются данные о том, в какой именно орган направляется жалоба, а также, кто такую жалобу направляет (необходимо указать данные о потенциальном исполнителе, чьи интересы, возможно, были ущемлены заказчиком);
  • данные о заказчике, который, по мнению заявителя, осуществляет неправомерное ограничение возможностей конкурентного участия в закупках (необходимо указать подробные координаты заказчика, его реквизиты для облегчения идентификации при изучении представленных на официальных информационных системах документов о спорной закупке);
  • сведения о той закупке, в которой, по мнению потенциального исполнителя, ограничены возможности его участия (необходимо указать, в какой форме проводится закупка, какие документы по ней заказчик уже разместил, а также информация о том, на основании чего потенциальный исполнитель контракта пришел к мнению, что заказчик нарушает действующее законодательство в сфере закупок);
  • описание сути нарушения с указанием ссылок на документацию по закупке, которая отражает суть такого нарушения (необходимо указать, каким именно образом осуществляется нарушение, а также какие положения действующего законодательства не исполнены заказчиком или исполнены с существенными нарушениями, что и повлекло к обращению потенциального исполнителя в ФАС).

Представленная жалобы рассматривается территориальным подразделением Федеральной антимонопольной службы в срок не более пяти дней с момента получения ее от участника закупки.

При этом в течение двух дней с момента ее получения сотрудники ФАС размещают ее на сайте http://zakupki.gov.ru, являющимся официальным порталом проведения госзакупок на территории Российской Федерации и единой информационной системы.

Кроме того, информация о том, что была подана жалоба в ФАС, направляется заказчику (уведомление необходимо для того, чтобы заказчик самостоятельно провел также процедуру проверки внутренней документации по проводимой закупке, вызывавшей споры с потенциальным исполнителем и, в случае выявления нарушения раньше, чем это сделает ФАС, его устранить и уведомить проверяющий орган).

Результаты проверки должны быть готовы в срок не позднее пяти дней с момента подачи жалобы и могут содержать обоснованный отказ в обжаловании либо предписание заказчику исправить допущенное нарушение.

Вынесенное решение можно обжаловать в судебном порядке в течение трех месяцев с момента ее вынесения.

Сфера госзакупок представляет собой одну из наиболее тщательно отрегулированных в целях обеспечения максимального уровня конкуренции среди исполнителей госзаказов. Однако и в ней содержатся некоторые механизмы действий, которые позволяют поступать неправомерно заказчикам. Таким механизмам можно противодействовать в рамках 44-фз и 223-фз.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/prevyshenie-polnomochij/goszakupki.html

Где и как обжаловать результаты электронного аукциона

Как обжаловать нарушение порядка проведения закупок по контрактной системе

Участники электронного аукциона зачастую остаются не согласны с результатами проведения закупки. В статье мы поговорим о порядке и сроках обжалования действий заказчика и аукционной комиссии по результатам проведения электронного аукциона.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. Законом № 44-ФЗ предусмотрено право участника закупки обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, аукционной комиссии или оператора электронной площадки, если они нарушают его права и законные интересы.

Существует два способа обжалования:

  1. в контрольный орган в сфере закупок;
  2. в арбитражный суд.

Жалобы рассматривают:

  1. Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России) и её территориальные органы — как правильно подать и составить жалобу в ФАС читайте в нашем материале;
  2. уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
  3. уполномоченные органы местного самоуправления.

Полномочия контрольных органов распределены следующим образом:

Контрольный орган Сфера контроля
ФАС России и её территориальные органы Все закупки любых заказчиков
Орган исполнительной власти субъекта РФ Закупки заказчиков, подведомственных субъекту РФ, и закупки муниципальных образований региона
Муниципальный контрольный орган Закупки для нужд муниципального образования

Сроки подачи жалобы

Обжалование действий заказчика в контрольный орган, безусловно, является более оперативным способом обжалования по сравнению с судебным порядком обжалования — на рассмотрение жалобы контрольному органу отводится всего 5 рабочих дней.

Важно учитывать сроки для подачи жалобы в контрольный орган:

  • жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
  • обжалование действий заказчика, аукционной комиссии по рассмотрению заявок в электронном аукционе возможно не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протоколов. Обжаловать результаты аукциона имеет право только участник закупки, подавший заявку на участие в обжалуемом аукционе;
  •  обжалование действий (бездействия) при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта осуществляется до заключения контракта.

Жалоба, поданная по истечении указанных сроков, возвращается контрольным органом заявителю без рассмотрения. В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.

Обжалование результатов аукциона в контрольный орган требует от участника закупки оперативности не только в составлении жалобы, но и в обеспечении её получения контрольным органом.

Правильнее всего сдать жалобу в канцелярию территориального органа ФАС России либо направить её, подписав электронной подписью, в адрес контрольного органа по электронной почте. По факсу контрольный орган принимать жалобы не вправе.

Если участник закупки примет решение направить жалобу в контрольный орган почтой, то существует вероятность того, что жалоба поступит в антимонопольный орган по истечении установленного срока для обжалования.

В этой ситуации контрольный орган не вправе отказать заявителю в рассмотрении жалобы (письмо ФАС России от 29.12.2015 № ИА/76070/15).

Однако, велик риск того, что в случае признания жалобы обоснованной, предписание об аннулировании аукциона или приостановлении процедуры заключения контракта выдано не будет, поскольку к тому времени контракт уже может быть заключен.

Порядок подачи жалобы в контрольный орган

Адреса и телефоны территориальных органов ФАС России содержатся в Приложении № 1 к Административному регламенту, утверждённому приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14.

Также получить информацию о территориальных органах ФАС России (их наименованиях, адресах, телефонах, часах работы и т.п.) можно, воспользовавшись функционалом официального сайта антимонопольного ведомства http://www.

fas.gov.ru/territorial-authorities/.

Контрольным органом не рассматриваются жалобы, если:

  • контракт уже заключен;
  • по жалобе на те же действия уже принято решение суда или контрольного органа.

Требования к содержанию жалобы указаны в части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ и в Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

В контрольный орган жалоба подаетсяв письменной форме.

В жалобе следует сослаться на документы (например, протоколы) или конкретные положения аукционной документации, которые, по мнению участника, противоречат законодательству. Такие документы следует приложить к жалобе и указать их в перечне приложений.

Не стоит забывать, что если жалоба подается представителем, к ней обязательно прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание жалобы. При отсутствии доверенности жалоба будет возвращена без рассмотрения.

Участник не вправе указывать в одной жалобе более одной закупки.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (письма от 13.08.2015 № Д28и-2449 и от 29.07.2015 № Д28и-2221). Таким образом, если заказчик допустил нарушения Закона № 44-ФЗ при проведении нескольких закупок, следует направлять отдельные жалобы по каждой закупке. Иначе жалоба будет возвращена контрольным органом.

Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика

Участник вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить на заседание комиссии своих представителей. Указанные лица могут быть допущены на заседание при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорт), и документов, подтверждающих полномочия:

  • Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются решением (его копией) о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым он обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.
  • Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.

Регламент проведения заседания комиссии антимонопольного органа оглашается председателем комиссии. 

Заседания комиссии антимонопольного органа являются публичными, на рассмотрении дела могут присутствовать заинтересованные лица (например, другие участники закупки). Присутствующие при рассмотрении дела представители сторон вправе вести аудио- или видеозапись рассмотрения дела, уведомив об этом членов комиссии антимонопольного органа.

Вынесенное комиссией антимонопольного органа решение может обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня его принятия.

Заявитель вправе отозвать поданную в контрольный орган жалобу (часть 15 статьи 105 Закона № 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы.

Для того, чтобы отозвать жалобу, нужно направить заявление в свободной форме. В случае отзыва жалобы участник аукциона не имеет право повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) тех же лиц.

После отзыва жалобы действия (бездействие) заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке.

Судебный порядок обжалования действий заказчика

Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение 3 месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия во внесудебном порядке. Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов. Заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (статья 35 АПК РФ).

Подать заявление можно:

  • на бумажном носителе
  • в электронной форме. Заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет www.arbitr.ru после прохождения пользователем регистрации.

Требования к содержанию заявления приведены в части 1 статьи 199 АПК РФ. К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в статье 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения.

Вместе с заявлением можно подать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения или запрете заказчику совершать определенные действия, например, заключать контракт (часть 3 статьи 199, пункт 2 части 1 статьи 91 АПК РФ, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).

До подачи заявления в суд истец должен направить копии заявления и прилагаемых к нему документов заказчику и другим участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением о вручении. Неисполнение этого требования является основанием для оставления судом заявления без движения (часть 1 статьи 128 АПК РФ).

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1547

Как подать жалобу на действия заказчика в процессе проведения госзакупки в ФАС по 44-ФЗ?

Как обжаловать нарушение порядка проведения закупок по контрактной системе

В ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок…» вопросам обжалования действий заказчика посвящена отдельная глава 6.  Возможность обжалования проводимой закупки вправе любой ее участник независимо от его организационно-правовой формы: в статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Кто может подать жалобу на действия заказчика по нормам 44-ФЗ

Как уже отмечалось, пожаловаться на действия заказчика вправе любой участник закупки.

До момента вскрытия конвертов с жалобой могут обратиться общественные объединения и организации, осуществляющие контроль в сфере закупок. Это, например, общественная палата, ассоциации производителей закупаемых услуг, бизнес-сообщества и пр.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Когда обжалуемые действия совершены после вскрытия конвертов, то перечень лиц, которые могут направить жалобу, сужается. Это может быть участник конкурса, запроса котировок, предложений или аукциона, который подал заявку на участие в закупке.

Обжаловать можно как федеральные, так и муниципальные закупки.

ФЗ-44 допускает подачу жалобу не только на действия заказчика, но и на работу уполномоченного органа, учреждения, комиссии по госзакупкам, должностных лиц, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Куда можно подать жалобу

Жалоба на действия заказчика может быть подана в суд или контролирующую инстанцию в сфере закупок. Подача жалобы в контрольный орган не исключает возможности для обжалования действий заказчика в суде.

Жалобу допускается подать в следующие инстанции:

  1. Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и ее территориальные подразделения (их контакты можно найти на официальном сайте ФАС или в Приложении к административному регламенту, где содержатся данные обо всех 82 подразделениях). Именно за этой инстанцией закреплены контролирующие функции в сфере госзакупок, и сюда поступает основной массив жалоб от участников торгов (связано это с тем, что решения ФАС имеют большую юридическую силу).
  2. Контрольный орган в сфере оборонзаказа в отношении закупок из указанной сферы – такие полномочия также переданы в ФАС.
  3. Региональный орган исполнительной власти, который наделен функциями контроля за закупками. Такие организации определяются местными нормативно-правовыми актами (например, в Тульской области это Областной контрольный комитет).
  4. Орган местного самоуправления, который уполномочен контролировать закупки. Например, в г. Глазов Удмуртской Республики такие полномочия исполняет Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы.

Общее правило выбора места для подачи жалобы такое: если закупка производится для обеспечения потребностей федеральных нужд, то обжаловать ее необходимо в ФАС РФ. Когда закупка инициирована региональными или муниципальными властями, то жалоба подается в территориальное подразделение ФАС по месту нахождения заказчика или местные контрольные органы власти.

На что можно жаловаться

Перечень ситуаций, при которых может возникнуть спор между заказчиком и участником государственной закупки, весьма разнообразен.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

В ФЗ-44 основания для подачи жалобы прописаны весьма условно: это мнение участника о том, что действия заказчика или бездействие привело к нарушению прав и интересов участника государственной закупки. Также к причинам по 44-ФЗ относят несоответствие закупочной документации установленным требованиям.

Так, обжалование действий заказчика может потребоваться:

  1. Нарушены положения ФЗ-44 в отношении предоставляемого обеспечения по контракту (например, предъявлены необоснованно высокие требования к размеру обеспечения, или установлено требование о внесении обеспечения, если таковое не предусмотрено в ФЗ-44).
  2. Заказчик в нарушение норм закона отказал компании в допуске к торгам или препятствовал исполнению договора.
  3. Заказчиком были созданы искусственные условия, создающие ограничения для участия в закупке (например, через формирование требований, включенных в закупочную документацию).
  4. Заказчиком были включены требования в закупочную документацию о предоставлении документов и сведений, которые не являются обязательными по закону. В ФЗ-44 содержится исчерпывающий перечень документов, которые может запрашивать заказчик. Например, заказчик запросил сведения о среднесписочной численности, выручке, балансовой стоимости активов и пр.

Указанный перечень нарушений не является исчерпывающим, но является наиболее распространенным списком оснований для подачи жалобы.

Регламент подачи жалобы

Процедура подача жалобы на действия или бездействие заказчика предполагает прохождение следующих последовательных шагов.

Этап 1. Подготовительный  этап. На этом этапе изучается ФЗ-44, определяется предмет жалобы, отбираются соответствующие требования в законе, изучается практика обжалования по аналогичному вопросу, собирается доказательная база.

Этап 2. Готовится жалоба в письменном виде с учетом требований, изложенных в 44-ФЗ.

Этап 3. Определяется место подачи жалобы и способ (электронный или бумажный).

Этап 4. Передается жалоба с учетом регламентированных сроков в ФАС, а ее копия направляется заказчику.

Этап 5. Ожидание официального ответа от контролирующей инстанции.

Этап 6. Если решение было вынесено в пользу участника, и его жалоба была удовлетворена, то он может обратиться с предписанием к заказчику и потребовать его исполнения.

Региональными и муниципальными органами власти может быть предусмотрен свой регламент рассмотрения и подачи поступивших жалоб.

Но в целом алгоритм будет похож на тот, который указан выше.

Законодательное регулирование подачи жалобы и требования к ней

Общие требования к подаваемой жалобе и порядке ее подачи содержатся:

  • в Главе 6 44-ФЗ, а именно в ст. 105-106;
  • в Информации от ФАС от 2014 года «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • в Приказе ФАС от 2014 года №727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Требования к подаваемой жалобе прописываются в ч. 8 ст. 105 ФЗ-44. Она должна содержать следующие сведения:

  1. Данные заказчика: наименование, адрес нахождения и контактные сведения.
  2. Сведения об отправителе жалобы.
  3. Указание на государственную закупку и ее номер (не допускается подавать одну жалобу на несколько закупок, иначе ее вернут без рассмотрения).
  4. Указание на конкретные действия заказчика, которые участник хочет обжаловать, а также доводы со ссылкой на конкретные пункты ФЗ-44, которые были нарушены. Без ссылки на законодательство жалобу могут оставить без рассмотрения.

Также в подаваемой жалобе необходимо прописать конкретную просьбу к контролирующей инстанции. Так, с учетом ст. 106 ФЗ-44 у контролирующей инстанции можно запросить:

  1. Приостановление процедуры выбора победителя торгов до рассмотрения жалобы по существу или аннулирования результатов торгов (если они к моменту подачи документа были завершены).
  2. Выдать предписание, обязательное для исполнения заказчиком. Например, отменить решение о несоответствии подаваемой заявки через внесение изменений в закупочную документацию, устанавливающую необоснованные требования к участникам.
  3. Провести внеплановую проверку деятельности организации.

К подаваемой жалобе следует приложить определенные документы, которые делают ее обоснованной. Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 ФЗ-44. При этом сам перечень документов в законодательстве не прописан:

  1. К жалобе нужно приложить, как минимум, доверенность, подтверждающую полномочия составителя.
  2. Документацию о закупке, на которую ссылаются в жалобе: протоколы, приказы, решения, конкурсная документация и пр.

При этом отсутствие указанных документов не может стать причиной для отказа в рассмотрении жалобы (такой вывод подтверждается разъяснениями ФАС и Минэкономразвития). При необходимости ведомство может запросить необходимые сведения самостоятельно, а большая часть информации о закупке имеется в открытом доступе.

Копию жалобы со всеми документами из перечня приложений требуется направить в адрес заказчика или оператора электронной площадки, действия которых обжалуются.

Жалоба может быть составлена в письменном или электронном виде. В последнем случае ее необходимо подписать с помощью ЭЦП. Печатный документ подлежит прошивке и нумерации.

Сроки для подачи жалобы по 44-ФЗ и ее рассмотрения

Согласно пп. 3-6 ст. 105 ФЗ-44, жалобы на заказчика должны быть поданы в следующие сроки:

  1. Жалоба на положение документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока.
  2. Жалобы на действия/бездействие заказчика – не позднее, чем через 10 дней после размещения обжалуемого протокола в ЕИС или на электронной площадке (если речь идет о ЕИС, то имеется в виду протокол рассмотрения/оценки заявок на участие в конкурсе или запросе котировок, протокол запроса предложений; если об электронной площадке – то протокол подведения итогов электронного аукциона).
  3. Жалобы на бездействие или действия заказчиков при рассмотрении вторых частей заявок в электронном аукционе допускается подавать вплоть до заключения контракта.
  4. Обжалование действий оператора электронной площадки допускается в течение 30 дней после совершения им обжалуемых действий.

После того как указанные сроки истекли, допускается обжалование действий в судебном порядке.

Согласно регламенту ФАС, контролирующая инстанция должна придерживаться определенных временных рамок при рассмотрении заявок:

  1. На принятие или отклонение жалобы у ФАС есть 2 дня. В качестве причин для отклонения могут выступать несоответствие жалобы установленным требованиям, отсутствие на ней подписи уполномоченного лица, подача жалобы после установленного срока либо если по действиям заказчика уже имеется судебное решение.
  2. На уведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы у ФАС есть 3 дня.
  3. На рассмотрение жалобы по существу – 5 дней.
  4. На изготовление решения –  3 дня после оглашения результативной части.

Если участник закупки не был удовлетворен результатами рассмотрения жалобы, то он может обжаловать их в судебном порядке. Сроки исковой давности по таким заявлениям составляют 3 месяца (по ч. 1,4 ст. 198 АПК).

Таким образом, ФЗ-44 допускает возможность обжалования действий заказчика при его действиях/бездействии, которые нарушают интересы участника торгов, а также при необоснованных требованиях в документации по торгам.

Большая часть жалоб подается в ФАС федерального или территориального уровня, так как предписаниям данной контролирующей инстанции принадлежит высокий юридический вес. Также пожаловаться на заказчика можно в региональные или муниципальные контролирующие инстанции.

При пропуске сроков и несогласии с решением ФАС у участника есть право обратиться в арбитражный суд для отстаивания своих интересов.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/zaloba-v-fas.html

Ответственность заказчика за нарушение закона 44-ФЗ | Контур.Закупки

Как обжаловать нарушение порядка проведения закупок по контрактной системе

Закон 44-ФЗ весьма строго регламентирует все действия заказчиков. За его нарушение грозит административная ответственность. А некоторые действия должностных лиц могут повлечь преследование по статьям Уголовного кодекса. Рассмотрим, какая ответственность наступит в разных ситуациях.

Нарушения при планировании

Если заказчик допускает нарушение порядка планирования закупок, ему грозит ответственность по статье 7.29.3 КоАП. Так, если он ошибется при составлении плана-графика или плана закупок, то уплатит штраф 20 000-50 000 рублей.

Под неправильным составлением плановых документов подразумевается включение в них позиций, которые не соответствуют целям закупочной деятельности либо нормативно-правовым актам. Или же указание необоснованной начальной цены контракта. А вот если будет нарушена форма обоснования НМЦК и объекта закупки, то штраф составит 10 000 рублей.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Также в части планирования предусмотрены такие штрафы:

  • за нарушение порядка и сроков проведения общественного обсуждения закупки — 30 000 рублей;
  • за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС — 5 000-30 000 рублей.

Нарушения при определении способ проведения закупки

Если заказчик допустит нарушение при выборе способа определения поставщика, это грозит ответственностью по статье 7.29 КоАП. Штраф составит:

  • 30 000 рублей для должностного лица;
  • 50 000 рублей для самого заказчика.

Например, такая ответственность наступит, если заказчик проведет запрос котировок при НМЦК более полумиллиона рублей. Или же если вопреки требованиям 44-ФЗ вместо конкурентной закупки он решит заключить договор с единственным поставщиком. То же самое грозит за проведение закрытых процедур вместо открытых или двухэтапного конкурса вместо обычного.

Аналогичное наказание последует и в том случае, если заказчик допустит нарушение при передаче документов в уполномоченный орган для согласования.

Нарушения при проведении закупок

За нарушение сроков размещения документов и информации по закупкам налагаются такие штрафы (статья 7.30 КоАП):

  1. По открытому конкурсу и аукциону:
    1. Срок размещения нарушен не более чем на 2 дня:
      • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
      • для самого заказчика — 15 000 рублей.
    2. Срок размещения нарушен на 2 и более дня:
      • ответственность должностного лица составит 30 000 рублей;
      • юридического — 100 000 рублей.
  2. По закупке у единственного поставщика, запросу котировок и запросу предложений:
    1. При задержке публикации не более чем на один день:
      • штраф для специалиста заказчика составит 3 000 рублей;
      • для самого заказчика — 10 000 рублей.
    2. При задержке более чем на день:
      • штраф для должностного лица составить 15 000 рублей;
      • для заказчика — 50 000 рублей.

Если в ходе аукциона или открытого конкурса размещались в или направлялись недостоверные данные или документы, штраф для должностного лица составит 15 000 рублей, а для заказчика — 50 000 рублей. Аналогичное наказание последует и за нарушение при приеме заявок от участников и запросов на разъяснения по этим процедурам.

Если по закупке вынесено предписание, но оно не исполнено, должностное лицо поплатиться суммой 30 000 рублей. Такой же штраф будет наложен за невключение закупки в план-график и за то, что приглашение к процедуре размещено в ЕИС ранее, чем по прошествии 10 дней после внесения изменения в этот документ.

Существуют штрафы и за нарушения в части рассмотрения заявок. За неправомерное отклонение заявки участника либо, наоборот, за допущение участника, который не соответствует требованиям 44-ФЗ, штраф составит 1% от НМЦК.

При этом минимальная сумма — 5 000 рублей, а максимальная — 30 000 рублей.

Аналогичное наказание наступит и вследствие нарушения заказчиком порядка открытия доступа к заявкам, их рассмотрения, установление неправомерных требований, неверного размера обеспечения заявки или контракта.

Если протокол закупки составлен с нарушениями, будет наложен штраф в размере 10 000 рублей.

За неразмещение в ЕИС информации и документов о процедуре полагаются такие санкции:

  • для специалиста заказчика — 50 000 рублей;
  • для него самого — 500 000 рублей.

Отдельно предусмотрены штрафы за нарушения при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок и предложений.

Если такие заявки будут неправомерно отклонены или, наоборот, будут допущены участники, не соответствующие требованиям закона, штраф составит 5% от НМЦК, но не менее 30 000 рублей.

Аналогичное наказание последует и за допущение нарушений при рассмотрении заявок на эти процедуры.

Если заказчик установил в документации требования к объекту закупки, которые ограничивают конкуренцию, или включил в один лот несвязные объекты, то штраф составит 1% от НМЦК. При этом минимальная его сумма — 10 000 рублей, а максимальная — 50 000 рублей.

Если документация по закупке содержала нарушение, а заказчик ее утвердил, штраф для него составит 3 000 рублей.

Протоколы закупки нужно подписывать вовремя, иначе штраф составит:

  • при задержке менее 2 рабочих дней — 3 000 рублей;
  • при боле длительной задержке — 30 000 рублей.

Ну и, наконец, суммой в 50 000 рублей заказчик поплатится, если проведет меньше закупок у СМП и СОНО, чем ему положено законодательством.

Нарушения при заключении контракта и его изменении

Довольно крупные штрафы грозят заказчику по статье 7.32 КоАП за нарушения, связанные с порядком заключения контракта и внесения в него изменений. Так, если заключить контракт на условиях, отличных от проекта, то штраф составит 1% от НМЦК, а его предельные значения будут таковы:

  • для должностного лица 5 000-30 000 рублей;
  • для юридического лица 50 000-300 000 рублей.

Если же из-за этого возникнут дополнительные расходы либо это приведет к уменьшению объема товаров (услуг), поставленных по контракту, то штраф будет равен двойному размеру этих расходов.

Есть штраф и за нарушение срока заключения контракта — 50 000 рублей.

Теперь что касается изменения и расторжения контракта:

  1. Если изменения внесены в обход 44-ФЗ, то штраф для должностных и юридических лиц соответственно составит 20 000 и 200 000 рублей соответственно.
  2. Если контракт расторгнут сторонами или в одностороннем порядке с нарушением норм закона, то сумма штрафа для должностного лица составить 50 000 рублей, от юридического — 200 000 рублей.

За действия или бездействие заказчика, в результате которых контракт не был исполнен либо был причинен вред, будет наложен такой штраф:

  1. Для должностного лица — 5-15% от суммы неисполненных обязательств, но не менее 30 000 рублей. В качестве альтернативного варианта может быть назначена дисквалификация сроком до двух лет.
  2. Для заказчика — штраф в размере от однократной до трехкратной стоимости невыполненных обязательств. Минимальный штраф — 300 000 рублей.

При приемке товара заказчик проводит экспертизу, составляет документ о приемке либо об отказе. Если эти процедуры нарушены, то штраф составит 20 000 рублей. А вот если заказчик примет объект, который не соответствует требованиям контракта, сумма штрафа составит 20 000-50 000 рублей.

Иные правонарушения

Заказчики должны передавать сведения о заключенных контрактах в Реестр контрактов. Кроме того, в отношении поставщиков, чьи действия были недобросовестными, заказчики обязаны передавать данные в контролирующий орган для включения в РНП.

Если заказчик передаст в реестр ложную информацию о поставщике, на него будет наложен штраф в сумме 50 000 рублей. Если же он не направит данные для включения в РНП или реестр контрактов, то сумма штрафа составит 20 000 рублей.

Кроме того, существуют штрафы и за нарушение порядка возврата обеспечения:

  • если возврат задержан более чем на 3 рабочих дня:
    • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 30 000 рублей;
  • если задержать возврат обеспечения на срок более трех рабочих дней:
    • штраф для специалиста заказчика составит 15 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 90 000 рублей.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность грозит не за нарушение закупочного законодательства, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки. К сожалению, такие явления не редкостью в закупках.

Например, за определенное вознаграждение специалист заказчика предоставляет участнику закупки преференции, и тот получает контракт. Или же осуществляется приемка услуги, которая не была оказана. Бюджетные средства переводятся поставщику, а затем делятся между ним и заказчиком. Это уже не просто нарушения в процессе закупок, а настоящие преступления.

Уголовная ответственность в сфере закупок может наступать по таким основаниям:

  1. Статья 159 УК РФ «Мошенничество». Так может быть квалифицировано, например, хищение денег при проведении закупки. Наказание может составить до 10 лет лишения свободы.
  2. Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Грозит, если представитель заказчика получает от участника вознаграждение в виде денег, имущества, ценных бумаг, услуг или любых других благ. Например, за то, что обещает ему победу в тендере. Наказание: лишение свободы сроком до 15 лет и штраф, в 70 раз превышающей взятку.
  3. Статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Грозит лицу, которое передаст взятку от участника представителю заказчика, примет участие в переговорах либо каким-то другим образом поспособствует этому процессу. Например, таким лицом может быть член закупочной комиссии. Наказание может составить до 7 лет лишения свободы, а штраф — 30-кратный размер взятки.
  4. Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Уголовное наказание наступает при сумме нецелевых расходов более полутора миллионов рублей и составляет до 5 лет лишения свободы. Если трата менее этой суммы, то будет наложено административное наказание по статье 15.14 КоАП — дисквалификация либо штраф до 50 000 рублей.

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/otvetstvennost-zakazchika-za-narushenie-zakona-44-fz/

Про закон
Добавить комментарий