Изменения НДПИ в 2018 году

Налог на добычу полезных ископаемых – 2018

Изменения НДПИ в 2018 году

НДПИ (расшифровка аббревиатуры – налог на добычу полезных ископаемых) подлежит начислению и уплате лицами, у которых имеется лицензия на пользование участком с целью добычи в его недрах полезных ископаемых. Стандарты расчета и правила применения регламентированы Налоговым кодексом.

Налог на добычу полезных ископаемых: общая информация

Добываемые полезные ископаемые могут быть разделены на такие группы:

  • горючие вещества (уголь, торф, сланцы);
  • углеводородные продукты, к которым относят нефть и добытый газ с метаном;
  • руда;
  • разные виды неметаллического сырья, добываемого горнорудными и горно-химическими предприятиями;
  • налог НДПИ начисляется и на редкие металлы;
  • цветные камни;
  • кварцевое сырье;
  • драгоценные и полудрагоценные металлы, камни;
  • соль;
  • вода лечебного назначения и промышленного, добываемая из-под земли или природных, термальных источников.

Полный перечень указан в ст. 337 НК РФ. Объект налогообложения НДПИ – объем добываемых полезных ископаемых на территории РФ и за ее границами (ст. 336 НК РФ).

Не подлежит обложению налогом сырье, полученное из источников, которые не состоят на государственном учете и не являются для государственных структур балансовыми.

Сырье из этой категории недр могут добываться предпринимателем для удовлетворения собственных нужд.

Ндпи в 2018 году: ставки и нововведения

Для расчета суммы налоговых обязательств применяются две шкалы ставок:

  1. Процентная сетка (адвалорные ставки), которая используется при начислении налога по налоговой базе, выраженной в стоимости сырья.
  2. Рублевые ставки (специфические), которые назначаются на каждую тонну сырья, учитываемого по объему добычи.

В п. 1 ст. 342 НК РФ приведен список ископаемых с предусмотренной для них нулевой ставкой налога. Расчет обязательств производится по каждому налоговому периоду – он равен календарному месяцу.

Законом от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ внесены изменения в НК РФ. В части налога на добычу горючего природного газа предусмотрен налоговый вычет. Для получения вычета надо соблюсти несколько требований:

  • недра находятся в акватории Черного моря (частично или полностью);
  • месторождение не является новым;
  • предприятие, осуществляющее добычу, зарегистрировано в Республике Крым или в г. Севастополь до 2017 года;
  • в отчетном налоговом периоде были произведены траты на основные средства (приобретение, доставка, ведение в эксплуатацию), которые включены в программу инвестиционного развития газотранспортной системы РК и Севастополя.

Размер вычета соответствует величине фактически понесенных затрат на объекты основных средств, но не может быть выше предельного значения льготы (0,9 х сумма налога).

Налог на добычу полезных ископаемых-2018: определение налоговой базы

Налогооблагаемая сумма выводится налогоплательщиком самостоятельно. Расчеты производятся отдельно по каждому типу сырья. Стоимость сырья вычисляется:

  • по ценам реализации, фигурирующим на рынке в текущий момент;
  • по ценовым показателям, не учитывающим полученные суммы субсидирования для покрытия разрыва между рыночным и расчетным ценниками;
  • по расчетным нормативам, если в налоговом периоде не были осуществлены продажи для конкретного типа сырья.

Налоговая база по НДПИ определяется как количество ископаемых, которые были добыты предприятием, или стоимость полученного добывающими организациями сырья.

На количественные показатели надо ориентироваться при разработке нефтяных месторождений, газовых, угольных, норма распространяется на многокомпонентные руды в Красноярском крае.

Стоимостные значения используются в расчетах для добычи других видов ископаемых и углеводородного сырья на морских участках месторождений (нефть, газ).

Ндпи в 2018 году: формулы и примеры расчетов

Суммарное значение налога высчитывается путем перемножения налоговой базы со ставкой, которая закреплена за соответствующим видом сырья. Для добываемой нефти налог надо рассчитывать по обессоленной, обезвоженной и стабилизированной разновидности сырья.

Для нефтяного материала характерно использование в формуле подсчета специфической ставки налога, которая дополнительно корректируется на условия добычи при помощи показателя Дм и динамику общемировых цен (через коэффициент Кц).

Формула расчета НДПИ на нефть в 2018 году:

Налоговая база в тоннах х (ставка х Кц – показатель Дм).

Производить вычисления надо ежемесячно, данные показываются отдельно по налоговым периодам без накопления. Расчет НДПИ на нефть – пример основывается на ставке, действующей в 2017 году. Она равна 919 руб. за каждую тонну сырья. Вычисление коэффициентов – самая сложная часть работы. Они определяются по формулам:

  1. Дм = Кндпи х Кц х (1– Кв х Кз х Кд х Кдв х Ккан). Каждый из коэффициентов рассчитывается по нормативам ст. 342 НК РФ. Значения некоторых из них можно получить через форму запроса, направленную в Роснедр.
  2. Кц = (Цена барреля нефти «Юралс» – 15) х средний показатель курса доллара к рублю по данным ЦБ РФ / 261.

Пример расчета НДПИ при условии добычи в октябре 2017 года 17 000 тонн баррелей нефти:

  1. Значение КЦ можно брать с сайта ИФНС, на котором ежемесячно публикуются данные по составляющим этого показателя и его итоговому значению. На октябрь 2017 года коэффициент равен 9,1484.
  2. Кндпи с 2016 года не менялся и остался на уровне 559 рублей.
  3. Кд и Ккан заданы равными 1 (шкала значений предусмотрена ст. 342.2 и 342.5 соответственно).
  4. Остальные коэффициенты можно определить только при наличии доступа к сведениям из Роснедра. Для примера примем условные данные по Кв и Кдв в размере 0,3, Кз, равным 1.

НДПИ составит 63 812 560 рублей за октябрь (17 000 х (919 х 9,1484 – (559 х 9,1484 х (1 –0,3 х 1 х 1 х 0,3 х 1)))).

Налог на добычу полезных ископаемых в 2018 году для нефтяников планируется дополнить новым показателем НДД, который будет ориентироваться на получаемые доходы. Перейти на обновленные нормативы налогообложения сразу все предприятия не смогут – перевод будет постепенным, регулировать очередность будет Минфин.

НДПИ на газ определяется по фиксированному размеру ставки, назначенной для каждого кубометра сырья. В расчетах используется набор специальных коэффициентов:

  • Тг (учитывает расходы, связанные с доставкой газа до пункта его обработки);
  • Еут – обозначение единицы условного топлива;
  • Кс – применяется для идентификации степени сложности процесса получения сырья.

НДПИ на золото облагается по процентной шкале ставки, равной 6% (для остальных драгоценных металлов действует ставка 6,5%). Объем добытого металла определяется по условиям ст. 339 НК РФ.

Налоговая база рассчитывается как произведение цены единицы сырья и его общего количества, которое было найдено за месяц. Срок уплаты налога на добычу полезных ископаемых установлен ст. 344 НК.

Погасить налоговое обязательство надо до 25 числа в месяце, следующем за окончившимся налоговым периодом.

Источник: https://spmag.ru/articles/nalog-na-dobychu-poleznyh-iskopaemyh-2018

Налог на добычу полезных ископаемых ставка 2018

Изменения НДПИ в 2018 году

Платежи, осуществляемые по ресурсам, являются важной частью любой налоговой системы. Вот почему плата за НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) занимает одно из главных мест в экономике, собственно, и прибыль от такого налога получается немалая.

По форме платежи различаются на:

  • целевые;
  • косвенные;
  • непосредственно прямые платежи.

Оплачивают такой налог предприниматели, занимающиеся непосредственно добычей ПИ. Каждый предприниматель, вне зависимости от того, какое именно ископаемое он добывает, вычисляет налог самостоятельно.

Плательщики и объект налогообложения

Как уже было сказано ранее, такой налог оплачивают ИП, которые имеют лицензию и занимаются добычей ископаемых, к которым относятся уголь, нефть, металлы и так далее.

Такие ИП обязательно встают на учет в налоговую и в дальнейшем облагаются налогом как плательщики НДПИ. После того как ИП получает лицензию на соответствующие работы, он обязан в течение месяца встать на учет в налоговый орган, расположенный по месту регистрации.

Ели же говорить об объектах налогообложения, то ими, согласно ст. 336, являются:

  • те ископаемые, которые были получены ИП за пределами Российское Федерации;
  • те ПИ, которые были получены из потерь добывающего производства, если они имеют лицензию;
  • те ископаемые, которые были получены ИП непосредственно на территории страны.

Однако так же в статье указаны и те объекты, которые не облагаются налогом. Это:

  1. ПИ, которые были получены из собственных отходов ИП.
  2. ПИ, полученные при ремонте, использовании либо образовании геологических объектов, относящихся к культурному наследию страны.
  3. Коллекционные материалы.
  4. ПИ, не относящиеся к государственным и используемые ИП исключительно для личного пользования.

Налоговые ставки на 2018 год

В 2018 году действительны следующие виды ставок:

  1. Ставки для льготников, составляющие 0% (и, соответственно, 0 рублей). Подходят под определенный ПИ.
  2. Адвалорные ставки, исчисляемые в процентах. Характеризуются стоимостью добытого ПИ.
  3. Ставки специфического типа (исчисляются за тонну и в рублях). Характеризуются количеством добытого ПИ.

Если говорить о льготной ставке, то таковая применима к следующему виду добычи:

  • к ПИ в части понесенных нормативных потерь, оговоренных в статье 336;
  • в отношении попутного газа;
  • к ПИ, которые ранее были списаны либо считаются некондицией, и потому не облагаются налогом;
  • к подземным водам, которые содержат ПИ;
  • к минеральным водам, которые используются ИП исключительно в лечебных целях без права на реализацию, то есть не продаются;
  • к подземным водам, которые не реализуются, а используются ИП в сельском хозяйстве (к примеру, для полива растений);
  • к ПИ, которые были добыты во вмещающих и вскрышных породах.

Особенности налогообложения

Следует учесть, что некоторые виды ископаемых облагаются по особенной системе. Для их расчета выведены специальные формулы.

Непосредственное определение налоговой базы, исходя из того, какое именно количество ресурсов было добыто, происходит по следующим ПИ:

Причем пять лет назад правительство РФ решило, что налоговая база в отношении газового конденсата будет определяться исключительно по количеству.

Вне зависимости от того, какой именно вид ПИ добывает предприниматель, он должен высчитывать налоговую базу по нему самостоятельно. То же самое касается и ресурсов, которые были извлечены ИП вместе с основными. При этом вес и объем ПИ можно вычислить двумя способами, указанными ниже.

Если говорить о прямом способе, то он подразумевает использование специально предназначенных для этого приборов. Благодаря таким приборам и можно вычислить характеристики ресурсов.

Если же прямой метод не действенен, то используют косвенный. В связи с этим ИП должен высчитать налоговую базу на основании тех показателей, которые свидетельствуют о содержании добытых ПИ по отношению к той сырьевой массе, которая была добыта.

Если же говорить о технических условиях, то поправки, как правило, вносятся в результате изменения процесса добычи.

Для некоторых ископаемых, перечисленных выше, необходимо знать налоговую базу. Но что же это такое? Это сумма стоимости добытых ПИ. Вычислить ее можно одним из следующих способов:

  • по имеющейся расчетной стоимости;
  • благодаря рыночным ценам без льгот по компенсации разницы между расчетной и оптовой ценой;
  • на основании того, какие цены на ПИ в настоящее время на мировом рынке.

Налогом облагаются следующие разновидности данного сырья:

  • стабилизированная нефть;
  • сырье без соли;
  • сырье без воды.

При этом для вычисления налога его ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику роста цен на сырье во всем мире (Кц). Из полученного показателя вычитается показатель Дм, который характеризует способ добычи сырья.

Для вычисления налога ставка умножается на коэффициент, который характеризует динамику цен во всем мире на нефть.

В итоге из того числа, которое получается, вычитают Дм, который характеризуется особенностью того, как именно добывается сырье

Для того чтобы вычислить Дм, нужно рассчитать следующую схему:

Кндпи равен 559 рублям, все остальные коэффициенты можно найти в статье 342 Налогового кодекса РФ.

Именно по такой формуле и вычисляется конечный результат.

В случае с газом ставка также твердая и умножается она на базовое число Еут и на коэффициент, который характеризует, насколько сложно было добыть газ (Кс).

Кроме того ставка, которая устанавливается для газового конденсата, умножается еще и на корректирующее число, которое обозначается как Ккм.

Если речь идет о налоговой ставке, касающейся природного газа, то здесь произведение Кс, Еут и базовой ставки суммируется с тем показателем, который характеризует расходы, которые были потрачены на транспортировку ПИ.

Определение объекта налогообложения при расчете НДПИ представлено ниже.

В случае с углем ставка также рассчитывающаяся за тонну в зависимости от того, какой вид угля имеется ввиду (бурый, антрацит и т.д.).

Однако при необходимости ставки могут корректироваться на:

  • коэффициенты, которые по каждому виду ПИ устанавливаются отдельно, на каждый последующий квартал ежеквартально;
  • те коэффициенты, которые учитывались при расчете ранее.

Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2018 году

Ресурсные платежи составляют неотъемлемую часть налоговой системы.

В связи с этим плата за использование природных ресурсов фактически занимает центральное место в экономических механизмах. По форме платежи могут быть прямыми, косвенными или целевыми.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) относится к категории прямых федеральных налогов, которые взимаются с недропользователей.

Обычно НДПИ уплачивается по месту расположения участков недр, что были выделены налогоплательщикам в пользование. Продолжительность налогового периода для уплаты НДПИ составляет 1 календарный месяц.

Законные основания

Налогообложение полезных ископаемых регулируется нормами Налогового кодекса, в частности, этому вопросу посвящена гл.26 НК РФ.

Плательщикам НДПИ считаются пользователи недр, включая отечественные и зарубежные организации. По общим правилам полезные ископаемые являются государственной собственностью.

В качестве исключения выступают общедоступные горные породы:

• Песок; • Мел;

• Глина (Некоторые виды).

Для осуществления добычи полезных ископаемых нужно обязательно получить соответствующее разрешение.

Дополнительным требованием выступает постановка на учет в налоговых органах (ст.335 НК РФ).

Читайте так же:  Требования к фотографии для визы в китай

Если добыча ископаемых будет производиться в зоне континентального шельфа, тогда пользователь должен стать на учет там, где находится добывающая организация.

Аналогичные требования выдвигаются к добыче природных ресурсов за пределами России, при условии, что территория пребывает под ее юрисдикцией или в аренде.

Налоговой базой считается совокупная стоимость добытых полезных ископаемых.

Определить стоимость можно следующим образом:

  1. На основании имеющихся рыночных цен.
  2. Исходя из рыночных цен без учета субсидий по компенсации разницы между оптовой и расчетной стоимостью.
  3. По расчетной стоимости.

Определение налоговой базы, исходя из количества добытых природных ресурсов, происходит по таким видам полезных ископаемых:

В 2012 году правительством было принято решение, на основании которого налоговая база на газовый конденсат определяется по количеству.

Независимо от вида добываемых основных полезных ископаемых определение налоговой базы осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Эти требования также распространяются и на попутно извлеченные природные ресурсы. При этом есть два способа определения объема и веса добытых полезных ископаемых.

Прямой метод подразумевает использование специальных измерительных средств. Косвенное определение происходит тогда, когда невозможно использовать прямой метод.

В связи с этим плательщик налога должен определить налоговую базу на основании показателей содержания добытых природных ресурсов по отношению к извлекаемой сырьевой массе.

Любой используемый способ определения должен быть утвержден в учетной политике недропользователя. Применение методики будет происходить на протяжении всей добывающей деятельности.

Ее корректировка допускается только в том случае, если будут внесены поправки в проект по разработке месторождений, который применяется к полезным ископаемым.

Технические условия обычно редактируются в результате изменения технологического процесса добычи.

Какие бывают налоговые ставки?

Распределение налоговых ставок происходит в зависимости от вида природных ресурсов. В отдельных случаях наблюдается нулевая ставка (ст.342 НК РФ).

Ставки условно можно разделить на два вида:

  1. Твердые – распространяются на нефть, газ, газовый конденсат и уголь.
  2. Адвалорные – действуют по отношению к остальным видам полезных ископаемых.

В первом случае законодательство предусматривает понижающие коэффициенты. Однако их применение, возможно, только после выполнения плательщиками НДПИ требований Налогового кодекса.

Твердые ставки применяются по отношению к налоговой базе исходя из количества добытых природных ресурсов. Адвалорные (процентные) ставки привязываются к их стоимости.

Процентные ставки НДПИ в 2018 году (таблицы) ↑

Как говорилось выше, процентные ставки установлены дифференцированно в зависимости от разновидности полезных ископаемых.

Нулевая ставка применяется в порядке, предусмотренном ст.342 НК РФ. Фактически ее можно классифицировать как налоговую льготу.

Ставкой НДПИ в 0 процентов облагается извлечение:

  1. Природных ресурсов в размере нормативных потерь.
  2. Подземных вод, что содержат природные ресурсы, в частности, если от их добычи зависит разработка иных полезных ископаемых.
  3. Природных ресурсов во время разработки остаточных запасов полезных ископаемых.
  4. Полезных ископаемых, что остались в породах или в отходах перерабатывающих производств, по причине отсутствия в РФ технологии их извлечения.
  5. Попутного газа.
  6. Минеральных вод, которые используются в лечебных целях, за исключением их непосредственной продажи в переработанном виде.
  7. Подземных вод, которые находят свое применение в сельскохозяйственных целях.
  8. Сверхвязкой нефти.
  9. Нефти, добытой, на территории Якутии, Иркутской области и Красноярского края в объеме до 25 млн. тонн, но, в том случае, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 10 лет.
  10. Нефти, добытой, на территории Северного полярного круга в объеме до 35 млн тонн, но, в том случае, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 10 лет.
  11. Нефти, добытой, на территории Азовского и Каспийского морей в объеме до 10 млн. тонн, но, в том случае, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 7 лет.
  12. Нефти, добытой, на территории полуострова Ямал в объеме до 15 млн. тонн, но, в том случае, если разработка запасов на участке недр происходила не более 7 лет.

При добыче угля

При добыче всех видов угля установлена единая ставка в размере 4%.

Стоит отметить, что на основании ст.343.1 НК РФ допускается уменьшение налога на расходы, которые связаны с обеспечением безопасных условий труда, в частности, путем использования налогового удержания.

Ндпи в 2018 году — сроки сдачи отчета и уплаты налога

НДПИ в 2018 году в части сроков представления отчетности и осуществления платежей подчиняется тем же правилам, что и НДПИ-2017. Однако при расчете налога в 2018 году следует учесть необходимость применения в иных значениях некоторых приведенных в тексте НК РФ коэффициентов, а также моменты, обновившие текст главы 26 кодекса.

Что обновилось в НК РФ для НДПИ-2018?

В текст гл. 26 НК РФ, посвященной НДПИ, с 2018 года вносится всего 3 новшества двумя законами:

  • «О внесении изменений…» от 29.07.2017 № 254-ФЗ, откорректировавшим границы периодов применения одного из коэффициентов, участвующих в расчете показателя, характеризующего особенности добычи нефти (п. 1 ст. 342.5 НК РФ);

Источник: https://pzpspb.ru/nalog-na-dobychu-poleznyh-iskopaemyh-s.html

Суть налогового маневра в нефтяной отрасли 2019 года

Изменения НДПИ в 2018 году

С 1 января 2019 года заработает налоговый маневр в сфере нефтяной промышленности.

Его целью является поэтапный рост налоговых платежей за добычу полезных ископаемых, при одновременном снижении акцизов на вывоз нефти и бензина за рубеж.

Это неизбежно скажется и на ценах топлива на внутреннем рынке, с которыми предстоит столкнуться рядовым гражданам. Разберем, что представляет собой налоговый маневр в нефтяной отрасли, и как скажутся эти поправки на розничных ценах.

Что это такое

Любой налоговый маневр предусматривает изменение системы налогообложения и поступления платежей в бюджет.

В зависимости от целей, которые преследует законодатель, направления маневра могут предусматривать замену одного или нескольких налогов другими сборами, пропорциональное перераспределение поступлений в бюджет, введение заградительных пошлин и мер стимулирования отечественных предприятий.

В нефтяной промышленности налоговые маневры проводят регулярно. В 2018 году рассматривался очередной блок поправок в НК РФ, который станет четвертым маневром для нефтянки. Суть налогового маневра в нефтяной отрасли заключается в следующем:

  • в период с 2019 по 2024 год будет происходить поэтапное снижение и отказ от акцизов на вывоз нефти и ГСМ за рубеж (в 2024 году ставка акциза должна быть равна 0, за исключением отдельных видов нефтепродуктов);
  • в период с 2019 по 2021 год будет осуществляться повышение ставок НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых),  с сохранением действующих льгот и преференций;
  • для предприятий, производящих и реализующих ГСМ на внутреннем рынке, будет введен обратный акциз на топливо, что должно устранить риски повышения оптовых и розничных цен;
  • предполагается введение дополнительных мер поддержки для реализации ГСМ в пределах страны и замедления ценового роста.

Еще до октября 2018 года обсуждались детали налогового маневра, точные сроки и ставки. Для обсуждения показателей реформы были приняты во внимание доводы представителей отечественного НПК.

Осенью окончательные цифры и положения маневра были рассмотрены законодателем и приняты в виде поправок в НК РФ.

Вступят в силу новые правила с января 2019 года, а в окончательном варианте реформа будет завершена к 2024 году.

Нюансы налогового маневра

В чем заключается необходимость очередного налогового маневра в нефтяной отрасли? В настоящее время, основным источником дохода от нефтяной промышленности является акцизный сбор на вывоз сырой нефти, продуктов переработки и ГСМ. Акцизы напрямую связаны с ценовыми курсами нефти на ведущих мировых биржах и рынках, поэтому прогнозирование бюджетных показателей существенно затруднено.

Введение новых правил налогообложения и применения акцизов позволит бюджету снизить зависимость от мировых цен на нефть. Полностью игнорировать эти показатели невозможно, поэтому курсы нефтяных бирж будут применяться при введении дополнительных пошлин и предоставлении мер поддержки предприятиям с большой долей внутреннего производства.

Ключевой целью маневра является постепенное увеличение доли НДПИ в доходной части бюджета, с одновременным снижением акцизных ставок. На практике, такие нормы будут реализованы следующим образом:

  1. снижение ставок акциза будет происходить на протяжении 6 лет, и завершится в 2024 году установлением нулевой ставки;
  2. налог на добычу полезных ископаемых (в том числе, нефти) будет расти пропорционально, однако достигнет планируемых ставок уже к 2021 году;
  3. в период с 2019 по 2024 год доля поступлений в бюджет от НДПИ будет расти, тогда как акцизная составляющая, напротив, будет снижаться.

После 2024 года все положения налоговой реформы окончательно вступят в силу.

Уменьшение акцизных ставок на нефть и ГСМ неизбежно стимулирует рост экспорта. В таких условиях, доля топлива, поставляемого на внутренний рынок, может заметно снизиться, что повлечет рост цен на автозаправках. Чтобы избежать таких последствий, государство вводит ряд льгот и преференций для производителей, работающих для внутреннего рынка:

  • обратный акциз будет предоставлен предприятиям, перерабатывающим и реализующим ГСМ на отечественном рынке;
  • на предоставление обратных акцизов могут рассчитывать компании, включенные в санкционные списки США и стран ЕС (для них требование о проведении модернизации будет необязательным);
  • дополнительные меры поддержки будут предоставлены предприятиям, проводящим модернизацию производства, либо представивших гарантию модернизации в течение 3 лет (точный пакет льгот будет озвучен к концу года);
  • вводятся логистические коэффициенты для расчета вычетов по акцизам на переходный период (чем больше топлива будет поставлено на внутренний рынок, тем больше будет вычет);
  • планируется введение заградительных пошлин за реэкспорт и реимпорт нефти и ГСМ.

Логистические коэффициенты будут отличаться, в зависимости от региона расположения предприятия НПК. Наиболее высокий показатель коэффициента вводится для предприятий в Хакасии и Красноярском крае (1.5). Логистические коэффициенты сохранят свое действие даже после завершения налогового маневра.

При расчете обратных акцизов и логистических коэффициентов будут учитываться и иные факторы:

  1. доля высококачественного  топлива в общем объеме производства предприятия;
  2. мировые цены на нефть и продукты переработки;
  3. усредненный показатель оптовых цен на внутреннем рынке РФ;
  4. ценовые показатели экспортной альтернативы на нефть.

Ожидаемое увеличение доходов в бюджет от проведения налогового маневра будет достигать 1.6 трлн. руб. к 2024 году. Действующие льготы на добычу полезных ископаемых сохранятся в неизменном виде. На них могут рассчитывать геологоразведочные предприятия, а также компании, добывающие нефть на труднодоступных территориях, незначительных месторождениях.

Вырастут ли цены

Любая налоговая реформа неизбежно сказывается на оптовых и розничных ценах в пределах страны.

Поскольку общая налоговая нагрузка на предприятия НПК вырастет, неизбежно повысятся и розничные цены на бензин, дизельное топливо, иные виды ГСМ.

Однако Правительство РФ гарантирует, что будет постоянно держать на контроле состояние цен на оптовых и розничных рынках, чтобы не допустить обвального повышения.

В качестве мер по защите внутреннего рынка и интересов рядовых потребителей, могут предусматриваться:

  • введение временных мораториев на рост цен (последний раз к такому мораторию государство прибегало летом 2018 года);
  • введение временных заградительных пошлин на вывоз нефти и ГСМ за рубеж, при которых предприятиям будет выгоднее поставлять продукцию на отечественный рынок;
  • введение экстренной пошлины в размере до 90% стандартной ставки, если мировые цены на нефть повысились более чем на 15%.

Для рядовых автовладельцев указанные меры мало что скажут, тем более что их принятие может затянуться на месяцы. Однако, комментируя поправки в НК РФ о проведении налогового маневра Представители Правительства РФ неоднократно подтверждали курс на сохранение текущих цен на бензин и ГСМ, либо на контролируемый рост.

Суть налогового маневра:

Источник: https://law03.ru/finance/article/nalogovyj-manevr-v-neftyanoj-otrasli-2019

Сроки уплаты налога на добычу полезных ископаемых в 2018 году – Бухгалтерия

Изменения НДПИ в 2018 году

Как определить налоговую базу для расчета НДПИ, если добытые минерально-сырьевые ресурсы компания не продает, а применяет для дальнейшей переработки? Ответ: Как уже говорилось выше, согласно существующему законодательству налоговая база для расчета НДПИ определяется двумя способами в зависимости от типа минерально-сырьевого ресурса:

  • Количество природных ресурсов;
  • Стоимость природных ресурсов;

При этом расчет стоимости может быть произведен несколькими способами (организация выбирает для себя наиболее оптимальный с учетом сложившейся ситуации):

  • От среднего уровня цен продажи минерально-сырьевых ресурсов на отчетную дату;
  • От среднего уровня цен продажи минерально-сырьевых ресурсов на отчетную дату не включая бюджетное субсидирование;
  • Расчета стоимость с учетом всех расходов на добычу, переработку и т.д.

Расчет налога на добычу полезных ископаемых (газа горючего)

Коэффициенты для расчета налога на нефть При расчете НДПИ на нефть в 2018 году используются такие особые (связанные только с этим ископаемым) показатели, как:

  • учитывающий колебания мировых цен и определяемый ежемесячно Правительством РФ или самостоятельным расчетом (п. 3 ст. 342 НК РФ);
  • характеризующий степень сложности добычи и принимающий определенное значение в зависимости от конкретных характеристик залежи и года начала разработки (пп. 1, 2 ст. 342.2 НК РФ);
  • отражающий степень выработанности месторождения; в зависимости от величины предыдущего коэффициента может принимать либо конкретное значение, либо становиться расчетным (пп. 3, 6 ст.

Налог на добычу полезных ископаемых в 2018

  1. Твердые – распространяются на нефть, газ, газовый конденсат и уголь.
  2. Адвалорные – действуют по отношению к остальным видам полезных ископаемых.

В первом случае законодательство предусматривает понижающие коэффициенты.

Источник:

Изменения в налогообложении недропользователей. Горизонтальный мониторинг

Новым Налоговым кодексом предусмотрен ряд мер, улучшающих инвестиционный климат в сфере недропользования.

В первую очередь, отменяется часть налогов.В частности:

С 1 января 2019 года отменяется бонус коммерческого обнаружения как вид налога. До этого момента бонус будет исчисляться и уплачиваться в действующем порядке, установленном Налоговым кодексом от 10 декабря 2008 года (статьи 317 — 324).

С 1 января 2018 года отменяется платеж по возмещению исторических затрат для недропользователей, осуществляющих деятельность в рамках лицензии на разведку или добычу ТПИ, при условии, что такая лицензия будет выдана после 31 декабря 2017 года и на территории, на которой ранее не предоставлялось право недропользования.

С 1 января 2018 года отменяется налог на сверхприбыль для недропользователей, осуществляющих разведку и (или) добычу твердых полезных ископаемых.

При этом для морских и сверхглубоких месторождений введен альтернативный налог на недропользование (АНН).

Данный налог не является дополнительным, а представляет собой возможность недропользователя альтернативным способом исполнять свои налоговые обязательства по уплате:

— налога на добычу полезных ископаемых

— платежа по возмещению исторических затрат

— налога на сверхприбыль

— рентного налога на экспорт нефти.

По Подписному бонусу

Подписной бонус уплачивается в полном объеме:

не позднее 20 рабочих дней с даты объявления налогоплательщика победителем конкурса или подписания протокола прямых переговоров;

не позднее 10 рабочих дней со дня выдачи лицензии на геологическое изучение, разведку или добычу твердых полезных ископаемых, старательство и использование пространства недр.

Срок уплаты подписного бонуса при расширении контрактной территории или получения письменного разрешения на добычу ОПИ при строительстве дорог и гидросооружений остается прежним — не позднее 30 календарных дней.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Если ранее сумма налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на общераспространенные полезные ископаемые определялась исходя из средневзвешенной цены их реализации, определяемой за налоговый период, увеличенную на утвержденную ставку полезных ископаемых, то в настоящее время новым Налоговым кодексом ставки налога на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые и лечебные грязи исчисляются за единицу объема добытого общераспространенного полезного ископаемого и лечебной грязи исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, и составляют:

— осадочные горные породы: галечники и гравий, гравийно-песчаная (песчано-гравийная) смесь, пески и песчаники, глины и глинистые породы (суглинки, алевролиты, аргиллиты, глинистые сланцы), соль поваренная — 0,04 МРП;

— лечебные грязи — 0,02 МРП.

Единицы измерения будут применяться те, которые используются в отчетных и сводных балансах запасов минерального сырья, предоставляемых уполномоченному органу по изучению и использованию недр.

Новые ставки применяются, при исчислении НДПИ по форме налоговой отчетности 590.00 с 1 квартала 2018 года.

Наряду с изменениями в части налогообложения недропользователей важно отметить отдельные новшества в области налогового администрирования.

На сегодня около 30 стран мира перешли или переходят от традиционного режима налогового контроля в виде налоговых проверок к подходу, основанному на принципах доверия, прозрачности и взаимовыгодного сотрудничества — горизонтальному мониторингу.

В связи с чем, с января 2019 года внедряется горизонтальный мониторинг — расширенное информационное взаимодействие, основанное на принципах доверия, открытости и добровольности.

В рамках данной процедуры налогоплательщики (на начальном этапе — из числа крупных) на добровольной основе будут предоставлять должностным лицам налоговых органов открытый доступ к своей учетной документации. При выявлении рисков нарушения налогового законодательства должностные лица налоговых органов будут составлять и вручать налогоплательщику рекомендации по их устранению.

При исполнении таких рекомендаций к налогоплательщику не будут применяться штрафные санкции и проводиться налоговые проверки (за исключением случаев уголовно-процессуального производства).

Это позволит сократить количество налоговых проверок и вселить уверенность налогоплательщику в отсутствии последующих претензий налоговых органов.

Кроме этого, к таким налогоплательщикам будет применяться автоматический возврат налога на добавленную стоимость (до 90%) и представление сокращенного количества налоговой отчетности.

Важно отдельно отметить еще одно преимущество для налогоплательщиков, которые будут состоять на горизонтальном мониторинге, — предварительное разъяснение.

На сегодняшний день налоговые органы осуществляют разъяснение по применению налогового законодательства по уже свершившимся фактам.

В свою очередь, налогоплательщики, состоящие на горизонтальном мониторинге, а также налогоплательщики, реализующие приоритетные инвестиционные проекты, смогут получать от налоговых органов разъяснения по применению налогового законодательства в отношении планируемых сделок.

Источник:

Санкции за несвоевременно уплаченный налог на добычу полезных ископаемых

  • Из полученной величины вычитаем сумму расходов:

83400 – 2600 = 80800 рублей – чистая стоимость полезного ископаемого. НДПИ: 80800*10% = 8080 рублей. Вопрос №2.

Нужно ли платить НДПИ, когда добываемые предприятием ископаемые, применяются для последующей переработки, а не продаются на сторону? Да, в таком случае у недропользователя возникает обязанность по начислению и уплате НДПИ.

Поскольку полученный продукт не продается, а применяется для дальнейшей обработки, то налогооблагаемая база будет рассчитываться исходя из его расчетной стоимости. Вопрос №3.

Возникает ли обязанность уплаты НДПИ по продукции, полученной из отходов собственного перерабатывающего производства? Когда предприятие получило полезное ископаемое в результате переработки какого-то природного ресурса, НДПИ можно не перечислять.

  • из недр РФ;
  • из отходов добывающей промышленности;
  • из недр арендованных РФ участков за рубежом.

Не являются объектом налогообложения те ископаемые, которые не состоят на балансе государства, коллекционные, палеонтологические и прочие ресурсы согласно НК РФ.

Под полезным ископаемым понимается продукция карьеров, горнодобывающих предприятий, которая содержится в сырье, полученном из недр. Объектом этого платежа признаются только те ископаемые, которые были добыты.

Источник: https://buchgalterman.ru/blanki/sroki-uplaty-naloga-na-dobychu-poleznyh-iskopaemyh-v-2018-godu.html

EY Tax Messenger

Изменения НДПИ в 2018 году

View this page in English 

Загрузить в формате PDF

Авторы: Виктор Бородин, Денис Борисов, Анна Соколова
29 ноября 2017 г

27 ноября 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон №335-ФЗ от 27 ноября 2017 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»).

Закон был подготовлен в целях реализации основных направлений налоговой политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг.

В части налогообложения компаний нефтегазового сектора положения данного Закона касаются совершенствования правил налогообложения деятельности при разработке месторождений на шельфе.

Кроме того, Закон предусматривает снижение НДПИ на природный газ для отдельных категорий налогоплательщиков, введение дополнительных вычетов по НДПИ на нефть, а также газовый конденсат в случае получения при его переработке широкой фракции легких углеводородов (далее – «ШФЛУ»).

Также Законом устанавливаются новые ставки акцизов на нефтепродукты на период с 2018 по 2020 гг.

Новые морские месторождения углеводородного сырья

Налог на прибыль

Законом уточняется понятие «деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья (далее – «УВС») на новом морском месторождении углеводородного сырья (далее – «НММУС»). Так, работы относятся к деятельности, связанной с добычей УВС на НММУС начиная с даты государственной лицензии на пользование недрами.

Кроме того, деятельность по поиску и оценке НММУС с 1 января 2018 года будет признаваться деятельностью, связанной с добычей УВС на НММУС, только при условии её осуществления на основании «сквозной» лицензии, дающей право одновременно на геологическое изучение и добычу полезных ископаемых. В результате этого, налогоплательщики, осуществляющие поиск и оценку НММУС на основании лицензии исключительно на геологическое изучение, должны будут учитывать расходы в соответствии с общим порядком налогообложения.

При этом, для расходов, понесенных в период с 1 января 2014 года по 1 января 2018 года в рамках лицензий на геологическое изучение недр с целью поиска и оценки НММУС и ранее не учтенных при расчете налоговой базы, предусматриваются особые положения.

В частности, налогоплательщикам предоставляется право учесть в составе прочих расходов по налогу на прибыль расходы на освоение природных ресурсов (далее – «ОПР») и иные расходы, связанные с поиском и оценкой НММУС, равномерно в течение 36 месяцев.

Кроме того, конкретизируется порядок признания доходов (расходов) налогоплательщиками, осуществляющими деятельность по добыче УВС на НММУС. Так, доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, но не ранее даты:

  • выделения на участке недр НММУС, либо
  • даты принятия решения о прекращении работ в связи с их экономической нецелесообразностью, геологической бесперспективностью или по иным причинам.

Новые положения также предусматривают, что доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу на дату, соответствующую дате признания таких доходов (расходов).

Кроме того, отменяются предельные сроки, до истечения которых налогоплательщики имеют право определять налоговую базу как стоимость при добыче УВС на НММУС. Таким образом, добывающие компании смогут применять адвалорные ставки по НДПИ в рамках установленного НК РФ периода, но без ограничения по предельному сроку.

Также напоминаем, что с 1 января 2017 года вступили в силу следующие особенности учета расходов на ОПР:

  • налогоплательщик имеет возможность применять коэффициент 1,5 к расходам на ОПР на поиск и оценку НММУС
  • расходы на ОПР могут быть отнесены частично или в полном объеме к расходам по добыче УВС на НММУС, осуществляемой на ином (иных) участке недр. Ранее законодательство предусматривало такую возможность лишь в случае прекращения права пользования недрами и ограничивало сумму расходов, относимых на каждое месторождение, расположенное на ином участке недр, в размере не более 1/3 от общей суммы расходов.

ТЦО

Текущая редакция НК РФ устанавливает, что сделки между организацией, владеющей лицензией на право пользования недрами, и оператором НММУС не признаются контролируемыми при осуществлении ими деятельности, связанной с добычей УВС на НММУС, в отношении одного и того же месторождения. 

Законом дополняется, что сделки между вышеуказанными лицами также не будут признаваться контролируемыми при осуществлении деятельности, связанной с добычей УВС на НММУС, в отношении одного и того же участка недр до выделения на участке недр первого НММУС.

Акцизы на нефтепродукты

С 1 января 2016 года с целью совершенствования отраслевой системы налогообложения в состав подакцизных товаров была введена новая категория «средние дистилляты», под которыми в соответствии с НК РФ понимаются смеси углеводородов, обладающие определенными физико-химическими характеристиками.

Сложившаяся за период с 2016 года практика налогообложения средних дистиллятов выявила ряд неточностей налогового законодательства, позволяющих не облагать акцизом смеси углеводородов, обладающие характеристиками, отличными от установленных НК РФ, однако, по своей сути, являющиеся средними дистиллятами.

С целью исключения возможности уклонения от налогообложения, Законом уточняются физико-химические характеристики категории «средние дистилляты». Под средними дистиллятами понимаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при t=20°C и атмосферном давлении 760 мм рт. ст.

), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значение показателя плотности которых не превышает 930 кг/м3 при t=20°C.

Также Законом определяются нефтепродукты, не включаемые в данную категорию для целей налогообложения.

Кроме того, Законом вводится институт свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, а также устанавливаются технологические процессы, относящиеся к переработке средних дистиллятов (например, первичная переработка нефти, гидроочистка углеводородных фракций и др.).

В связи с этим, перечень операций, подлежащих налогообложению акцизом, дополняется следующими:

  1. получение средних дистиллятов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов
  2. оприходование средних дистиллятов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов.

При этом положениями Закона предусмотрено применение вычета в увеличенном размере по указанным операциям со средними дистиллятами.

Вычет определяется в размере суммы акциза, исчисленных при получении (оприходовании) средних дистиллятов, увеличенного на коэффициент 2 при переработке средних дистиллятов на производственных мощностях, необходимых для технологических процессов по переработке. В иных случаях использования средних дистиллятов применяется коэффициент равный 1.

Законом также предусмотрено дальнейшее повышение ставок акцизов на отдельные виды нефтепродуктов (автомобильный бензин класса 5, дизельное топливо, средние дистилляты) на 2018-2020 гг.:

Нефтепродукт

Значение налоговой ставки, руб./т.

2018 (ранее)1

январь-июнь 2018

июль-декабрь 2018

2019

2020

Автомобильный бензин класса 5

10 535

11 213

11 892

12 314

12 752

Автомобильный бензин, не соответствующий классу 5

13 100

13 100

13 100

13 100

13 100

Прямогонный бензин

13 100

13 100

13 100

13 100

13 100

Дизельное топливо

7 072

7 665

8 258

8 541

8 835

Средние дистилляты

8 112

8 662

8 662

9 241

9 535

НДПИ на газ горючий природный

Положениями Закона предусматривается изменение порядка расчета понижающего коэффициента Кгз, характеризующего глубину залегания залежи УВС, при добыче природного газа из залежи УВС с минимальной глубиной залегания более 3 300 метров.

Так, с 1 января 2018 года понижающий коэффициент Кгз будет определяться как результат деления числа 0,5 на значение коэффициента Кгп (ранее Кгз был равен 0,5).

Обращаем внимание, что значение коэффициента Кгп на период с 1 января по 31 декабря 2018 года установлено в размере:

  • 1,4022 для организаций-собственников Единой системы газоснабжения и их аффилированных лиц
  • 1 для иных налогоплательщиков.

Таким образом, к указанным залежам не будет применяться повышающий коэффициент Кгп, из-за которого организации-собственники Единой системы газоснабжения и их аффилированные лица платят повышенный НДПИ по сравнению с независимыми производителями газа. 

Налоговые вычеты по НДПИ

Налоговый вычет по НДПИ на нефть

С 1 января 2018 года предусматривается возможность применения налогового вычета в отношении нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

При этом, Законом устанавливаются дополнительные условия для применения налогового вычета:

  • лицензия на право пользования недрами должна быть выдана до 1 января 2016 года
  • начальные извлекаемые запасы нефти должны составлять 450 млн тонн или более по состоянию на 1 января 2016 года.

Размер налогового вычета определен в размере 2 917 млн рублей за налоговый период в совокупности по всем участкам недр.

Налоговый вычет применим с 1 января 2018 года по 31 декабря 2027 года.

Таким образом, совокупная величина вычета за 10 лет составит порядка 350 млрд рублей.

Стоит отметить, что критериям, установленным Законом, удовлетворяет лишь Самотлорское месторождение, разработку которого ведет дочерняя компания ПАО «НК «Роснефть». Указанная льгота направлена на увеличение инвестиций в данное уникальное месторождение для целей создания условий по увеличению добычи.

Помимо этого, Законом исключаются положения, предусматривающие до 31 декабря 2016 года применение налогового вычета по нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан.

Налоговый вычет по НДПИ на газовый конденсат

С 1 января 2018 года Законом устанавливается возможность применения налогового вычета при добыче газового конденсата в случае получения ШФЛУ при его переработке.

Сумма вычета будет определяться по следующей формуле:

Вгк = Кшфлу * Мгк * В, где

Кшфлу – коэффициент извлечения ШФЛУ, рассчитываемый как отношение количества полученной за истекший налоговый период ШФЛУ к общему количеству переработанного газового конденсата;

Мгк – количество добытого газового конденсата, переработанного на технологическом оборудовании для получения ШФЛУ;

В – ставка налогового вычета в рублях на 1 тонну ШФЛУ, рассчитываемая как:

В = 147 + (n – 1) * 147, где

n – порядковый номер налогового периода, отсчитываемого последовательно с 1 января 2018 года (порядковый номер налогового периода, начинающегося 1 января 2018 года, равен 1).

При этом, начиная с 36 налогового периода, значение показателя B принимается равным 5 280, таким образом ограничивая предельный размер налогового вычета.

Стоит отметить, что налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет как в случае переработки газового конденсата на собственном технологическом оборудовании, так и в случае переработки газового конденсата иными российскими лицами при наличии установленных Законом подтверждающих документов.

Нововведение нацелено на сближение уровней себестоимости производства ШФЛУ из различного вида сырья (газовый конденсат, природный газ, попутный нефтяной газ). При этом, налоговый вычет призван стимулировать производство ШФЛУ, используемой в нефтехимической отрасли как сырье для производства продукции следующих переделов.

Также напоминаем, что с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года будет действовать налоговый вычет по НДПИ в отношении природного газа, добытого на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море2.

Указанный вычет может быть применен налогоплательщиками, государственная регистрация которых осуществлена на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя до 1 января 2017 года.

Размер вычета определяется как величина фактически оплаченных налогоплательщиком в период с 1 января 2018 года по последнее число налогового периода, в котором применяется налоговый вычет, сумм расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, и не может превышать величину, равную произведению коэффициента 0,9 и общей суммы налога, которую он уменьшает.

Дополнительным условием для применения налогового вычета является необходимость включения указанных основных средств в инвестиционную программу развития газотранспортной системы Республики Крым и города Севастополя.

1 С учетом положений Федерального закона № 254-ФЗ от 29 июля 2017 года.
2 Введен Федеральным законом от 30 сентября 2017 года № 286-ФЗ.

Источник: https://www.ey.com/ru/ru/services/tax/ey-nalogooblozhenie-neftegazovoi-otrasli-rossii-izmeneniya-s-2018-goda

Про закон
Добавить комментарий