Страны, входящие в Евразийский экономический союз
Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии. Документ был подписан 29.05.2014.
Участники Таможенного союза
Создание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:
- Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.
- Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.
В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:
- Россия,
- Кыргызстан,
- Казахстан,
- Армения,
- Беларусь.
Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС. Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.
История создания
Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.
- Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году. Позже соглашение подписали представители Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.
- 2007 год. Россия, Казахстан и Беларусь заключили следующий договор. В нем говорилось, что перечисленные страны согласились строить Таможенный союз с единой таможенной территорией.
- 2009 год. Ранее подписанный документ был дополнен множеством дополнительных международных договоров, их было более сорока. Кроме того, было принято решение о том, что с первых дней 2010 года формируется единое таможенное пространство. Оно будет включать территорию России, Беларуси и Казахстана.
- 2010 год. Был принят общий кодекс для перечисленных государств. В это же время начинает действовать единый тариф.
- В 2011 году снятие между странами Союза таможенного контроля. Он был перенесен на внешние границы.
- С 2011 до 2013 года. Разработка и прием общих для стран ТС законодательных норм. Кроме того, осуществилась разработка единого закона о безопасности продукции.
- В 2014 году ТС пополнился еще одной страной, Арменией, а на следующий год членом Союза становится и Кыргызстан.
Евразийский союз на карте
Другими словами, интеграционные процессы разрабатывались на протяжении всего периода. В итоге должны быть выработаны общие нормы законодательства и таможенных тарифов так, чтобы можно было осуществлять торговые операции с теми государствами, которые не числились в составе ТС.
цель, которую преследуют державы, подписавшие договор о Евразийском экономическом союзе, — укрепить экономические связи.
Прежде всего, укрепление связей подразумевалось между странами-участницами, а затем уже с теми государствами, которые входили в состав Советского Союза. А также задача — восстановление когда-то существовавших технологических и хозяйственных цепочек.
Но происходить это должно будет с учетом того, каковым на текущий момент будет экономическое и политическое положение каждого государства.
Кто управляет ЕЭС?
Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:
- Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
- Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.
Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:
- Технического регулирования.
- Таможенного администрирования.
- Статистики торговли.
- Закупок.
- Валютной политики.
- Макроэкономической политики.
- Касающиеся перевозок, транспорта.
- Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
- Финансовых рынков.
- Миграционной политики.
- Торгового режима с третьими странами.
- Политики конкуренции, энергетики.
- Соблюдения авторского права.
- Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
- Естественной монополии и других областей.
Управляющие органы Евразийского экономического союза
Кроме того, в обязанности комиссии входит обеспечение реализации входящих в правовую основу Союза международных договоров.
Комиссия компетентна утверждать документы и принимать решения, которые обязаны будут выполнять страны Евразийского экономического союза.
Цели ТС и их осуществление
Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.
Для этого предлагалось следующее:
- Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
- Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
- Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.
Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.
Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.
Следующие цели ТС:
- Создать все условия, чтобы страны — участницы Союза могли в первую очередь реализовывать собственную продукцию.
- Защитить внутренний рынок ТС.
К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание. Каждое из них относительно развития производства имеет свои приоритеты и намерено в первую очередь защищать свои интересы, а не заботиться о производстве соседей. Из-за этого и страдают как предприятия-импортеры, так и население.
Преимущества ТС
К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.
Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.
Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.
Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):
- Россия — 85,3.
- Казахстан — 7,1.
- Беларусь — 4,59.
- Кыргызстан — 1,9.
- Армения — 1,11.
Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.
Экономика и промышленность стран Евразийского экономического союза
Чтобы совершать промышленную сборку, в Беларуси на иностранные инвестиции были построены предприятия, на которых затем начали собирать из привезенных комплектов легковые авто. Ранее делать это было нерентабельно из-за того, что спрос граждан страны на автомобили данного класса невысокий.
Противоречия в Таможенном союзе
Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.
Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.
В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.
Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.
Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.
Полностью убедиться в том, насколько эффективна работа ТС можно будет только тогда, когда все страны-участницы будут строго соблюдать весь перечень подписанных договоров.
Источник: https://VisaSam.ru/emigration/economy/strany-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza.html
Еаэс – что это? евразийский экономический союз: страны
В числе крупнейших современных международных объединений — Евразийский экономический союз. Формально он был учрежден в 2014 году, но к моменту подписания договора о его создании государства-участники ЕАЭС уже имели значительный опыт взаимодействия в режиме активной экономической интеграции. Какова специфика ЕАЭС? Что это — экономическое или политическое объединение?
Общие сведения об организации
Начнем исследование поставленного вопроса с рассмотрения ключевых фактов о соответствующей организации. Каковы наиболее примечательные сведения об ЕАЭС? Что это за структура?
Евразийский экономический союз, или ЕАЭС, — это объединение в рамках международного экономического сотрудничества нескольких государств Евроазиатского региона — России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии и Армении. Ожидается вступление в данное объединение иных стран, так как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — открытая структура.
Главное, чтобы кандидаты на вступление в объединение разделяли цели данной организации и проявляли готовность выполнять предусмотренные соответствующими договорами обязательства.
Созданию структуры предшествовало учреждение Евразийского экономического сообщества, а также Таможенного Союза (который продолжает функционировать как одна из структур ЕАЭС).
Как свидетельствует ряд источников, государство, первым инициировавшее процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве, выросшие в учреждение ЕАЭС, — Казахстан. Нурсултан Назарбаев высказал соответствующую идею на выступлении в МГУ в 1994 году. Впоследствии концепцию поддержали другие бывшие советские республики — Россия, Беларусь, Армения и Киргизия.
Основное преимущество нахождения государства в составе Евразийского экономического союза — свобода хозяйственной деятельности зарегистрированных в нем субъектов на территории всех стран-участниц союза. Ожидается скорое формирование на базе институтов ЕАЭС единого торгового пространства, характеризующегося общностью стандартов и норм ведения бизнеса.
Есть ли место политическому взаимодействию?
Итак, ЕАЭС — что это, исключительно экономическая структура, или же объединение, которое, возможно, будет характеризоваться политической составляющей интеграции? На данный момент и в ближайшем будущем, как свидетельствуют различные источники, правильнее будет говорить о первой интерпретации сущности объединения. То есть политический аспект — исключен. Страны будут интегрироваться, преследуя экономические интересы.
Есть данные об инициативах, касающихся создания неких наднациональных парламентских структур в рамках ЕАЭС. Но Республика Беларусь, Казахстан, как свидетельствует ряд источников, не рассматривают возможности своего участия в выстраивании соответствующих политических коммуникаций. Страны желают сохранять полный суверенитет, соглашаясь только на экономическую интеграцию.
Вместе с тем для многих экспертов и обывателей очевидно, насколько близки политические отношения стран, входящих в ЕАЭС.
Состав данной структуры формируют ближайшие союзники, не имеющие выражаемых публично принципиальных разногласий по поводу сложной ситуации на мировой арене.
Это позволяет некоторым аналитикам делать выводы о том, что экономическая интеграция в рамках рассматриваемого объединения была бы очень затруднена при значимых политических разногласиях стран-участниц объединения.
История ЕАЭС
Лучше понять специфику ЕАЭС (что это за организация) нам поможет изучение некоторых фактов из истории объединения. В 1995 году главы нескольких государств — Беларуси, РФ, Казахстана, чуть позже — Киргизии и Таджикистана, оформили соглашения, учреждающие Таможенный Союз.
На их основе в 2000 году было учреждено Евразийское экономическое сообщество, или ЕврАзЭС. В 2010 году появилось новое объединение — Таможенный Союз.
В 2012-м открылось Единое экономическое пространство — сначала с участием государств, входящих в ТС, затем — к структуре присоединились Армения и Киргизия.
В 2014 году Россией, Казахстаном, а также Белоруссией был подписан договор о создании ЕАЭС. Позже к нему присоединились Армения и Киргизия. Положения соответствующего документа вступили в силу с 2015 года. Таможенный Союз ЕАЭС продолжает, как мы отметили выше, функционировать. В него входят те же страны, что и в ЕАЭС.
Поступательное развитие
Таким образом, государства-участники ЕАЭС — Республика Беларусь, Казахстан, Россия, Армения, Киргизия — начали взаимодействовать задолго до того, как соответствующее объединение было учреждено в современном виде.
По мнению ряда аналитиков, Евразийский экономический союз — пример международной организации с поступательным, планомерным развитием интеграционных процессов, что может предопределять значительную устойчивость соответствующей структуры.
Этапы развития ЕАЭС
Определено несколько этапов развития Евразийского экономического союза. Первый — это учреждение зоны свободной торговли, выработка норм, по которым товарооборот между странами-участниками ЕАЭС может осуществляться без пошлин. При этом каждое государство сохраняет самостоятельность в аспекте ведения торговли с третьими странами.
Следующий этап развития ЕАЭС — формирование Таможенного Союза, предполагающий формирование экономического пространства, в рамках которого движение товаров будет осуществляться беспрепятственно. При этом должны быть также определены общие для всех стран-участниц объединения правила внешней торговли.
Важнейший этап развития союза — формирование единого рынка. Ожидается, что будет создано экономическое пространство, в рамках которого будет возможен свободный обмен не только товарами, но также и сервисами, капиталом и кадрами — между государствами-участниками объединения.
Следующий этап — формирование экономического союза, участники которого смогут координировать приоритеты реализации экономической политики между собой.
После того как перечисленные задачи будут решены, останется достичь полной экономической интеграции государств, входящих в объединение. Это предполагает создание наднациональной структуры, которая будет определять приоритеты в выстраивании экономической и социальной политики во всех странах, входящих в союз.
Преимущества ЕАЭС
Рассмотрим подробнее ключевые преимущества, которые получают члены ЕАЭС. Выше мы отметили, что в числе ключевых — свобода экономической активности хозяйствующих субъектов, которые зарегистрированы в каком-либо государстве союза на всей территории ЕАЭС. Но это далеко не единственное преимущество вступления государства в исследуемую нами организацию.
Члены ЕАЭС получат возможность:
– пользоваться преимуществами низких цен на многие товары, а также снижения расходов, связанных с транспортировкой грузов;
– динамичнее развивать рынки за счет увеличения конкуренции;
– повышать производительность труда;
– увеличивать объемы экономики за счет роста спроса на производимые товары;
– обеспечивать занятость граждан.
Перспективы роста ВВП
Даже для таких экономически мощных игроков, как Россия, ЕАЭС — важнейший фактор хозяйственного роста. ВВП России, по мнению некоторых экономистов, может, благодаря вступлению страны в рассматриваемое объединение, получить очень мощный стимул роста. Внушительных показателей увеличения ВВП могут достичь другие страны-участницы ЕАЭС — Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь.
Социальный аспект интеграции
Не считая позитивного экономического эффекта, страны-участники ЕАЭС, как ожидается, будут интегрироваться также и в социальном аспекте. Международные бизнес-активности, как считают многие эксперты, будут способствовать установлению партнерских связей, стимулировать культурный обмен, укреплять дружбу наций.
Интеграционные процессы облегчены общим советским прошлым народов, живущих в странах Евразийского экономического союза. Очевидна культурная и, что очень важно, — языковая близость государств ЕАЭС. Состав организации формируют страны, в которых русский язык привычен для большей части населения.
Таким образом, многие факторы могут способствовать успешному решению задач, которые стоят перед главами государств, входящих в Евразийский экономический союз.
Наднациональные структуры
Договор о ЕАЭС подписан, дело за его реализацией.
В числе важнейших задач в рамках развития Евразийского экономического союза — создание ряда наднациональных учреждений, деятельность которых будет направлена на содействие интеграционным хозяйственным процессам. В соответствии с рядом публичных источников, предполагается формирование некоторых базовых институтов ЕАЭС. Какие это могут быть структуры?
Прежде всего, это различные комиссии:
– по экономике;
– по сырьевым ресурсам (она будет заниматься установлением цен, а также квот для товаров и топлива, координировать политику в сфере оборота драгоценных металлов);
– по межгосударственным финансово-промышленным объединениям и предприятиям;
– по вводу денежной единицы для расчетов;
– по вопросам экологии.
Также предполагается создание особого Фонда, в компетенции которого — сотрудничество в самых разных сферах: в экономике, в области развития науки и техники. Предполагается, что данная организация будет заниматься вопросами финансирования различных исследований, помогать участникам сотрудничества в решении широкого круга вопросов — правовых, финансовых или, например, экологических.
Другие важнейшие наднациональные структуры ЕАЭС, которые планируется создать — это Международный инвестиционный банк, а также арбитраж Евразийского экономического союза.
В числе успешно созданных объединений, входящих в структуру управления ЕАЭС, — Евразийская экономическая комиссия. Изучим особенности ее деятельности подробнее.
Евразийская экономическая комиссия
Можно отметить, что ЕЭК была создана в 2011 году, то есть еще до того, как был подписан договор о создании ЕАЭС. Ее учредили Россия, Казахстан и Беларусь. Изначально данная организация создавалась для управления процессами на уровне такой структуры как Таможенный Союз. ЕАЭС — структура, в развитии которой Комиссия призвана непосредственно участвовать сейчас.
В ЕЭК учреждены совет и коллегия. В составе первой структуры должны находиться заместители глав правительств государств-участников объединения. В коллегии должны работать по три человека из стран-участниц ЕАЭС. В рамках Комиссии предусмотрено создание отдельных департаментов.
Евразийская экономическая комиссия — важнейший, но не самый главный наднациональный орган управления ЕАЭС. Она подчинена Высшему Евразийскому экономическому совету. Рассмотрим ключевые факты о нем.
Высший Евразийский экономический совет
Данная структура, как и Евразийская экономическая комиссия, была создана за несколько лет до подписания государствами договора о создании ЕАЭС. Таким образом, долгое время она считалась наднациональным органом в структуре Таможенного Союза, а также Единого экономического пространства.
Совет формируют главы государств-участниц ЕАЭС. С периодичностью не реже 1 раза в год он должен собираться на высшем уровне. Главы правительств стран-участниц объединения должны встречаться как минимум 2 раза в год. Особенность функционирования Совета — решения принимаются в формате консенсуса.
Утвержденные положения обязательны для выполнения в странах-участницах ЕАЭС.
Перспективы ЕАЭС
Как оценивают перспективы развития ЕАЭС аналитики? Выше мы отметили, что некоторые эксперты считают: одновременно с экономической интеграцией неизбежно политическое сближение государств-участников объединения. Есть специалисты, которые разделяют данную точку зрения. Есть эксперты, совершенно не согласные с ней.
Главный аргумент тех аналитиков, которые видят перспективы политизации ЕАЭС — то, что Россия как ведущий экономический игрок объединения так или иначе будет влиять на принимаемые властями государств-участников ЕАЭС решения.
Противники данной точки зрения считают, что как раз наоборот, не в интересах РФ проявлять чрезмерную заинтересованность в политизации соответствующего международного объединения.
При условии соблюдения баланса между экономической и политической составляющей в ЕАЭС перспективы союза, исходя из ряда объективных показателей, оцениваются многими аналитиками как весьма позитивные.
Так, суммарный ВВП государств-участниц рассматриваемой структуры будет сопоставим с показателями лидирующих экономик мира.
С учетом научного и ресурсного потенциала ЕАЭС объемы хозяйственных систем стран-участниц союза могут значительно вырасти в дальнейшем.
Сотрудничество на мировом уровне
По мнению ряда аналитиков, перспективы сотрудничества с ЕАЭС привлекательны для стран, которые, казалось бы, далеки от экономического пространства, формируемого странами, подписавшими договор о ЕАЭС – Россией, Казахстаном, Киргизией, Беларусью и Арменией. Например, недавно соглашение о свободной торговле с ЕАЭС подписал Вьетнам.
Проявляют интерес к сотрудничеству Сирия, Египет. Это дает аналитикам повод говорить о том, что Евразийский экономический союз может стать мощнейшим игроком мирового рынка.
Источник: http://fb.ru/article/189204/eaes---chto-eto-evraziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz-stranyi
Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
Евразийский экономический союз – международная организация региональнойэкономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью исозданная в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособностинациональных экономик и создания условий для стабильного развития в интересахповышения жизненного уровня населения государств-членов. В ЕАЭС обеспечиваетсясвобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведениескоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Евразийский Экономический Союз является преемникомЕвразийского Экономического Совета, действовавшего с 2001 по 2014 гг. В октябре2014 года главы государств обсудили результаты 14 лет работы ЕврАзЭс и пришли квыводу, что формат этого союза себя оправдал, но исчерпал.
Межгосударственныйсовет ЕврАзЭС принял Договор «О прекращении деятельности Евразийскогоэкономического сообщества». 29 мая 2014 года в Астане подписан договор осоздании Евразийского экономического союза. Документ вступит в силу с 1 января2015 года.
В октябре 2014 года, в ЕАЭС вступила Армения, а 23 декабря президентКыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал Договор о присоединении к Евразийскомусоюзу Кыргызской Республики. Для того чтобы стать полноправным членом ЕАЭС,стране потребовалось время для приведения инфраструктуры к общим стандартам.
8мая 2015 года Кыргызстан официально вступил в Евразийский экономический союз.Протокол об этом подписан в Москве на заседании Высшего евразийскогоэкономического совета главами стран-участниц союза.
Государствами–членами Евразийского экономического союза внастоящее время являются: Республика Армения, Республика Беларусь, РеспубликаКазахстан, Российская Федерация и Киргизия.
Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана иКиргизии в ЕАЭС создается за счет:
- Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции.
- Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития.
- Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов благодаря вхождению на рынок новых стран.
- Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда.
- Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары.
- Увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.
- Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.
Структура Евразийского Экономического Совета
Высший Евразийский экономический совет – высший орган Союза, в составкоторого входят Президенты государств-членов Союза. Собирается не реже одногораза в год и принятые на Совете решения являются обязательными для выполненияво всех государствах -участниках.
Евразийский межправительственный экономический совет – орган, в состав которого входятглавы правительств государств-членов. Собирается не реже двух раз в год.
Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующийнаднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии иКоллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условийфункционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфереэкономической интеграции в рамках Союза.
Суд Союза – судебный орган Союза, обеспечивающий применениегосударствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международныхдоговоров в рамках Союза.
Наиболее важными задачами ЕАЭС являются ускорениетехнологического развития промышленных комплексов стран ЕАЭС, импортозамещениепромышленных товаров на общем рынке союза и наращивание экспорта продукцииобрабатывающей промышленности.
Направления деятельности:
В настоящее время странами участницами обсуждается опыт созданиянациональных сетей промышленной кооперации и субконтрактинга, функционированиябирж и региональных центров промышленного аутсорсинга как эффективныхинструментов поиска и взаимодействия промышленных партнеров в государствахЕАЭС.
Прорабатывается вопрос о формировании ифункционировании евразийских технологических платформ как эффективноминструменте реализации промышленного сотрудничества в рамках Союза. Они будутсоздаваться на основе частно-государственного партнерства.
К настоящему моментууже сформированы семь пилотных евразийских технологических платформ(«Суперкомпьютеры», «Медицина будущего», «Светодиоды», «Фотоника», «Легкаяпромышленность», «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК» и«Биоэнергетика»).
С помощью данных платформ не только заполнитсявнутренний рынок ЕАЭС, но и будет развиваться экспорт своей продукцию в третьистраны.
Евразийскийэкономический союз (ЕАЭС) – в настоящее время главный интеграционный проект напостсоветском пространстве Содружества Независимых Государств. ЕАЭС – это«международная организация региональной экономической интеграции, обладающаямеждународной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийскомэкономическом союзе» (ЕАЭС. Официальный сайт).
Договор«О Евразийском экономическом союзе» был подписан 29 мая 2014 г. в Астане(Казахстан) и вступил в силу 1 января 2015 года.
В ЕАЭС обеспечивается свободапередвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведениескоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Основополагающими ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации иповышения конкурентоспособности национальных экономик стран-участников исоздания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненногоуровня населения государств-членов.
На 1июля 2015 г. членами ЕАЭС являются Киргизская Республика, Республика Армения,Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация.
Органы управления ЕАЭС:
- Высший Евразийский экономический совет – высший орган Союза, в состав которого входят президенты государств-членов Союза;
- Евразийский межправительственный экономический совет – орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов;
- Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза;
- Суд Союза – судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.
Основные вехи развития ЕАЭС
1994г. – вМоскве впервые прозвучала идея (Н.А. Назарбаев) формирования Евразийского СоюзаГосударств; в представленном интеграционном проекте впервые использовалосьназвание Евразийский Союз.
1995г.
– в Москвеподписано Соглашение о Таможенном союзе (правительствами Республикой Беларусь иРоссийской Федерации, с одной стороны, и правительством Республики Казахстан, сдругой стороны), направленное на «дальнейшее развитие сбалансированных ивзаимовыгодных отношений» между сторонами, а именно – на устранение препятствийдля свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектамисторон, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции и вконечном итоге гарантирование устойчивого развития национальных экономик.
1996г. – в Москвеподписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарнойобластях (президентами Кыргызской Республики, Республики Беларусь, РеспубликиКазахстан, Российской Федерации).
1999г. – в Москвеподписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве(президентами Кыргызской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан,Республики Таджикистан и Российской Федерации).
2000г. – вАстане учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (президентамиКыргызской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, РеспубликиТаджикистан и Российской Федерации) в целях эффективного продвижения процессаформирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
2003г. – в Ялтеподписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства(президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации иУкраины), обеспечивающего свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы.
2007г. – в Душанбеподписан Договор о создании единой таможенной территории и формированииТаможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и РоссийскойФедерации, в котором поставлена цель – «обеспечение свободного перемещениятоваров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союзас третьими странами, а также развитие экономической интеграции сторон».
2010г.
– началфункционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан иРоссийской Федерации: введен в действие Единый таможенный тариф, отмененытаможенное оформление и таможенный контроль на внутренних границах, обеспеченобеспрепятственное движение товаров на территории трех государств; приняты 17базовых международных договоров, создающих основу для начала функционированияЕдиного экономического пространства; подписана Декларация о формированииЕдиного экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан иРоссийской Федерации (президентами трех стран), в целях обеспечениягармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другимистранами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом свыходом на создание общего экономического пространства.
2011г.
– подписанаДекларация о евразийской экономической интеграции (президентами РеспубликиБеларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации), в которой заявленпереход «к следующему этапу интеграционного строительства – Единомуэкономическому пространству (ЕЭП)», основывающемуся «на принципах соблюденияобщепризнанных норм международного права, включая уважение суверенитета иравенства государств, утверждения основополагающих прав и свобод человека,правового государства и рыночной экономики»; принято решение «О вступлении всилу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространствоРеспублики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», определявшеевведение в действие с 1 января 2012 года соглашений, формирующих ЕЭП.
2012г. – вступлениев силу международных договоров, формирующих правовую основу Единогоэкономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и РоссийскойФедерации, создающих основу для свободного передвижения не только товаров, но иуслуг, капитала и рабочей силы; начало работы Евразийской экономическойкомиссии со штаб-квартирой в Москве.
2014г. – подписаниеДоговора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (президентамигосударств-членов ТС и ЕЭП), Договора о присоединении Республики Армения кЕАЭС, Договора о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.
2015г. – вступлениев силу Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
Источник: http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/node/2694
Евразийский экономический союз. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. Евразийский экономический союз – международное интеграционное экономическое объединение, участниками которого являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.
Союз начал работу 1 января 2015 г.; заменил собой Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, действовало в 2000-2014 гг.).
Создание ЕАЭС
ЕАЭС образован на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана (до 2015 г. действовали в рамках ЕврАзЭС).
Впервые о создании Евразийского экономического союза было заявлено президентами РФ Дмитрием Медведевым, Белоруссии Александром Лукашенко и Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Декларации о Евразийской экономической интеграции, подписанной 18 ноября 2011 г. на встрече в Москве.
29 мая 2014 г. в Астане главы России, Казахстана и Белоруссии Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ратифицирован Россией 3 октября, Казахстаном и Белоруссией 9 октября 2014 г.).
В 2011 г. о намерении вступить в ЕАЭС заявила Киргизия, в 2013 г. – Армения. Договор о присоединении к союзу Армении был подписан 10 октября 2014 г. в Минске (фактически республика стала членом ЕАЭС с 1 января 2015 г.). 23 декабря того же года в Москве аналогичный договор заключила и Киргизия. 8 мая 2015 г.
в Москве члены организации подписали документы о присоединении Киргизии к Договору о ЕАЭС. 20 мая договор был ратифицирован парламентом республики, 21 мая подписан президентом. К 6 августа 2015 г. завершены ратификационные процедуры по присоединению Киргизии к ЕАЭС; 12 августа 2015 г.
Договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС вступил в силу.
Цели организации
Согласно документу, целями ЕАЭС являются экономическое развитие стран-участниц, модернизация и повышение конкурентоспособности этих государств на мировом рынке.
При подписании договора стороны обязались координировать экономическую политику и гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики (энергетика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт).
Структура и органы управления
Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят президенты государств-членов союза. Его заседания проводятся не реже раза в год. Первое с момента начала работы ЕАЭС состоялось 8 мая 2015 г. в Кремле.
Главы правительств государств-участников входят в Евразийский межправительственный экономический совет.
Он обеспечивает реализацию и контроль за исполнением решений Высшего совета на уровне президентов, дает поручения Евразийской экономической комиссии, а также осуществляет иные полномочия.
Заседания проводятся не реже двух раз в год. Первое состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства.
Постоянно действующим регулирующим органом союза является Евразийская экономическая комиссия. Среди ее задач: обеспечение условий функционирования и развития союза, а также разработка предложений по экономическим вопросам сотрудничества.
В 2015 г. председательство в ЕАЭС осуществляла Белоруссия. С 1 февраля 2016 г. председательство перешло к Казахстану.
Статистика
В настоящее время ЕАЭС (с учетом Киргизии) занимает территорию более 20 млн кв. км с населением 182,7 млн человек (на 1 января 2016 г.). Согласно данным Евразийской экономической комиссии, совокупный валовой внутренний продукт стран-членов ЕАЭС в январе-сентябре 2015 г.
составил 1,1 трлн долларов США, снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 3%. Объем промышленного производства в 2015 г. уменьшился на 3,4% (907,1 млрд долларов). По итогам 2015 г. объем взаимной торговли государств–членов ЕАЭС составил 45,4 млрд долларов, что на 25,8% меньше чем в 2014 г.
Объем внешней торговли в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократился на 33,6% – до 579,5 млрд долларов, в том числе экспорт товаров — 374,1 млрд долларов, импорт — 205,4 млрд.
По данным официального сайта организации, страны ЕАЭС добывают 607,5 млн т нефти в год (или 14,6% от мировой доли), а также 682,6 млрд куб. м газа (18,4%).
Деловой совет
22 мая 2015 г.
в ходе VIII Астанинского экономического форума было подписано соглашение о создании Делового совета ЕАЭС, учредителями которого выступили Национальная палата предпринимателей Казахстана “Атамекен”, Российский союз промышленников и предпринимателей, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Белоруссии, Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Киргизский Союз промышленников и предпринимателей. Работа Совета позволит наладить диалог между деловыми кругами стран – членов ЕАЭС, а также обеспечить их согласованное взаимодействие с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и руководством государств.
Создание зон свободной торговли
29 мая 2015 г. в Казахстане после заседания Евразийского межправительственного экономического совета было подписано соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом, которое стало первым международным документом о ЗСТ между ЕАЭС и третьей стороной.
Соглашением предусмотрены, в частности, условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами Союза и Вьетнамом путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на значительную группу товаров.
Документ вступит в силу через 60 дней после того, как во всех странах ЕАЭС и во Вьетнаме он будет ратифицирован в соответствии с национальным законодательством.
16 октября 2015 г. в казахстанском пос. Бурабай на заседание Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о начале переговоров по созданию зоны свободной торговли с Израилем.
Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры на уровне рабочих групп о возможности заключения аналогичных соглашений с Ираном, Индией и Египтом.
С инициативой начать переговоры о создании ЗСТ с ЕАЭС выступили Иордания и Таиланд.
В 2016 г. страны Союза планируют согласовать и подписать с Китаем дорожную карту сопряжения проектов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. В настоящее время завершается подготовка документов по этому вопросу.
Сотрудничество с интеграционными объединениями
3 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному собранию, выступил за проработку вопроса о создании масштабного экономического партнерства между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Заседания руководящих органов
С момента начала работы ЕАЭС состоялось три заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕАЭС).
Первое прошло 8 мая 2015 г. в Кремле. По его окончании президенты России, Белоруссии, Казахстана и Армении подписали протокол о внесении изменений в правоустанавливающие документы ЕАЭС в связи с присоединением к организации Киргизии.
Также были подписаны договоры о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и др.
Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин по итогам двусторонних переговоров на полях саммита приняли совместное заявление по сопряжению создания ЕАЭС с китайским проектом “Экономический пояс “Шелкового пути”.
16 октября 2015 г. в заседании совета в казахстанском пос. Бурабай впервые в качестве полноправного члена участвовал президент Киргизии Алмазбек Атамбаев.
По итогам саммита лидеры стран ЕАЭС приняли решение о начале переговоров с Израилем по созданию зоны свободной торговли.
Кроме того, был рассмотрен порядок принятия новых членов в организацию, некоторые аспекты присоединения Казахстана к ВТО, сотрудничество с Китаем и др. Были утверждены Основные направления международной деятельности союза на 2015-2016 гг.
21 декабря 2015 г. в Москве на заседании ВЕАЭС было принято решение о переходе председательства в организации к Казахстану, определен персональный состав коллегии Евразийской экономической комиссии в связи с окончанием срока полномочий министров комиссии (назначаются каждые четыре года), принято решение о проведении переписей населения в странах союза в 2020 г.
, а также о начале разработки “дорожных карт” по сотрудничеству с Китаем. Стороны обсудили вопрос о вступлении в силу с 1 января 2016 г. соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС и риски, которые могут возникнуть в этой связи для экономик стран союза.
В частности, лидеры стран ЕАЭС договорились об обмене информацией обо всех товарах, поступающих в государства союза и создании единой базы данных.
Первое заседание Евразийского межправительственного экономического совета состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства. Встреча премьеров четырех государств-членов ЕАЭС прошла с участием главы правительства Киргизии.
Обсуждались вопросы развития интеграции, функционирования ЕАЭС, развитие нормативно-правовой базы, а также предстоящее вхождение в союз Киргизии.
По итогам заседания главы правительств распорядились разработать концепцию создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению, обеспечить финансирование пилотного проекта по внедрению единой маркировки товаров на территории государств ЕАЭС и др.
29 мая 2015 г. в пос. Бурабай Акмолинской области Казахстана прошло заседание Евразийского межправительственного совета. По его завершении ЕАЭС и Вьетнам заключили Соглашение о зоне свободной торговли. Подписи под документом поставили премьер-министры стран Союза и Вьетнама.
Соглашение закрепило взаимные обязательства участников упростить доступ товаров на рынки стран-участниц данного договора. Таможенные пошлины будут снижены на 88% товаров взаимной торговли, из них на 59% ставки будут снижены сразу же, еще не 29% – постепенно через 5-10 лет.
Отдельным приложением к Соглашению Россия и Вьетнам договорились об упрощении доступа на рынок в сфере услуг, позднее по желанию к этому приложению могут присоединиться и другие страны ЕАЭС.
8 сентября 2015 г. в Гродно (Белоруссия) по итогам очередного заседания Евразийского межправительственного совета был подписан ряд документов, в том числе решение “Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза” и Договор о координации действий государств ЕАЭС по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.
13 апреля 2016 г. в подмосковных Горках прошло очередное заседание Евразийского межправительственного совета. Обсуждались основные стратегические вопросы, связанные с развитием сотрудничества ЕАЭС с Евросоюзом и Китаем, а также промышленная политика Союза и деятельность ЕЭК.
Источник: https://tass.ru/info/2545319