426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2019

Закон о специальной оценке условий труда: требования и ограничения

426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2019

Федеральный закон о специальной оценке условий труда действует в России уже три года.

Его нормами определено, что все работодатели должны проводить на каждом рабочем месте СОУТ, не реже чем один раз в пять лет, это требование пришло на смену процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда.

За время действия этого закона большинство организаций успели привыкнуть к его требованиям и изучить большинство его норм, однако некоторые из них до сих пор вызывают вопросы.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ

Что же требует от работодателей ФЗ № 426 ФЗ о специальной оценке условий труда? В статье 1 Закона 426-ФЗ сказано, что предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ), а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места. Что же означает само понятие СОУТ? И как менялся этот нормативно-правовой акт за время его действия?

Что такое СОУТ

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных или опасных воздействий производственной среды и трудового процесса, с последующей оценкой уровня их воздействия на работников.

При проведении такой специальной оценки должно учитываться отклонение фактических значений вредных факторов от значений, которые устанавливает Минтруда, как уполномоченный на это правительством РФ орган.

Именно такое определение СОУТ дает 426-ФЗ.

Все эти мероприятия нужны чиновникам ради заботы об условиях труда граждан, которое выражается в установлении классов (подклассов) рабочих мест.

На основе этих данных организации присваивается класс риска, который влияет на размер страховых взносов на травматизм, а также целый ряд других ньюансов. Проводить СОУТ могут только специально аккредитованные организации с участием представителей работодателя и профсоюзов.

Все работодатели должны прибегать к их услугам не реже, чем раз в пять лет, а то и чаще, если будут организованы новые рабочие места или произойдут изменения в имеющихся. От необходимости проведения СОУТ избавлены только надомные и дистанционные работники, которые трудятся на своей территории.

По результатам СОУТ заполняется отчет – Декларация об итогах СОУТ, которая направляется в территориальную Государственную Инспекцию труда и действует в течение 5 лет.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Что же вызывает у организаций и предприятий наибольшую сложность в применении ФЗ о СОУТ? Конечно, порядок идентификации, то есть определения этих самых опасных производственных факторов, влияющих на классы рабочих мест.

Этот вопрос регулирует статья 10 названного закона. В частности, в ней раскрыто само понятие “идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов”.

Под ней, как следует из текста Федерального закона о спецоценке, следует понимать:

Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Понятие расшифровано, но понятнее оно не стало. Говоря простым языком, чиновники из Минтруда (который является тем самым уполномоченным органом) утверждают ряд неких факторов, которые могут оказывать негативное воздействие на работников (плохое освещение, загрязнение воздуха, высота и т.п.) и составляют их классификатор при проведении специальной оценки.

Затем при проведении процедуры проверяющие ориентируются на эти показатели, сравнивая с ними то, что фактически есть на каждом конкретном участке труда в организации. Если совпадений нет — хорошо, если совпадает, значит, работник находится во вредных или опасных условиях. Поскольку сам закон не регулирует все нюансы, приказом Минтруда от 24 января 2014 г.

N 33н была утверждена специальная Методика проведения специальной оценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению.

Именно этими документами и руководствуются на практике все заинтересованные лица, включая экспертов, которые непосредственно и проводят идентификацию.

Отдельно нужно отметить 426 ФЗ ст. 10 п. 6, в котором приведен перечень рабочих мест, в отношении которых идентификация потенциально опасных производственных факторов не осуществляется. К ним законодатели, в частности, отнесли:

  • условия работы сотрудников, профессии и должности которых входят в списки специальностей и учреждений (организаций), которые попадают под досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Эти списки утверждены постановлениями Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437 и от 18 июля 2002 г. N 537.;
  • рабочие места на которых гражданам, в соответствии с законодательными и иными НПА предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры и условия предоставления таких гарантий установлены статьей 219 Трудового кодекса РФ;
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (до 2014 года) или СОУТ уже были установлены вредные или опасные условия труда.

Как изменялся ФЗ о СОУТ

Последние значимые изменения в 426-ФЗ о специальной оценке условий труда были внесены и начали действовать в мае 2016 года. В соответствии с этими поправками в Федеральный закон 426-ФЗ изменились требования к компаниям, которые проводят это мероприятие. Кроме того, были два значимых изменения для работодателей:

  1. их обязали сдавать декларацию по СОУТ даже в том случае, если условия были признаны оптимальными или допустимыми. До этого времени декларировать результаты было необходимо только при признании условий безвредными и безопасными. В случае, если декларация уже подана (о том, как ее правильно оформить мы расскажем в другом материале), но произошли изменения в классификации, необходимо подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию. Исключения, как мы выяснили, перечислены в п.6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
  2. кроме того, с 1 мая 2016 года работодатели должны передавать пожелания о проведении специальной оценки условий по требованию своих работников, которые считают, что их рабочие места необходимо проверить.

Ответственность за нарушение требований 426-ФЗ о специальной оценке условий работы

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ для работодателей была введена административная ответственность за нарушение ФЗ о СОУТ. Непроведенная спецоценка условий труда (закон 426-ФЗ) или нарушение требований к ее проведению караетсяя по нормам статьи 5.27.1 КоАП РФ штрафами в таких размерах:

  • если нарушитель ИП – на сумму от 5 тысяч до 10 тысяч рублей (при повторном нарушении до 40 тысяч рублей);
  • если нарушитель юридическое лицо – на сумму от 60 тысяч до 80 тысяч рублей (повторно до 200 тысяч рублей).

Кроме того, деятельность нарушителя может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Для должностных лиц, нерадивых в вопросе специальной оценки работодателей предусмотрена отдельная мера наказания. Их можно оштрафовать на сумму до 10 тысяч рублей или ограничиться предупреждением. Повторное нарушение увеличивает размер штрафа в 4 раза и может привести к дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Источник: https://ppt.ru/forms/426-fz-sout

Фз 426 о спецоценке условий труда

426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2019

При работе на предприятиях, использующих вредные или опасные материалы и сырьё, необходимо объективно оценивать уровень негативного воздействия производственных факторов на рабочий персонал, чтобы предпринять необходимые защитные меры. С этой целью был принят закон, предусматривающий порядок специального оценивания условий труда.

Суть федерального закона

Федеральный закон № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” был принят Государственной Думой в третьем чтении 23 декабря 2013 года и утверждён Советом Федерации 25 декабря того же года. Закон вступил в силу после подписания президентом 28 декабря 2013 года.

Законодательство о спецоценке условий труда регламентирует отношения работодателя и работника, которые возникают во время специального оценивания условий труда, включая обеспечение нанимателем безопасных условий труда и соблюдение прав рабочих на их трудовых местах согласно государственным постановлениям об охране труда. Настоящий ФЗ определяет законные организационные основания для специальной оценки факторов труда, а также ответственность сторон за соблюдение прав и обязанностей на рабочем месте и во время проведения оценивания.

Специальная оценка условий труда производится в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации настоящего Федерального закона, а также другими нормативными актами РФ. Если международный договор Российской Федерации устанавливает другие правила, отличающиеся от настоящего законодательства, тогда применяются положения международного договора.

Под специальной оценкой условий труда подразумевается комплекс мероприятий по определению вредных и опасных факторов промышленного окружения и рабочего процесса, а также расчёт их влияния на трудящегося с учётом отклонений от установленных норм и применением средств личной и коллективной защиты работников. Специальная оценка не проводится в отношении лиц, работающих на дому или дистанционно, а также если их работодатель является физическим лицом.

Результаты специального оценивания применяются в следующих целях:

  • разработка и применение коррективов для улучшения условий труда;
  • информирование работников об опасностях и рисках на рабочем месте и о необходимых мерах предосторожности;
  • предоставление работникам индивидуальных защитных средств, а также рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • мониторинг условий труда;
  • осуществление предварительного и периодического медицинского контроля работников при необходимости;
  • соблюдение гарантий и предоставление компенсаций, установленных Трудовым кодексом РФ;
  • начисление дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • начисление скидок по обязательному социальному страхованию от несчастных производственных травм и заболеваний;
  • финансирование мероприятий, которые направлены на улучшение условий труда;
  • создание статистики об условиях труда;
  • разрешение спорных ситуаций о взаимосвязи заболеваний работников и негативного воздействия на них опасных и вредных трудовых условий, в том числе расследование несчастных случаев на производстве;
  • решение споров и разногласий между работниками и работодателем относительно обеспечения безопасности на рабочих местах;
  • обеспечение медицинского обслуживания работников и санитарно-бытового ухода в необходимой, в зависимости от условий производства, мере;
  • оценка уровней профессионального риска;
  • установление ограничений для определённых категорий работников, которые предусмотрены трудовым кодексом.
  • другие цели, предусмотренные федеральным законодательством и нормативными правовыми актами РФ.

Последние поправки

Последние изменения текущего законодательство были произведены Федеральным законом № 136-ФЗ от 01.05.2016. Существенной редакции подверглись следующие статьи:

  • Статья 11, устанавливающая порядок декларирования соответствия условий труда государственным нормативам, состоит из нижеперечисленных положений:
    • Результаты исследований, в ходе которых не были выявлены вредные и опасные факторы или условия труда являются приемлемыми в соответствии с допустимым уровнем опасности, подаются работодателем в региональный федеральный орган, ответственный за соблюдение трудового кодекса.
    • Нормы оформления декларации соответствия, а также порядок её подачи устанавливает федеральный орган исполнительной власти, который отвечает за разработку и реализацию госполитики в сфере труда.
    • Федеральный орган, осуществляющий надзор за соблюдением трудового кодекса, ведёт реестр деклараций о соответствии условий труда государственным нормативам в установленном порядке.
    • Декларация соответствия действует на протяжении 5 лет.
    • Если во время действия декларации соответствия с работником происходит несчастный случай, выявляется профессиональное заболевание из-за пагубного воздействия опасных факторов рабочей среды или обнаружение других нарушений нормативов трудового законодательства, в таком случае действие текущей декларации приостанавливается и проводится внеплановая проверка специальной оценки трудовых условий.
    • Решение о приостановлении действия декларации соответствия принимает федеральный орган, отвечающий за соблюдение трудового законодательства, о чём в течении 10 дней вносится соответствующая запись в реестр деклараций.
    • По окончанию срока действия декларации соответствия, если не найдены нарушения и несоответствия, тогда она продлевается ещё на 5 лет.
  • Статья 15, о результатах проведения специальной оценки труда, включает в себя следующие части:
    • Отчёт о проведении специальной проверки условий труда включает в себя перечисленные положения:
      • информация о проверяющей организации и документы, подтверждающие её статус;
      • список рабочих мест, которые были проверены и перечисление опасных и вредных факторов, обнаруженных на них;
      • карты с данными об установленном классе или подклассе условий труда на каждом рабочем месте;
      • протокол осмотра и измерения опасных факторов для каждого рабочего места;
      • протокол осмотра и оценивания уровня эффективности защитных мер, которые используются работниками, и которые прошли необходимую техническую сертификацию;
      • протокол, содержащий решение проверяющей комиссии об отсутствии возможности провести измерения, если такое имело место;
      • сводный отчёт о проведённых исследованиях и оценках;
      • список мер для улучшения условий труда;
      • заключение эксперта проверяющей организации.
    • Отчёт о специальной проверке должен быть подписан всеми членами контрольной комиссии и утверждён председателем комиссии. Если один из проверяющих не согласен с результатами проверки, он должен изложить своё мнение в письменной форме с соответствующими объяснениями. Это письмо будет приложено к отчёту.
    • Федеральный орган, отвечающий за реализацию государственной политики в сфере труда, утверждает форму отчёта о проведении специальной оценки труда, а также инструкцию по её заполнению.
    • Если на рабочих местах не были обнаружены опасные или вредные факторы, тогда в отчёте указывается информация по пунктам 1-4, 7 и 9.
    • Работодатель должен ознакомить работников с результатами специальной проверки условий труда в течение тридцати календарных дней с момента, когда был утверждён отчёт о проверке.
    • Работодатель должен в течении трёх рабочих дней после утверждения отчёта о специальной оценке условий труда отправить уведомление об этом в организацию, которая проводила проверку.
    • Работодатель обязан разместить на своём официальном сайте информацию о результатах специальной оценки труда и списка мер для улучшения условий и охраны труда. Сведения должны быть размещены в течении 30 дней после утверждения отчёта, при этом должно соблюдаться законодательство о персональной информации и о государственной тайне.
  • Статья 17 предусматривает следующий порядок проведения внеплановой специальной оценки условий труда:
    • Внеплановая проверка проводится в случае:
      • ввода новых рабочих мест;
      • получением работодателем извещения о внеплановой проверке в связи с выявлением нарушений текущего законодательства и других нормативных и правовых актов;
      • изменения процесса производства или замены оборудования, которое может повлиять на уровень опасных и вредных рабочих факторов;
      • изменении состава применяемого сырья или материалов, что может воздействовать на уровень опасных факторов на производстве;
      • изменении индивидуальных и коллективных средств защиты, что может повлиять на уровень опасного воздействия на производстве;
      • несчастного случая или выявлении у рабочих заболеваний, причиной которых стало вредное воздействие опасных рабочих факторов;
      • предъявления обоснованных мотивов профсоюзными организациями о проведении внеплановой проверки условий труда.
    • Внеплановая проверка проводится в течении 12 месяцев после наступления случаев, вышеперечисленных в пункте 1 и 3, и в течении 6 месяцев в случаях 2, 4 — 7.
    • Внеплановая проверка не проводится если работодатель изменяет фамилию, имя или отчество, а также при реорганизации юридического лица, при условии, что это не повлекло за собой оснований, вышеперечисленных в пунктах 3-5, вследствие которых необходимо провести экзаменацию условий труда. Решение о непроведении проверки должна принимать экзаменационная комиссия.
    • При проведении внеплановой проверки условий труда по пункту 2, до утверждения нового отчёта, не допускается на время осуществления исследования ухудшать положение работников в части компенсации за работу во вредных условиях по сравнению с их предыдущими обстоятельствами.
  • Статья 27, устанавливающая переходные положения текущего законодательства, состоит из следующих частей:
    • Организации, которые были аккредитованы до вступления настоящего законодательства в силу, могут продолжать свою деятельность по специальным проверкам условий труда до истечения имеющихся аттестатов, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года.
    • Организации, аккредитованные до вступления ФЗ-426 в силу, и аттестаты их лабораторий действительны до 2014 года, имеют право продолжать свою деятельность в соответствии с имеющимися аттестатами до 31 декабря 2014 года.
    • Выполнять функции экспертов в организациях, аккредитованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, имеют право любые компетентные работники, которые работают в данных организациях по трудовому договору и имеющие соответствующий допуск к испытательным лабораториям.
    • Если специальная оценка труда была проведена до вступления настоящего закона в силу, то новая аттестация рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня утверждения отчёта о проверке, за исключением возникновения обстоятельств, которые обязуют, в соответствии с ФЗ-426, провести внеплановую проверку условий труда. Также работодатель может сам провести внеплановую проверку до истечения предыдущего заключения, согласно порядку, установленному текущим законодательством.
    • Специальная оценка условий труда рабочих мест, указанных в ч.7 ст.9 настоящего закона, осуществляется в общем порядке, согласно текущему законодательству до постановления других особенностей уполномоченным Правительством органом.
    • Рабочие места, не указанные в ч.6 ст.10 настоящего закона, могут быть быть проэкзаменованы поэтапно, но проверка должна быть закончена не позже 31 декабря 2018 года.

При измерении уровней вредных и опасных факторов на производстве допустимо использование методов измерения, аттестованных до вступления в силу ФЗ-102 “Об обеспечении единства измерений” от 26 июня 2008 года, если данные методики были утверждены федеральными организациями. Однако данные методы должны быть аттестованы в соответствии с новым законодательством до 31 декабря 2020 года.

Скачать ФЗ 426 с последними изменениями

Для детального ознакомления с положениями Федерального закона “О специальной оценке условий труда” необходимо скачать текст документа с последними поправками по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-426

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/fz-426-o-specocenke-uslovij-truda/

426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2019, штрафы

426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2019

  • 1 Суть закона
  • 2 Какие нововведения произошли в 2019 году
  • 3 Штрафные санкции

В статье рассмотрим, какие последствия ожидают работодателей, которые не организовали СОУТ, согласно 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с изменениями 2019 года.

С 2019 года компаниям, которые не провели спецоценку условий труда, грозят штрафные санкции до 80 000 рублей. Минимальный штраф составляет 5000 рублей.

Подробное описание СОУТ и правила, по которым ее осуществляют, описаны в статье «Оценка условий труда на рабочем месте 2018».

Регламент спецоценки в законе 426-ФЗ описан с указанием прав, обязанностей фирм и компаний, осуществляющих оценочные действия.

Суть закона

Закон о специальной оценке условий труда регулирует отношения, образующиеся при осуществлении СОУТ. Специальная оценка — это совокупность планомерно проводимых мер по обнаружению вредных факторов производства. В процессе оценки учитывают:

  • неблагоприятные действия на работников;
  • принимают во внимание нормативы условий труда;
  • применения средств защиты трудящихся.

В ходе специальной оценки выявляют классы условий труда.

Спецоценку не организуют для:

  • трудящихся удаленно;
  • трудящихся в религиозных образованиях;
  • у физлиц, не зарегистрированных как ИП.

СОУТ для государственных гражданских и муниципальных служащих регламентируется подзаконными актами России о государственной и муниципальной службе.

Какие нововведения произошли в 2019 году

В 2019 году спецоценку для фирм организуют аналогично пошлому году. Ее проводят, те, кто не сделал оценку в 2014 году, либо те, кто ее не делал.

Какие новшества внес закон СОУТ (426 ФЗ) в 2019 году:

  1. С 1 января 2019 года спецоценку проводят все фирмы, включая микроорганизации.
  2. В 2019 году фирмы, оценившие условия труда в 2014 году, организуют очередную оценку.
  3. С 2019 года запрещено поэтапное проведение оценки по частям.

Значимые корректировки в закон о СОУТ не внесены.

Спецоценку осуществляют фирмы, имеющие право вести оценочные действия, совершать анализы и пробы.

В ходе специальной оценки проверяют:

  • освещение рабочих мест;
  • присутствие загрязняющих элементов в окружающей среде;
  • показатели шума, микроклимата.

Спецоценку по плану проводят однократно в 5 лет, а вне плана — по мере надобности.

Требования для исполнителя СОУТ:

  • аккредитация Роструда;
  • оперативность оценки;
  • цены не должны превышать средние по рынку;
  • наличие оборудования для замеров, анализов.

От фирмы-подрядчика СОУТ выезжает группа лиц на объект-фирму. При проверке работу фирмы не останавливают. В 2019 году спецоценку заказывают фирмы:

  • проводившие оценку пять лет назад;
  • которые не заказывали спецоценку;
  • которым требуется спецоценка вне планов.

Причины спецоценки вне плана:

  • дополнительные рабочие зоны;
  • переезд фирмы;
  • указания проверяющих органов;
  • замена старой оснастки;
  • усовершенствование производства;
  • переход на новейшее сырье, материалы;
  • внедрение средств защиты сотрудников;
  • несчастные случаи;
  • заболевания работников, приобретенные на производстве.

Если фирма обновила процесс производства, создала рабочие площади, то она обязана в ходе одного года сделать спецоценку. Срок считают со дня пуска каждого нововведения.

Утверждение реформы пенсий и увеличение пенсионеров на рабочих местах приведет к росту качества условий труда на местах с тяжелыми условиями труда. В ходе спецоценки учитывают льготы и специфику профессий.

Штрафные санкции

По данным Роструда, оштрафуют не всех опоздавших со спецоценкой. Данные об оценке фиксируют с 2014 года, но в системе отразились не полностью данные за первый год. Информация для применения санкций фирмам, не выполнившим спецоценку, отражена в базах с 2015 г. Согласно статье 5.27.1 КоАП РФ и 426-ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2019 штрафы не увеличены:

  • от 5000 до 10 000 руб. для ИП;
  • 60 000 до 80 000 руб. для ООО.

Автоматизированная рассылка штрафных уведомлений для фирм начнется с 2020 года.

Основание для санкций — рабочие места, образованные свыше года, по которым в Федеральной государственной информационной системе учета (ФГИС) отсутствует информация о СОУТ. До 2020 года штрафные санкции угрожают фирмам, которые трудовая инспекция проверит в 2019 году по плану или вне планов.

С 2019 года Минтруд начнет проводить проверки автоматизированным способом, путем сравнения компаний через базы ФГИС, налоговой и ПФР. Фирмам, не сделавшим оценку, вышлют предупреждение и предоставят полгода для проведения СОУТ. При обнаружении нарушений юрлицу направляют предупреждение.

Если меры по ликвидации недостатков не приняты, проверяющие применяют карательные санкции, организуют контрольные мероприятия вне плана в предусмотренном порядке.

По завершении специальной оценки совершают такие действия:

  1. Создают допсоглашения к контрактам с работниками. В них отражают итоги спецоценки. Несоблюдение порядка заключения контрактов карается штрафом от 50 000 до 100 000 руб.
  2. Фиксируют внедрение или отмену гарантий и компенсаций с даты получения результатов спецоценки (санкции от 5% до 25% средств, израсходованных не по целевому назначению).
  3. Создают список сотрудников для прохождения медосмотров: периодических и первичных. Санкции за допуск сотрудника к труду без медосмотров – от 110 000 до 130 000 рублей.
  4. Предоставляют рабочим средства индивидуальной защиты (санкции за не предоставление СИЗ — от 130 000 до 150 000 рублей).

Суммарная величина штрафа по результатам оценки с недостатками может превосходить 350 000 руб. и влечет приостановление работы фирмы.

В 2019 году Минтруда планирует откорректировать закон для упрощения работы экспертов и фирм, выполняющих СОУТ.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/426-fz-o-specialnoi-ocenke-uslovii-truda-s-izmeneniami-2019

426 ФЗ о специальной оценке условий труда (СОУТ) с изменениями 2019 года

426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2019

Согласно данного закона, ст. 212 ТК РФ и ФЗ от 28 декабря 2013г., подписанного Президентом, все руководители до конца этого года должны выполнить спецоценку  вредности в местах трудовой деятельности человека. В случае её обнаружения сотрудникам полагаются компенсационные выплаты.

Фз 426

Закон стимулирует руководителей и учредителей фирм к уменьшению вредности на местах с целью уменьшения налоговых перечислений. Тариф дешевеет при уменьшении вредности и наоборот, если обстановка по охране здоровья сотрудников ухудшается – процент отчислений увеличивается.

Федеральный Закон № 426 полностью регламентирует систему спецоценки мест трудовой деятельности рабочего, пошаговость проведения СОУС, требования к фирмам и специалистам, имеющим право на осуществление спецоценки.

Тот же законодательный акт формулирует классовость условий работы, уровни профрисков. Разработанная данным законом технология — это прогресс в намерении приблизить нашу страну к мировым практикам в этом вопросе.

Общие положения

Правительственный акт – 423 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2019 года, позволяет формировать более выгодный законодательный пакет с учётом современных реалий, гарантий безопасности и компенсаций для сотрудников, работающих в условиях с вредными показателями.

Основным отличительным преимуществом, указанных в Законе действий, является снижение налоговой нагрузки для предприятий с нормальными условиями труда. Уже не требуется для таких фирм проведение регулярной дорогостоящей аттестации и оплаты налогов за сотрудников, работающих в благоприятных условиях.

Требования к пошаговой подготовке спецоценки:

  1. При заключении договора с фирмой, оказывающей сервис по СОУТ, руководитель организует комиссию из нечётного количества членов по проведению спецоценки и утверждает график. В комиссию обязательно входит руководитель и ответственный за ОТ.
  2. Установление списков мест, учитывая аналогичные, на которых будет проведена СОУТ. Перечень составляется фирмой – исполнителем.
  3. Экспертом выявляются факты присутствия вредоносных или опасных веществ на трудовых местах сотрудников. Итоги официально оформляются.
  4. Если вредоносные или опасные вещества не найдены, проверяемые условия на местах считаются допустимыми. Дальнейший анализ не продолжается. Утверждается декларация на соответствие нормам условий труда.
  5. При обнаружении на местах трудовой деятельности вредных веществ, комиссией принимается решение на дальнейшее исследование.
  6. Проводится лабораторная обработка полученных проб с оцениваемых мест. Оценивается уровень вредоносных факторов.
  7. Делается запрос о предоставлении персоналу, работающему на трудовых местах о компенсациях, медицинских осмотрах, средствах ИЗ.
  8. Оформляется отчёт об итогах СОУТ.

Отчёт подписывается всеми членами комиссии с санкцией председателя. Если кто-то из участников комиссии не согласен с выводами, его мнение оформляется документально и прикладывается к отчёту.

Организации и эксперты

Законодательство выставляет правила для предприятий, занимающихся СОУТ:

  • в уставе основным ОКВЭДом обязательно прописывается — проведение спецоценки;
  • обязательное присутствие в штатном расписании не менее 5 экспертов, имеющих сертификат на осуществление данного вида работ. Возможна работа специалистов по трудовым договорам. Хотя бы один из специалистов должен быть врачом с дипломом по общей гигиене или лабораторным исследованиям в этой области;
  • наличие аккредитованной лаборатории по обнаружению вредоносных факторов на производстве – непременное условие.

При увеличении рабочих мест, изменении техпроцесса и используемого сырья, смены средств ИЗ, наличия факта несчастного случая или предписания трудовой инспекции, СОУТ осуществляется внепланово.

Если СОУС по данным предписаниям осуществлена не была, на руководство и ИП накладываются штрафные санкции от 5 до 10 тыс. руб., на фирму – от 60 до 80 ты. руб.

Заключение

31 декабря 2019 года – окончательный срок действия предыдущих сертификатов, выданных на 5 лет согласно проведённой аттестации рабочих мест.

Проведение новых механизмов осуществления гарантий и компенсаций трудящимся, работающим с сфере вредносного или опасного производства, направлено на повышение охраны труда улучшения здоровья сотрудников.

Последние изменения

В 2014 году появилась процедура – СОУТ. Новые изменения в законодательстве должны улучшить условия работы на оборудованных местах трудящихся, заинтересовать руководителей предприятий в применении новейших методик по ОТ и применению средств ИЗ.

ФЗ № 426 появился около четырёх лет назад, но уже трижды претерпел серьёзные изменения, дополняя правила проведения СОУТ.

Самым важным изменением в данном Законе стало повышение роли сотрудников организации в проведение замеров и обследования их рабочих мест. Нововведение коснулось п.2.ч.2.ст.4 вышеуказанного закона.

Этот пункт обязывает руководство организации, на которой проводятся оценочные работы, информировать фирму – исполнителя о предложениях сотрудников по проверке вредоносных факторов, силу, которых необходимо измерить на их местах.

Статья 6 часть 1 пункт 2 предоставляет сотруднику право обращения к работодателю включить в перечень анализируемых, другие  вредные факторы.

В 2019 году произошли последние изменения в 426-ФЗ, которые коснулись обязанности фирм, в которых раннее, проводилась только аттестация мест трудовой деятельности, провести СОУТ до конца 2019 года, даже если документ, подтверждающий аттестацию действителен на это время.

Причём, измерение вредоносных и опасных веществ или условий должно осуществляться в соответствии с методиками, указанными в требованиях ФЗ от 26.06.2008г. № 102-ФЗ. Методики должны быть подтверждены до конца 2020 года.

Работодателям желательно не затягивать с выполнением оценочных операций на рабочих местах своих сотрудников, так как при нарушении сроков незамедлительно последуют штрафные санкции.

по теме:

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://juristampro.ru/423-fz-o-specialnoj-ocenke-uslovij-truda-s-izmenenijami/

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2019

Ниже мы разберемся, как проводится специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ, рассмотрим порядок проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, кому и с какой периодичностью следует заниматься спецоценкой.

Официальный документ смотрите здесь: СКАЧАТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 426 ФЗ
Методика проведения спец. оценки условий труда: СКАЧАТЬ МЕТОДИКУ 33н

C 1 января 2014 года согласно Федеральному закону 426 появилась процедура специальной оценки условий труда (СОУТ), которая заменила мероприятие по аттестации рабочих мест. Согласно СОУТ имеется значительное сокращение затрат на различные процедуры.  А именно, на многих рабочих местах вообще не требуется проведение различных инструментальных замеров.

Итак, условия труда определяются специальной оценкой условий труда.

КРАТКО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

I Определяем опасные факторы

Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда.

Что такое вредный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

Что такое опасный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

Что такое тяжесть труда?

— это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

Что такое напряженность труда?

— это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке «ловит» замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.

II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника

Итак, факторы у нас есть, и мы их выявили. Все эти факторы могут привести к ухудшению Вашего здоровья или нет?  Ну, например, я сижу в машине и играет негромкая музыка в радиоприемнике.

Понятно, что к тугоухости это не приведет. А вот если я хорошо добавлю громкость и буду слушать приемник каждый день по 8 часов в сутки, то понятно, что будет нарушение слуха, т.е.

будет ухудшение здоровья.

Поэтому мы должны определить влияние выявленных факторов на работника.

III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов

Здесь все понятно. В случае превышений уровней опасных факторов, работодатель обязан обеспечить работников СИЗ и средствами коллективной защиты.

IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

Кто проводит СОУТ?

Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

Как оформляются результаты СОУТ?

По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

Сколько классов условий труда существует?

Существуют 4 класса условий труда:

 1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

 2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

3 класс «Вредные условия труда»

Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

4 класс «Опасные условия труда»

Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:

— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:

√ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.

√ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ.

Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще).

Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся — меньше платишь.

√ Создать современную схему госконтроля и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.

Кому следует организовывать СОУТ?

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:

√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.

1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.

2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.

3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.

4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:

• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.

При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:

1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он выбирает аккредитованную компанию и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр. Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.

2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спецоценочной комиссии, которая:

• задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
• состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
• возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).

Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%.

Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2.

Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.

По 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда», такими считаются РМ:

• оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
• предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
• размещенные в типовых пространствах;
• требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, СИЗ которых идентичны.

3. Определение ОПФ и ВПФ, причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах.

Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым. Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация.

Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.

4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола. Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.

Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спецпротоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.

5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:

• свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
• сводной ведомости спецоценки;
• заключений задействованных специалистов;
• рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
• списка проработанных РМ (включая аналогичные);
• трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ.

6. Ознакомление. После того, как итоговый отчет был подписан всеми уполномоченными лицами, работодатель:

• знакомит трудящихся с касающейся их информацией по проведенной спецоценке;
• обнародует сводную информацию о проведенной СОУТ на собственном интернет-ресурсе.

На это ему дается 30 дней.

7. Внесение итогов в реестр. Полученную в ходе СОУТ информацию в спецсистему госучета вносят эксперты привлеченной организации. С момента ввода в действие итогового документа по СОУТ им на это дается 10 дней.

Итак, мы разобрались, как применяются для специальной оценки условий труда закон 426 ФЗ и утвержденная приказом 33н методика проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, рассмотрели порядок ее проведения и поняли, на каких РМ ее нужно организовывать, а на каких – нет.

Скачать 426 ФЗ и методику проведения СОУТ можно по ссылкам, размещенным вначале статьи.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(10 4,10 из 5)

Источник: https://beltrud.ru/sout-dlya-kazhdogo-426-fz-o-spetcialnoy-otcenke-usloviy-truda/

Про закон
Добавить комментарий