Какие закупки бюджетное учреждение может проводить по Закону № 223-ФЗ

Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ

Какие закупки бюджетное учреждение может проводить по Закону № 223-ФЗ

Закон N 44-ФЗ применяют государственные и муниципальные органы, казенные учреждения и другие организации, которые закупают продукцию за счет бюджетных средств. Закон N 223-ФЗ применяют госкомпании, естественные монополии, автономные учреждения и иные юрлица с госучастием.

Ряд заказчиков, таких как бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия, в зависимости от того, за счет каких средств они проводят закупки, могут использовать либо Закон N 44-ФЗ, либо Закон N 223-ФЗ.

Важнейшие различия состоят в том, как регулируются закупки: процедуры по Закону N 44-ФЗ строго регламентированы, а порядок закупок по Закону N 223-ФЗ заказчики устанавливают самостоятельно в своих положениях о закупках с учетом общих принципов и рамочных норм.

Какие заказчики проводят закупки только по Закону N 44-ФЗ

Исключительно по Закону N 44-ФЗ осуществляют закупки государственные и муниципальные заказчики.

Государственными заказчиками могут выступать (п. 5 ст. 3 Закона N 44-ФЗ):

  • госорганы, в том числе федеральные органы власти и госорганы субъекта федерации;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • государственные казенные учреждения.

Есть исключение: государственными заказчиками могут быть еще Роскосмос и Росатом, но они как госкорпорации могут закупать еще и по Закону N 223-ФЗ.

Государственные заказчики при закупках действуют от имени Российской Федерации или ее субъектов для удовлетворения государственных нужд.

Государственные нужды как самостоятельное понятие в Законе N 44-ФЗ не определены, однако исходя из положений ст.

13 Закона N 44-ФЗ к ним можно отнести потребность заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для выполнения функций и полномочий госорганов, достижения целей государственных программ, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.

Муниципальными заказчиками могут выступать (п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ):

  • муниципальные органы;
  • муниципальные казенные учреждения.

Они действуют от имени муниципального образования и закупают для муниципальных нужд.

Муниципальные нужды — это потребность муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, которые им необходимы для реализации муниципальных программ и выполнения функций муниципальных органов. Такое значение муниципальных нужд вытекает из ст. 13 Закона N 44-ФЗ.

Казенные учреждения осуществляют все закупки только в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, исключений нет ни на государственном, ни на муниципальном уровне.

Это обусловлено в том числе и тем, что средства, полученные ими от приносящей доход деятельности, зачисляются в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Они не возвращаются учреждению в качестве дополнительного источника финансирования (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 БК РФ).

Для закупок по Закону N 44-ФЗ заказчикам не нужно утверждать положение о закупках. Все необходимые нормы и порядок проведения процедур закупок предусмотрены Законом N 44-ФЗ. Этот документ нужен только заказчикам, которые закупают по Закону N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Какие заказчики могут проводить закупки и по Закону N 44-ФЗ, и по Закону N 223-ФЗ

Ряд заказчиков могут проводить закупки по обоим закупочным Законам. Выбор закона, как правило, зависит от источника финансирования закупки. Рассмотрим ниже, каким законом и в каких случаях должен руководствоваться каждый из таких заказчиков

В каком порядке проводят закупки бюджетные учреждения

Бюджетные учреждения осуществляют большую часть закупок в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Это все закупки за счет бюджетных и иных средств, за исключением некоторых, которые они могут проводить по Закону N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

По Закону N 223-ФЗ бюджетные учреждения могут проводить закупки и заключать гражданско-правовые договоры только в следующих случаях (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ):

  • за счет грантов, если грантодатель не установил иных требований, а с 31.07.2019 еще и за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию (пп. 1 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
  • в целях исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение само является исполнителем;
  • за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Для этого учреждению необходимо разработать и разместить до начала года в ЕИС положение о закупке. Без такого положения все закупки независимо от источника финансирования бюджетные учреждения проводят только по Закону N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Часто встает вопрос, как назвать гражданско-правовой договор бюджетного учреждения — контракт или договор. Ответ прост: гражданско-правовой договор бюджетного учреждения, а также любого другого заказчика, заключенный по Закону N 44-ФЗ, является контрактом (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).

В каком порядке проводят закупки государственные унитарные предприятия

Государственные унитарные предприятия относятся к заказчикам, которые осуществляют закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Однако если закупки проводятся без привлечения бюджетных средств, унитарные предприятия могут провести их по Закону N 223-ФЗ (п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

Кроме этого, в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ, унитарные предприятия могут проводить закупки в следующих случаях:

  • за счет грантов, в том числе за счет бюджетных субсидий или грантов, которые предоставляются на конкурсной основе, если грантодатели не определили иные условия, а с 31.07.2019 еще и за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию (пп. «а» п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
  • для исполнения контракта, по которому унитарное предприятие само является исполнителем. Исключением является исполнение предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
  • федеральные унитарные предприятия из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р, проводят закупки без использования субсидий на капвложения в объекты капстроительства или на приобретение недвижимости.

Учтите, чтобы унитарное предприятие могло закупать по Закону N 223-ФЗ, нужно до начала года принять и разместить в ЕИС положение о закупке (п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

Муниципальные унитарные предприятия относятся к заказчикам, которые осуществляют закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Однако они могут проводить закупки по Закону N 223-ФЗ в тех же случаях, что и государственные унитарные предприятия. Отличий или особенностей, действующих именно для муниципальных предприятий, нет.

В каком порядке проводят закупки автономные учреждения

Автономные учреждения проводят большинство своих закупок в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ, и только в некоторых случаях они должны руководствоваться Законом N 44-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

По Закону N 44-ФЗ автономные учреждения должны проводить закупки только в двух случаях:

  • закупка осуществляется за счет средств на осуществление капвложений в объекты государственной, муниципальной собственности. Но в этом случае к закупкам не применяются положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся особенностей исполнения контрактов (ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
  • автономному учреждению государственный или муниципальный заказчик на основании соглашения передал полномочия на осуществление закупок при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капстроительства, приобретении недвижимости в государственную или муниципальную собственность. Но в этом случае автономное учреждение проводит закупки от имени заказчика, который передал полномочия (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, п. 4 ст. 79 БК РФ).

В остальных случаях автономные учреждения работают по Закону N 223-ФЗ, для этого им необходимо разработать и разместить в ЕИС положение о закупке.

Переход автономного учреждения с Закона N 223-ФЗ на Закон N 44-ФЗ возможен лишь как санкция за неразмещение положения о закупке либо невыполнение объема закупок у СМСП или за нарушения в отчетности о таких закупках.

В каком порядке проводят закупки госкорпорации, госкомпании и публично-правовые компании

Госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании относятся к заказчикам, которые проводят свои закупки по Закону N 223-ФЗ. Для этого им необходимо разработать и разместить в ЕИС положение о закупке (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

По Закону N 44-ФЗ эти заказчики должны проводить только закупки за счет субсидий из федерального бюджета для следующих целей (пп. 3 п. 1 ст. 78.3 БК РФ, ч. 4.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ):

  • для осуществления капвложений в собственные объекты капстроительства;
  • приобретения ими недвижимости;
  • внесения взносов в уставный капитал «дочек» и «внучек» таких заказчиков, на осуществление капвложений в объекты капстроительства таких юрлиц или приобретение ими недвижимости.

Но и в этом случае закупки регулируются Законом N 44-ФЗ не в полной мере. На эти закупки не распространяются положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся планирования закупок и особенностей исполнения контрактов (ч. 4.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, этим заказчикам могут быть переданы полномочия заказчиков госорганами РФ или субъекта РФ в рамках осуществления бюджетных инвестиций. Но все операции в рамках переданных полномочий заказчика осуществляются от лица органа, передавшего эти полномочия (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, п. 4.1 ст. 79 БК РФ).

В каком порядке проводят закупки хозяйственные общества с госучастием

Хозяйственные общества с госучастием относятся к заказчикам, которые проводят большую часть своих закупок по Закону N 223-ФЗ. Такими заказчикам являются (п. п. 1 — 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ):

  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования в совокупности превышает 50%;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше хозяйственным обществам, а также заказчикам по Закону N 223-ФЗ из числа госкомпаний, госкорпораций, публично-правовых компаний, субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, автономных учреждений;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам.

Учтите, что при определении доли госучастия в указанных заказчиках необходимо руководствоваться Приказом ФАС России от 16.06.2014 N 390/14. Кроме того, в долях хозяйственных обществ (кроме «дочек» и «внучек») не учитываются некоторые привилегированные акции банков и кредитных организаций (ч. 5 ст. 3.2 Закона N 451-ФЗ, ч. 6 ст. 4 Закона N 173-ФЗ).

Для закупок по Закону N 223-ФЗ указанные заказчики должны разработать и разместить в ЕИС положение о закупке. Дочерние хозяйственные общества вместо своего положения могут разместить решение о присоединении к положению вышестоящего заказчика (ч. 4 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

По Закону N 44-ФЗ хозяйственные общества с госучастием проводят только закупки за счет субсидий из федерального бюджета или за счет бюджетных инвестиций.

При этом за счет субсидий могут закупать хозяйственные общества, 100% акций (долей) которых принадлежит РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, при условии что субсидии предоставлены (п. 8 ст. 78 БК РФ):

  • для осуществления капвложений в собственные объекты капстроительства;
  • закупки недвижимости с последующим увеличением уставного капитала.

В этом случае закупки регулируются Законом N 44-ФЗ не в полной мере. На эти закупки не распространяются положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся планирования закупок и особенностей исполнения контрактов (ч. 4.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

За счет бюджетных инвестиций хозяйственные общества проводят закупки по Закону N 44-ФЗ:

  • для вложения в принадлежащие им объекты капстроительства;
  • приобретения ими недвижимости;
  • внесения взноса в уставный (складочный) капитал их дочерних обществ на осуществление капитальных вложений в объекты капстроительства таких обществ, а также на приобретение ими недвижимости за счет средств соответствующего бюджета.

Источник: http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kogda-zakazchikam-provodit-zakupki-po-zakonu-n-44-fz-a-kogda-po-zakonu-n-223-fz.html

Закупки бюджетного учреждения по Закону № 223-ФЗ

Какие закупки бюджетное учреждение может проводить по Закону № 223-ФЗ

Когда и что можно закупать бюджетным учреждениям в рамках 223-ФЗ, и что для этого нужно – разбираемся в этом материале.

Казалось бы, бюджетные учреждения, должны в закупках полностью следовать положениям 44-ФЗ. Однако в Законе о контрактной системе предусмотрен ряд случаев, когда даже бюджетные учреждения могут закупать товары, работы или услуги в рамках более гибкого 223-ФЗ, регулирующего закупки отдельных видов юрлиц.

С одной стороны, это облегчает работу контрактному управляющему, с другой – ставит перед ним новые правила и условия проведения закупки.

223-ФЗ для бюджетных учреждений

Право бюджетных учреждений осуществлять закупки в рамках 223-ФЗ прописано в ч. 2 и 3 ст. 15 Закона №44-ФЗ. Это исключение связано с источником финансирования закупки и действует только на некоторые закупки бюджетных учреждений.

Так, из-под действия 44-ФЗ бюджетные учреждения могут вывести закупки, которые проводятся за счет средств грантов или за счет денег, полученных от какой-либо другой, сторонней деятельности (кроме средств, полученных для возмещения обязательного медицинского страхования). Закупки, где бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту, а для его исполнения требуется привлечь еще компанию или физлиц, также можно проводить в рамках 223-ФЗ.

Сразу оговоримся, что, например, субсидии из бюджета не могут финансировать закупки бюджетных учреждений в рамках 223-ФЗ. Такие закупки проводятся строго по 44-ФЗ.

Правда, чтобы проводить закупки по 223-ФЗ бюджетным организациям следует выполнить еще одно обязательное условие, прописанное и в 44-ФЗ, и в 223-ФЗ.

Положение о закупках по 223-ФЗ для бюджетных учреждений

Источник финансирования — это не единственное условие, которое должно быть соблюдено для проведения закупки бюджетным учреждением по 223-ФЗ.

Еще одно обязательное условие — организация должна утвердить и разместить еще до начала года в ЕИС правовой акт по ч. 3 ст. 2 Закона №223-ФЗ. Таковым будет положение о закупке бюджетного учреждения.

В противном случае организации придется проводить закупки по 44-ФЗ.

Утвердить положение о закупке обязан учредитель бюджетного учреждения (п.6 ч. 3 ст. 2 Закона №223-ФЗ).

В положении о закупке, согласно 223-ФЗ, нужно прописать способы закупки, порядок ее подготовки и проведения, а также механизм заключения и исполнения договора.

Отметим, что 223-ФЗ – «рамочный». В этом документы прописаны общие требования и принципы закупочной деятельности. Конкретные механизмы и сроки той или иной закупки заказчик устанавливает самостоятельно, прописав как раз таки в положении о закупке. Но это лишь одно из отличий 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Поторопитесь записаться на ближайший курс
«Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)»

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Посмотреть всю программу »

44-ФЗ и 223-ФЗ: отличия двух законов

Говоря об имеющейся возможности у бюджетных учреждений проводить некоторые закупки в рамках 223-ФЗ, мы не можем не поговорить о разнице между данными законами.

Ведь, несмотря на всю лояльность 223-ФЗ, у многих заказчиков возникают вопросы о его применении.

Дело в том, что закон № 223-ФЗ определяет только общие принципы осуществления закупок, в то время как в 44-ФЗ четко прописан весь механизм и сроки проведения закупок.

Разница 44-ФЗ и 223-ФЗ существенна. из них в том, что 223-ФЗ менее требовательный, чем 44-ФЗ. Мы не будем рассматривать все статьи законов, чтобы установить их отличия. Приведем лишь несколько примеров.

Например, торговые площадки. В рамках 44-ФЗ проводить закупки можно только на 6 электронных площадках: Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Роселторг, ММВБ, ЗаказРФ и Российский аукционный дом. Закупки по 223-ФЗ заказчик может провести более чем на 170 торговых площадках, как бесплатных, так и коммерческих.

Другой пример – подача заявки. 44-ФЗ строго регламентирует все этапы проведения процедуры, их сроки, которые должны соблюдать и заказчик, и участники. А в рамках 223-ФЗ контрактный управляющий сам устанавливает и отмечает в положении о закупке сроки, которыми потом будет руководствоваться и он, и участники закупки.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Подписаться

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102529-qqq-17-m3-09-03-2017-zakupki-byudjetnogo-uchrejdeniya-223-fz

Ключевые особенности осуществления закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ

Какие закупки бюджетное учреждение может проводить по Закону № 223-ФЗ

Особенностью бюджетных учреждений является то, что на них распространяются положения как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ. Закупки на основании 44-ФЗ производятся в бюджетных учреждениях с некоторыми особенностями.

Ключевые особенности закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ

Особенностям закупок в бюджетных учреждениях посвящена ст. 15 ФЗ-44.

В части первой указанной статьи подчеркивается, что бюджетные организации должны придерживаться 44-ФЗ, если товары, работы и услуги закупаются ими на бюджетные деньги.

Исходя из положений законодательства, закупки, которые производятся частично на бюджетные, а частично на собственные деньги, также должны производиться по 44-ФЗ.

Тогда как в части 2 и 3 ст. 15 44-ФЗ приводится перечень ситуаций, когда бюджетное учреждение может принять соответствующий локальный нормативно-правовой акт и перейти на закупки по более лояльному 223-ФЗ, если они производятся на безвозмездно полученные гранты и субсидии, а также на прибыль учреждения.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

При этом закупки по нормам 223-ФЗ, даже если они осуществляются исключительно за счет полученных доходов от деятельности бюджетного учреждения, являются правом, а не обязанностью бюджетного учреждения. То есть оно вправе руководствоваться положениями 44-ФЗ в процессе закупочной деятельности при желании.

В ч. 3 ст. 15 44-ФЗ приводится указание на невозможность изменения способа закупки в течение года. То есть если учреждение проводило торги по нормам 44-ФЗ в течение года, то перейти на закупки по 223-ФЗ оно не вправе.

Согласно решению УФАС от 2015 года №04-05/3989, использование бюджетными организациями и учреждениями закупок в соответствии с требованиями 44-ФЗ даже от приносящей доходы деятельности не являются нарушением.

Кто должен заниматься закупками

Закупки по 44-ФЗ проводятся в бюджетном учреждении через создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего. Контрактная служба призвана обеспечить реализацию всего закупочного цикла от планирования до получения результата, а также оценки эффективности проведенных учреждением закупочных мероприятий.

В качестве альтернативы создания отдельной службы выступает выбор и назначение управляющего. Перед тем как остановиться на одном из вариантов, заказчику следует обратиться к положениям ч. 1 ст. 38 44-ФЗ. Здесь сказано, что при объемах закупок более 100 млн р. в год заказчик обязан сформировать комиссию или контрактную службу. Если годовой объем закупок по плану-графику менее указанной величины, то достаточно назначить на должность контрактного управляющего.

Численность контрактной службы определяется исходя из потребностей заказчика и составляет как минимум 2 человека. Возглавить ее должен назначенный руководитель.

Порядок создания контрактной службы и назначения контрактного управляющего

Создание контрактной службы подразумевает прохождение нескольких этапов:

  1. Изучение положений законодательства.
  2. Создание службы в виде создания специального подразделения или без такового либо выбор управляющего (заказчик вправе сам определиться с тем, стоит ли создавать отдельное подразделение для закупок или просто назначить ответственных работников в составе бюджетного учреждения).
  3. Отправка сотрудников на обучение закупкам по нормам 44-ФЗ. Согласно требованиям законодательства, все сотрудники контрактной службы или управляющий должны иметь высшее образование в сфере закупок или получить дополнительное образование в данной отрасли.
  4. Разработка и утверждение положений о закупочных комиссиях.

В дальнейшем назначение или освобождение от должности управляющего или работника контрактной службы допустимо только по решению руководства бюджетного учреждения.

Должностные обязанности контрактной службы и управляющего

Контрактная служба или управляющий осуществляет полный закупочный цикл и берет на себя такие обязанности, как:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • планирование (подготовка плана закупок и плана-графика);
  • размещение сведений о закупке в ЕИС;
  • определение поставщиков (исполнителей или подрядчиков);
  • заключение и исполнение контрактов;
  • принятие результатов исполнения контракта;
  • претензионная или исковая работа (если имеется такая необходимость);
  • прочие обязанности по нормам закона.

Руководитель бюджетного учреждения, члены контрактной службы и управляющий несут персональную ответственность за свои действия. В частности, при нарушении законодательства им грозит административная, дисциплинарная, уголовная и гражданская ответственность.

Таким образом, бюджетное учреждение при проведении закупок по нормам 44-ФЗ обязано сформировать контрактную службу или назначить управляющего. Последний вариант допускается при годовом объеме закупок менее 100 млн р. В обязанности контрактной службы и управляющего будет входить полный закупочный цикл от планирования до приемки работ.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/budzetnye-ucrezdenia.html

223-ФЗ о закупках госучреждений: практика применения, отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ

Какие закупки бюджетное учреждение может проводить по Закону № 223-ФЗ

С 1 января 2014 года бюджетные и автономные учреждения получили возможность в дополнение к закону № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при соблюдении определенных условий производить госзакупки по Федеральному закону № 223-ФЗ от 18.

07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Закон №44-ФЗ — это достаточно жесткий закон, накладывающий серьезные ограничения к способам осуществления закупок, а также к суммам и объемам закупок товаров, работ, услуг. Обязательным условием является обоснование начальной цены контракта, описание полных функциональных характеристик товаров, работ, услуг.

На его фоне закон №223-ФЗ выглядит более мягким. Например, обосновывать закупки закон не требует, план закупок может быть изменен по любой причине и в любое время. Также, согласно закону, не требуется обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Преимуществом закона №223-ФЗ по сравнению с законом №44-ФЗ является возможность внесения изменений в уже заключенный с поставщиком контракт — продление срока, увеличение цены, изменение объема и др.

Если вы уже работали с госзакупками по закону №44-ФЗ, то освоить применение закона №223-ФЗ вам будет несложно.

Изначально предполагалось, что закон №223-ФЗ будут применять госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий, иначе говоря, коммерческие организации, находящиеся в сфере интересов государства или осуществляющие регулируемые виды деятельности. В настоящее время ст.

15 закона №44-ФЗ позволяет бюджетным и автономным учреждениям часть закупок вывести под закон №223-ФЗ, согласно которому закупки можно осуществлять за счет грантов и средств от приносящей доход деятельности (кроме средств ОМС).

При этом нужно отметить, что для московских заказчиков закон №223-ФЗ не работает, они должны работать только в соответствии с законом №44-ФЗ.

Как начать работать по закону №223-ФЗ?

Прежде всего, бюджетное или автономное учреждение должно разработать Положение о закупке и план закупки. Далее направить Положение своему учредителю на утверждение. Следующий этап — разместить Положение о закупке и план закупки в ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Если данную процедуру провести в течение текущего года, то по закону №223-ФЗ можно осуществлять закупки с 1 января 2015 года.

На портале госзакупок у бюджетного учреждения, желающего осуществлять закупки по двум законам, должны быть зарегистрированы два личных кабинета — по закону №44-ФЗ и по закону №223-ФЗ.

Для второго кабинета понадобится новая электронная подпись, которую необходимо будет приобрести за свой счет, потому что Федеральное казначейство бесплатно выдает электронные подписи только для регистрации кабинета по закону №44-ФЗ.

Обратим внимание на то, что основным требованием закона является обязанность Заказчика размещать на портале госзакупок информацию о закупках и отчеты о закупках товаров, работ, услуг. Заказчик должен размещать такие отчеты ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Различия между режимами закупок

Прежде всего, отметим различия в составлении плана-графика. По закону №44-ФЗ требуется годовой план-график на 2014 и 2015 гг.

по правилам закона №94-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Минэкономразвития и Федеральным казначейством.

С 2016 года в дополнение к плану-графику по закону №44-ФЗ госучреждения должны формировать трехлетний план закупок, который нужно будет согласовывать с главным распорядителем бюджетных средств, и однолетний план-график.

Отличие плана закупок на год, составляемого по правилам закона №223-ФЗ, в том, что он намного проще и во многом именно заказчик определяет, как он будет выглядеть.

Отметим, что с 2015 года план закупок лекарственных средств, инновационной и высокотехнологичной продукции, согласно закону №223-ФЗ, формируется на 5-7 лет, в 2014-м — на 3 года.

При этом закон позволяет в любое время вносить изменения в такие долгосрочные планы, поскольку основания для внесения изменений в планы бюджетные и автономные учреждения устанавливают сами в Положении о закупке. Соответственно, по мере появления потребностей план можно будет изменять и дополнять.

По закону №44-ФЗ каждая закупка подлежит обоснованию (внутри плана закупки и плана-графика закупки) в части отнесения к одной из трех основных целей:  

  • выполнение государственных программ и муниципальных программ;
  • выполнение международных соглашений и иных обязательств международного характера;
  • выполнение и реализация функций и полномочий государственных органов и муниципальных органов.

Обосновывать закупку и рассчитывать цену по жестким правилам закона №44-ФЗ требуется по всем видам закупок, даже по тем, стоимость которых не превышает 100 000 руб. Закон №223-ФЗ, наоборот, обоснования закупок не требует: бюджетные и автономные учреждения не должны объяснять, зачем потребовались товар, работа или услуга.

И наконец, описание закупки по закону №44-ФЗ должно быть нейтральным, объективным, без торговых наименований. Характеристики закупки не должны указывать на конкретный товар конкретного производителя, иначе, по мнению ФАС, произойдет ограничение конкурентной борьбы.

При закупке лекарственных средств, например, можно пользоваться только международным непатентованным наименованием.

Если же осуществлять закупку по закону 223-ФЗ, то описание товаров, работ, услуг может быть любым, в том числе с прямым указанием на торговое наименование, производителя, страну происхождения.

Различия в способах осуществления закупок

По закону №44-ФЗ все 11 способов и условия их применения определены, а главное — четко ограничены перечень и случаи, когда закупки могут осуществляться у единственного поставщика.

И наоборот, закон №223-ФЗ никоим образом не ограничивает заказчика в плане возможностей закупок у единственного поставщика, нужно лишь перечень, случаи и основания закупок отразить в Положении. Способы закупок бюджетные и автономные учреждения тоже могут определять самостоятельно.

Есть лишь одно ограничение — в Положении о закупке должны быть обязательно прописаны процедуры проведения конкурсов и аукционов.

Изменение контракта по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ

В ст.95 закона №44-ФЗ изменение контракта и его существенных условий строго определены. Данные ограничения распространяются и на закупки у единственного поставщика.

А закон №223-ФЗ не только не ограничивает случаи возможности изменения договора, но и прямо говорит о том, что договор может меняться в части цены, сроков, объемов товаров, работ, услуг.

В каких случаях возможны изменения, следует указать в Положении о закупке, размещенном на портале госзакупок.  

Закупки по смешанному финансированию

Иногда может возникнуть необходимость произвести закупку одновременно за счет двух источников финансирования (первый источник финансирования — субсидии, полученные на выполнение госзадания, второй — средства от приносящей доход деятельности). К сожалению, в рамках одного договора это сделать не получится.

В данном случае бюджетное или автономное учреждение должно произвести закуп только по закону №44-ФЗ. Либо есть еще один вариант — разбить саму закупку на части.

Тогда в Положении о закупке нужно предусмотреть такой момент: основанием закупки у единственного поставщика по закону №223-ФЗ является заключение договора с поставщиком, с которым уже заключен договор по закону №44-ФЗ.

Ольга Покидова, менеджер по развитию направления «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании «СКБ Контур»

Попробуйте демо-версию бесплатно!

Источник: https://kontur.ru/articles/774

Про закон
Добавить комментарий