Как проводится осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки

Когда и как налоговики проводят осмотр территорий и помещений налогоплательщика

Как проводится осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки

В каких случаях налоговики могут проводить осмотр территорий и помещений налогоплательщика? Какие последствия для налогоплательщиков влечет отказ в доступе, воспрепятствование осмотру помещений?

Налоговики вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (пп.6 п.1 ст.31 НК РФ).

Для целей проведения осмотра налоговому органу необходим доступ на территорию или в помещения налогоплательщика.

ПРОВЕРКА НАДЕЖНОСТИ КОНТРАГЕНТА 

В каких случаях возможен осмотр территории и помещений налогоплательщика?

По общему правилу, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ (п.1 ст.82 НК РФ).

Налоговый осмотр территорий и помещений может проводиться:

  • при проведении выездной налоговой проверки (за исключением, периода приостановления проверки);

Осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов вправе производить должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п.1 ст.92 НК РФ).

  • при проведении камеральной налоговой проверки в определенных случаях;

С 1 января 2015 г. налоговым органам в рамках камеральной проверки разрешено проводить осмотры территории и помещений налогоплательщика в случаях:

  • представления налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению;
  • выявления противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС, указанные в п.8.1 ст.88 НК РФ, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Соответствующие изменения внесены Законом №134-ФЗ в п.1 ст.91НК РФ и п.1, п.2 ст.92 НК РФ.

  • вне рамок проведения выездной налоговой проверки.

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. О производстве осмотра составляется протокол (п.2, п.5 ст.92 НК РФ).

МЕТОДИЧКА НАЛОГОВИКОВ: КАК ВЫЯВИТЬ УМЫСЕЛ В НЕУПЛАТЕ НАЛОГОВ (СБОРОВ) 

Возможен ли осмотр помещения физического лица при проведении налоговой проверки?

Физические лица, реализуя право на имущественный налоговый вычет, представляет в налоговый орган документы, подтверждающие произведенные им расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Так, имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство, не превышающем 2 млн рублей. При этом в фактические расходы на новое строительство жилого дома могут включаться в том числе расходы на приобретение строительных и отделочных материалов (п.3 ст.220 НК РФ).

Выездная налоговая проверка физического лица, в том числе не являющегося ИП, проводится в порядке, установленном ст.89 НК РФ. Решение о проведении выездной налоговой проверки физического лица выносит налоговый орган по месту жительства этого лица (Письмо Минфина РФ от 31.08.2017 г. №03-02-08/55972).

Налоговый орган может по результатам выездной проверки отказать налогоплательщику в праве на ранее предоставленный имущественный вычет.

Как уже было отмечено, доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется в соответствии со ст.91 НК РФ. Однако доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц не допускается (п.5 ст.91 НК РФ).

Важно!

В отличие от выездных налоговых проверок компаний — произвести осмотр жилого помещения физического лица изнутри возможно только при его желании.

Законодательство содержит ограничение на допуск должностных лиц налоговых органов в жилые помещения, в связи с чем физическое лицо не обязано впускать в дом работников налоговой инспекции для проведения осмотра (например, с целью определения расходов на отделочные материалы).

Таким образом, проведение выездной налоговой проверки физического лица будет производиться по месту нахождения налогового органа.

При этом налоговый орган вправе:

  • запрашивать необходимые для проверки документы;
  • производить осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях;
  • допрашивать в качестве свидетеля физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;
  • привлекать специалистов и экспертов;
  • истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию.

КОГДА К ВАМ МОЖЕТ ПРИЙТИ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА? 

Доступ на территорию или в помещение проверяемого лица должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется:

  • при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица;
  • при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных п.п.8 и 8.1 ст.88 НК РФ. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (п.1 ст.91 НК РФ).

Осмотр документов и предметов на территории или в помещении налогоплательщика возможен вне рамок налоговых проверок при согласии налогоплательщика на проведение такого осмотра.

Важно!

А должны ли налоговики заранее уведомлять налогоплательщика о проведении осмотра? Налоговики могут заблаговременно уведомить налогоплательщика, обозначив дату проведения осмотра. Но обязанности предупреждения о предстоящем осмотре помещений и территорий, положения НК РФ не содержат.

Осмотр территории и помещений должен проводиться в рабочее время.

Соответственно, проведение осмотра за пределами рабочего времени, определяемого в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, рассматривается как нарушение прав налогоплательщика и отказ налогоплательщика в проведении такого осмотра не противоречит закону.

Однако если налогоплательщик не возражал против продления осмотра за пределами установленной у него продолжительности рабочего времени, то протокол осмотра (при отсутствии других нарушений) будет являться допустимым доказательством.

Налоговики могут осуществлять фото-киносъемку, видеозапись, снимать копии с документов или другие действия предусмотренные законом.

Каких-либо ограничений в отношении конкретных предметов осмотра не установлено. Налоговики могут осматривать любые документы и предметы, имеющие значение для полноты проверки (ст.92 НК РФ).

При этом согласно п.5 ст.99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, должны прилагаться к протоколу.

ВЕДЕНИЕ БУХУЧЕТА

Форма Протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов утверждены Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/189@.

А вправе ли налоговики осматривать программы, установленные на компьютере налогоплательщика?

Осмотр персонального компьютера включает в себя осмотр установленного на нем программного обеспечения, поскольку в силу функционального назначения только таким образом можно установить, какие задачи решает данный персональный компьютер, а также определить, какие технологические, программные процессы осуществлялись налогоплательщиком на данном оборудовании.

Как указали высшие судьи, предусмотренный ст.92 НК РФ осмотр как одно из действий, осуществляемых налоговым органом в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проводимой проверки, предполагает обнаружение, визуальное восприятие и непосредственное исследование материальных объектов, содержащих информацию.

Поскольку информация может содержаться не только на бумажном носителе, но и быть представлена в электронно-цифровой форме и содержатся в автоматизированной системе хранения данных, проведение осмотра без изучения содержащихся в компьютере данных не отвечало бы целям его проведения, поскольку сам компьютер, как техническое устройство, не несет информации.

Важно!

Поэтому судьи пришли к выводу о правомерности действий налоговиков, касающихся осмотра программного обеспечения компьютера (Определение ВС РФ от 17.07.2017 г. №302-КГ17-8315).

В силу ст.98 нк рф осмотр помещений и территорий производится в присутствии:

  • проверяющих должностных лиц;
  • понятых.

В том случае, если судом установлено, что осмотр налоговиками производился в отсутствие понятых, то доказательства, полученные в ходе его проведения, будут признаны недопустимыми в силу п.3 ст.64 АПК РФ. Вместе с тем суды, оценив данное доказательство (т.е.

соглашаясь с доводом налогоплательщика о том, что налоговый орган в нарушение п. 3 ст.92 НК РФ провел осмотр без участия понятых),  могут признать надлежащими выводы инспекции о нереальности осуществления деятельности данным контрагентом (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.09.

2017 г. №А19-21556/2016).

НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ 

Последствия отказа в доступе, воспрепятствование осмотру территорий и помещений

Воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию или в помещения налогоплательщика заключается в незаконном отказе в доступе должностному лицу налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (пп.7 п.1 ст.31 НК РФ, ст.19.7.6 КоАП РФ).

В этом случае руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.

Помимо административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тыс.

рублей, налоговики вправе по имеющимся у них данным о проверяемом лице или по аналогии самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет (п.3 ст.91 НК РФ, Определение ВС РФ от 24.10.2017 г.

№308-КГ17-15031). А это может повлечь за собой серьезные доначисления налогов для компании, правомерность которых трудно будет оспорить в суде.

КОГДА НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОЖЕТ ЛИКВИДИРОВАТЬ КОМПАНИЮ?

НЕОБОСНОВАННАЯ ВЫГОДА В НК РФ

Источник: https://rosco.su/press/kogda-i-kak-nalogoviki-provodyat-osmotr-territoriy-i-pomeshcheniy-nalo/

Как проводится осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки — НалогОбзор.Инфо

Как проводится осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки

Налоговая инспекция вправе провести осмотр территории и помещений организации в следующих случаях:

  • в ходе выездной налоговой проверки;
  • в ходе камеральной проверки декларации по НДС.

Это следует из положений статьи 92 Налогового кодекса РФ.

Какие помещения осматривают

Осматривать помещения (территории) организации налоговые инспекторы вправе в ходе выездной налоговой проверки, а также в ходе камеральной проверки декларации по НДС (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).

Налоговые инспекторы обязательно проведут осмотр, если у них есть следующие данные:

– организация получила товарно-материальные ценности, но не отразила их в учете;

– у организации есть мощности и ресурсы, которые она использует в деятельности, не заявленной в учредительных документах;

– организация не отразила в отчетности или отразила в заниженном размере выручку от реализации произведенной продукции.

Об этом сказано в пункте 6.5 письма ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837.

Осмотру подлежат производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые организация использует в своей деятельности (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).

При этом доступ инспекции в жилые помещения без согласия жильцов запрещен. Исключение составляют случаи, когда инспекции предоставлен такой доступ на основании федеральных законов или судебного решения (п.

 5 ст. 91 НК РФ).

Подробнее о правомерности проведения осмотров помещений (территорий) в ходе камеральных налоговых проверок см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при камеральной проверке.

Основание для осмотра

Чтобы провести осмотр помещений и территорий в ходе выездной налоговой проверки, оформлять специальное решение инспекции не требуется. Для доступа на территорию или в помещение проверяемой организации сотрудникам инспекции, непосредственно проводящим налоговую проверку, достаточно предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки.

Если же инспекторы решили провести осмотр в рамках камеральной проверки декларации по НДС, то помимо служебных удостоверений они обязаны предъявить специальный документ – мотивированное постановление. Данное постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем) инспекции.

Это следует из положений пункта 1 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Уведомление об осмотре

Ситуация: обязана ли инспекция уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра?

С одной стороны, в Налоговом кодексе не предусмотрено требование к инспекции уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра (ст. 92 НК РФ).

С другой стороны, представители проверяемой организации вправе участвовать в проведении осмотра (п. 3 ст. 92 НК РФ). Но чтобы реализовать это право на практике, организация должна быть извещена о времени и месте проведения осмотра.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что инспекция все же обязана уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 19 августа 2009 г.

№ КА-А41/8084-09, Центрального округа от 11 июля 2008 г. № А64-6856/07-19).

Отказ в доступе инспекторов

Если в ходе проверки (выездной или камеральной по НДС) организация препятствует доступу сотрудников инспекции к своим территориям и помещениям (за исключением жилых помещений), руководитель проверяющей группы составляет об этом акт по форме, утвержденной приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. № ММ-3-06/106.

Акт должен быть подписан с двух сторон: руководителем проверяющей группы и представителем проверяемой организации. Если представитель организации откажется подписать акт, руководитель проверяющей группы сделает об этом соответствующую запись в акте. Это следует из положений пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, инспекция получит право самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 91 НК РФ).

При этом в расчетах инспекция будет опираться не на фактические данные, которые она могла бы получить в ходе осмотра, а на другие доступные ей сведения.

Например, инспекция может использовать сведения, полученные в других организациях, схожих с проверяемой. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Также налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию и ее должностных лиц.

Участники осмотра

Осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки (выездной или камеральной по НДС) сотрудники инспекции обязаны проводить в присутствии понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ).

Их присутствие необходимо для подтверждения содержания и результатов осмотра, а также фактов, выявленных в процессе осмотра (п. 5 ст. 98 НК РФ). В качестве понятых проверяющие могут пригласить любых незаинтересованных лиц (п. 2 ст. 98 НК РФ).

Например, привлекать в качестве понятых других сотрудников инспекции проверяющие не вправе (п. 4 ст. 98 НК РФ). В проведении осмотра должно участвовать не менее двух понятых (п. 2 ст. 98 НК РФ).

Нарушение указанных требований со стороны инспекции (например, проведение осмотра без понятых или в присутствии одного понятого) может стать основанием того, что результаты осмотра не будут учтены в качестве доказательств при рассмотрении материалов проверки.

Помимо понятых, в проведении осмотра вправе участвовать:

– представители проверяемой организации;

– приглашенные инспекцией специалисты.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 92 Налогового кодекса РФ.

При необходимости в ходе осмотра сотрудники инспекции могут провести фото- и киносъемку, видеозапись и иные действия по своему усмотрению (п. 4 ст. 92 НК РФ).

Оформление результатов

По итогам осмотра помещений и территорий проверяющие составляют протокол по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 5 ст. 92 НК РФ).

Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ) и должен содержать следующие данные:

– наименование протокола (например, протокол осмотра помещения по адресу…);

– место и дату составления;

– время начала и окончания осмотра;

– должность, Ф.И.О. инспектора, который составил протокол;

– сведения о лицах, которые участвовали в осмотре (их Ф.И.О., адрес, гражданство и т. п.);

– сведения об объектах осмотра (помещениях, территориях) и их местонахождение;

– подробное описание результатов осмотра.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Протокол подписывают все лица, которые принимали участие в осмотре. При этом и понятые, и представители организации, и приглашенные инспекцией специалисты могут внести в протокол или приложить к нему свои замечания. Об этом говорится в пункте 3 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе осмотра была проведена фото- и видеосъемка, видеозапись или иные действия, то снимки, негативы, киноленты, видеозаписи и иные материалы, полученные в ходе осмотра, должны быть приложены к протоколу (п. 5 ст. 99 НК РФ).

Нарушения при осмотре

Ситуация: вправе ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства результаты осмотра (протокол осмотра)? Осмотр проведен с нарушением требований законодательства (например, без участия понятых).

Ответ: нет, не вправе.

При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ определены правила проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) и порядок оформления протокола осмотра (ст. 99 НК РФ). Нарушение указанных норм дает основания полагать, что результаты осмотра (протокол осмотра) получены с нарушением Налогового кодекса РФ.

Следовательно, инспекция не вправе использовать их в качестве доказательства при рассмотрении материалов налоговой проверки. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода.

Так, суды не признают результаты осмотра (протоколы осмотра) в качестве доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки, если инспекция:

– провела осмотр без участия понятых (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 25 мая 2009 г. № А48-3866/08-17, Московского округа от 24 июля 2009 г. № КА-А41/6959-09, от 20 апреля 2009 г. № КА-А41/2243-09, от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07, Поволжского округа от 17 февраля 2009 г. А55-9574/2008, Северо-Западного округа от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34);

– провела осмотр с участием одного понятого, о чем свидетельствует единственная подпись понятого в протоколе (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2007 г. № А21-409/2007, от 29 ноября 2006 г. № А56-58556/2005, от 2 ноября 2006 г. № А56-15090/2006);

– привлекла в качестве понятых заинтересованных лиц – сотрудников инспекции или работников проверяемой организации (см., например, определение ВАС РФ от 21 ноября 2007 г.

№ 15627/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 сентября 2007 г. № А05-419/2007, от 6 июня 2007 г. № А21-7086/2006, от 27 марта 2007 г.

№ А05-9810/2006-34, Западно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. № Ф04-4058/2007(35465-А46-27));

– внесла исправления в протокол, которые не заверены подписями понятых (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 ноября 2004 г. № А79-3216/2004-СК1-3262);

– не оформила протокол осмотра (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07).

Ответственность

Внимание: за незаконный отказ в доступе (незаконное воспрепятствование доступу) сотрудников налоговой инспекции на территорию (в помещения) организации к ее должностным лицам (например, к руководителю) может быть применена административная ответственность. Размер штрафа составляет 10 000 руб. (ст. 19.7.6, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/kak_provoditsja_osmotr_pomeshhenij_i_territorij_v_hode_nalogovoj_proverki/14-1-0-306

Осмотры в рамках выездных проверок опаснее выемки документов и компьютеров?

Как проводится осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки

Вы читали ряд наших статей о допросах и связанных с ними рисках. Поэтому в этой статье мы поговорим об осмотре как мероприятии во время выездной налоговой проверки. Кажется, что по сравнению с выемкой документов и компьютеров осмотр не представляет особенной опасности, но это не так. Но сперва расскажем, на что обращать внимание при появлении инспекторов на пороге компании.

Как правило, налоговый орган цивилизованно высылает компаниям копию решения о выездной проверке. Но ничто не мешает инспекторам появиться на пороге компании в понедельник в 8.00, чтобы застать сотрудников врасплох. При этом у инспекторов должно быть на руках решение о проведении проверки. Поэтому

секретарь или лицо, ответственное за допуск в компанию, должны быть проинструктированы, как себя вести, если инспекторы нагрянули внезапно.

Лучше, если у ваших сотрудников будет памятка о том, как вести себя при появлении инспекторов и, что важнее, какую информацию должно содержать решение о назначении проверки. В решении должны быть указаны:

  • какую компанию проверяют;
  • какие налоги проверяют и за какой срок;
  • должности, фамилии и инициалы инспекторов с номерами служебных удостоверений;
  • руководитель или зам руководителя инспекции, которая обслуживает компанию;
  • руководитель группы проверяющих.

Необходимо сверить удостоверения инспекторов с теми данными, которые указаны в решении. Инспекторов, которые хотят пройти на предприятие, но не указаны в решении, можно не пускать.

Практика показывает, что некоторые нарушения суды признают несущественными. Например:

  • не указан конкретный налог, по которому проходит проверка или указано «по всем налогам»;
  • не указан руководитель группы проверяющих и т.д.

Придираться к таким вещам не стоит.

Проинформируйте сотрудников о том, что пришла проверка

У секретаря должна быть инструкция разослать по эл.почте или мессенджерам уведомление о том, что пришли проверяющие и список того, что нужно сделать:

  • выйти из всех аккаунтов в компьютерах и удалить информацию для автозаполнения логина и пароля (Гугл Хром предлагает запоминать логин и пароль, это надо учесть. Работники должны знать, как отключать эту функцию);
  • убрать со столов все документы и закрыть их в шкафы на ключ;
  • а также напоминание о правах сотрудников при проведении проверки.

Зачем выходить из аккаунтов и убирать документы? Затем, что если программы на компьютере останутся работать, инспекторы изъяв компьютер могут изучить содержащуюся в нём информацию и распечатать её. Если же компьютер будет выключен, то сотрудник может отказаться заходить в важные программы, ту же 1С, под благовидным предлогом, например:

нужен временный пароль, а его надо запросить у админа, а админ работает удалённо. И как назло, в ответ на смску с просьбой прислать пароль молчит. Что поделать, зайти в 1С теперь невозможно. Увы.

Лучше, если у вас будет человек, ответственный за взаимодействие с инспекторами во время проверки.

Предоставлять ли отдельное помещение для инспекторов?

В НК нет требования предоставить инспекторам в ходе выездной проверки отдельное помещение, поэтому действуйте, исходя из обстоятельств и своих возможностей. Помните, что обострять отношения с инспекторами причины нет. Предоставление помещения и, например, кофе будет воспринято как деловая вежливость. Это может сыграть вам на руку. Как?

Выездная проверка чревата огромными доначислениями. Инспекторы, выходя на проверку, уже провели предпроверочный анализ, и примерно представляют, какую сумму они вам в итоге доначислят.

Вы можете спросить у них это, и ничто не запрещает инспекторам честно назвать вам предполагаемую сумму. Это избавит вас от муки неизвестности. Если сумма будет небольшая, то вы сможете вздохнуть с некоторым облегчением.

Если сумма катастрофическая, то придётся готовиться к юридической борьбе, но выматывающая неизвестность в любом случае исчезнет.

Осмотры во время выездной проверки — это опасно

Что может делать налоговая во время выездных проверок? Вообще много чего:

Но нас сейчас интересуют осмотры.

Налоговые инспекторы могут осматривать помещения, территории, склады, документы, компьютеры. Компьютеры — это вообще кладезь информации для доначислений. Особенно папки с названием контрагентов, где бухгалтера сохраняют первичку от имени компаний-однодневок —  договор, приложения к нему, акты, счета-фактуры, товарные накладные и т.д.

По нашей практике, фиктивный документооборот с однодневками:

  • не ведётся вообще и «рисуется» по мере необходимости;
  • готовится бухгалтером со стороны таких недобросовестных контрагентов.

Исключением являются те компании, которые налогоплательщик сам создал и контролирует, используя их в своём бизнесе и формально устранив признаки аффилированности и подконтрольности. В этом случае документы готовятся бухгалтерией налогоплательщика. И чаще всего они имеются в электронном формате.

Получив доступ к электронным документам, например в формате Word или Excel, проверяющие обращают внимание на дату создания файла, имя автора и имя компьютера. Эти сведения они могут увидеть в свойствах файла.

Если документы (договор или счёт-фактура) были созданы по времени позже, чем дата в договоре или дата поставки, то по мнению инспекции документы по операции с контрагентом нереальны, и обществом создан фиктивный документооборот.

Более того, если внутренние документы и документы созданные от имени контрагента (например счет-фактура, товарная накладная) будут иметь одно и то же имя компьютера и автора, то это также укажет на создание документов от имени спорного поставщика самим налогоплательщиком.

В рамках осмотра компьютера инспектор может распечатывать документы из 1С. Если там есть что-то, имеющее отношение к двойной или чёрной бухгалтерии, считайте, что доначисления уже есть.

Реальная история. Компания понимает, что придёт полиция с выемкой. Полицию интересовали книги покупок и продаж в адрес контрагентов и другие документы. Компания подготовилась: убрала документы из офиса. И вот полиция приходит. Бухгалтер как сидела в программе 1С, так и осталась сидеть.

Полицейские преспокойно подошли и попросили распечатать данные, которые им нужны из 1С. Бухгалтеру ничего не осталось, кроме как сделать это. Так полиция получила все данные, которые хотела: книги покупок и продаж, оборотно-сальдовые ведомости и т.д. Тут даже выемки не понадобилось. Действия полиции вполне укладываются в осмотр.

Вот такие они опасные, эти осмотры.

Что могут заметить инспекторы во время осмотра?

Да что угодно:

  • задвоение или отсутствие товара на складе;
  • один и тот же вход на два предприятия, единый ресепшн. Аргумент в пользу аффилированности;
  • факт того, что сотрудники двух разных компаний беспрепятственно ходят из офиса одной компании в офис другой компании. Наверное, это один бизнес формально раздроблен на две фирмы;
  • несоответствие площади склада заявленному количеству товара. Якобы склад просто недостаточно большой, чтобы вместить весь товар, значит, сделка по покупке фиктивна;
  • что товаром никто не пользуется. Например, были закуплены системные блоки, а во время осмотра инспектор заметил, что они не подключены к сети, да и вообще на них слой пыли. Значит, закупка экономически нецелесообразна.

Инспекция использует информацию, полученную во время осмотра, против компании. А чтобы доводы выглядели убедительнее для суда, составит фототаблицу, то есть сфотографирует помещения, товар и приложит фотографии к делу.

Важно, что

осмотр не оформляется решением или постановлением. То есть инспекции не нужен никакой отдельный документ для проведения осмотра, достаточно решения о назначении выездной проверки.

Однако двое понятых для осмотра всё-таки нужны. При этом ни сотрудники инспекции, ни ваши сотрудники понятыми быть не могут. Следите за тем, чтобы понятые присутствовали во время осмотра, а не просто пришли подписать протоколы.

При осмотре составляется протокол, который подписывают понятые.

Как видите, уважаемые бизнесмены, осмотр ничуть не менее опасен в плане доначислений, чем выемка. Если выемка — это «пришли, изъяли, оценили, зафиксировали», то осмотр — это «пришли, увидели, зафиксировали». Слово «зафиксировали» есть и там и там. Зафиксированную информацию используют против вас.

Выводы

Инспекторы имеют право не предупреждать компанию о проведении выездной проверки. Инспекторы могут просто появиться на пороге компании, имея на руках решение о проведении проверки.

Осмотр — одно из мероприятий, проводимых в рамках выездной проверки. Важно, что начало осмотра не оформляется отдельным документом. Составляется протокол осмотра, который должны подписать понятые.

Во время осмотра инспекторы могут получить важнейшую информацию, которая ляжет в основу доначислений. В этом смысле осмотры не менее опасны, чем выемка.

При осмотре должны присутствовать понятые. Ими не могут быть ни ваши сотрудники, ни сотрудники инспекции.

Источник: https://nalog-advocat.ru/osmotr-pri-vyezdnoj-proverke/

Налоговый контроль: как и когда проводится осмотр помещений | Контур.Партнер

Как проводится осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки

Одним из инструментов налогового контроля является осмотр помещений. Как этот процесс проходит? В каких случаях налоговые инспекторы могут к нему прибегать? Может ли налогоплательщик отказать представителям ФНС в проведении осмотра?

Правовая основа

Полномочия осматривать помещение налогоплательщика проверяющим из ФНС дает подпункт 6 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Осмотру может быть подвергнуто любое помещение, которое субъект бизнеса использует в своей хозяйственной деятельности — производственное, складское, торговое и прочее.

Чтобы провести осмотр, представители налогового органа должны получить от проверяемого субъекта доступ на его территорию. Собственно, сама эта территория также может быть осмотрена. На основании пункта 5 статьи 92 НК РФ, представитель ФНС должен составить протокол осмотра.

Когда может быть произведен осмотр

Осмотр помещений и территории как мера налогового контроля может производиться:

  • в рамках выездной налоговой проверки;
  • в рамках камеральной налоговой проверки — в строго определенных случаях;
  • вне рамок проверочных мероприятий.

Осмотр при выездной проверке

Проведение осмотра при ВНП регламентировано пунктом 1 статьи 92 НК РФ. В ней сказано, что должностное лицо налогового органа, который производит выездную проверку, вправе осматривать территорию и помещение налогоплательщика для выявления значимых обстоятельств.

Если выездная проверка приостановлена, то в период приостановки проводить осмотр запрещено.

Осмотр при камеральной проверке

Территория и помещения проверяемого субъекта могут быть осмотрены в ходе камеральной проверки по НДС-декларации, которая:

  • содержит сумму НДС к возмещению;
  • содержит несоответствия, которые говорят о том, что налогоплательщик либо занизил сумму НДС к уплате, либо завысил налоговый вычет.

С согласия проверяемого лица его предметы и документы могут быть осмотрены вне проверки

Осмотр вне рамок проверки

Должностное лицо может осматривать предметы и документы налогоплательщика и за рамками проверки в двух случаях:

  1. Если они были получены при осуществлении налогового контроля.
  2. Если налогоплательщик согласен на их осмотр.

Процесс проведения осмотра в отношении компаний и ИП

Итак, налоговые инспекторы приехали к вам на осмотр. Дадим ответы на вопросы, которые при этом обычно возникают у проверяемых налогоплательщиков.

На основании каких документов действуют инспекторы?

Это зависит от того, на каком основании они проводят осмотр:

  1. При выездной проверке — на основании решения руководства ИФНС о проведении выездной налоговой проверки.
  2. При камеральной проверке — на основании мотивированного постановления должностного лица ИФНС о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 Кодекса. Постановление составляется специалистом, который осуществляет камеральную проверку декларации по НДС, и утверждается руководителем ИФНС либо его заместителем.

Явившись на осмотр, специалисты ИФНС должны предъявить один из упомянутых документов вместе со служебными удостоверениями.

Предупреждают ли инспекторы о визите?

Налогоплательщику может быть заранее направлено уведомление о проведении осмотра его территории и помещений. Однако Налоговый кодекс не содержит положений, которые обязывают специалистов и ФНС заранее об этом предупреждать. Так что визит инспектора может стать сюрпризом.

В какое время может быть произведен осмотр?

Инспекторы могут прийти на осмотр только в рабочее время, которое устанавливается по правилам внутреннего трудового распорядка.

Если специалисты ИФНС придут за рамки этого времени, налогоплательщик вправе им отказать. Бывает, что осмотр затягивается, то есть рабочий день организация подошел к концу, а осмотр еще нет.

В этом случае процесс можно продолжить с согласия проверяющего.

Что могут и что не могут осматривать инспекторы?

Налоговый кодекс не содержит положений, которые запрещают инспекторам осматривать определенные предметы либо устанавливают в их отношение какие-то специальные правила. Все, что по мнению инспектора, может иметь значение для проверки, подлежит осмотру. Проверяющие могут в процессе фотографировать и снимать на видео, копировать документы.

Вправе ли проверяющие осматривать ПО на компьютере?

Инспекторы могут осмотреть компьютер налогоплательщика — ПО и содержащуюся на нем информацию

Да, это законно (определение ВС РФ от 17.07.2017 г. № 302-КГ17-8315).

Сам по себе компьютер не несет никакой информации, а вот данные, которые на нем хранятся, могут иметь значение для полноты налоговой проверки. По сути, это те же документы, только в электронном формате.

Однако без просмотра установленных программ провести осмотр ПК невозможно, поэтому проверяющие могут запускать и осматривать ПО.

Кто должен присутствовать при осмотре?

Осмотр производится в присутствии проверяющих должностных лиц и понятых.

Если последних нет, это является нарушением, которое может повлечь непризнание судом доказательств, полученных в ходе осмотра.

Однако на практике бывало, что суды, признав неправомерность проведения осмотра без понятых, все же соглашались с его выводами о том, что деятельность контрагента проверяемого субъекта в действительности не велась.

Что будет, если налогоплательщик откажется пускать проверяющих?

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса, а также статьи 19.7.6 КоАП, незаконное недопущение должностного лица налогового органа на территорию проверяемого субъекта считается воспрепятствованием доступа. Ответственный сотрудник в группе проверяющих должен в этом случае составить акт, который подписывается обеими сторонами.

На должностное лицо налогоплательщика будет наложен штраф в размере 10 тыс. рублей.

Кроме того, пункт 3 статьи 91 НК РФ дает в таком случае право инспекторам самостоятельно определить сумму налога к уплате по имеющимся сведениям и аналогичным случаям.

Это право подкреплено определением ВС РФ от 24.10.2017 г. № 308-КГ17-15031. То есть начислить к уплате могут весьма значительную сумму, оспорить которую в судебном порядке будет непросто.

Осмотр помещения физлица

Может ли представитель ФНС провести осмотр помещения, которое принадлежит физическому лицу, а не субъекту бизнеса? Ведь граждане также являются налогоплательщиками и в некоторых случаях могут быть подвергнуты выездной налоговой проверке. В частности когда применяют имущественный вычет на новое строительство в пределах 2 млн рублей.

В качестве подтверждения произведенных расходов физические лица предоставляют кассовые и товарные чеки, квитанции ПКО, выписки из банка, акты и прочие документы.

Однако налоговый орган по месту жительства физлица может принять решение о проведении в его отношении выездной налоговой проверки. Этот процесс регулируется статьей 89 Налогового кодекса.

В результате проверки инспекция может подтвердить право гражданина на имущественный вычет либо отказать в его предоставлении.

Важный нюанс! Российское законодательство не позволяет должностным лицам проникать в жилые помещения без согласия проживающих в них лиц. Таким образом, если гражданин не хочет, он может не пускать выездную проверку на свою территорию.

В этом случае проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа. В ее рамках проверяющие смогут:

  • запросить у физлица документы;
  • требовать представления документов и информации в отношении проверяемого гражданина у лиц, которые могут ею располагать;
  • осматривать все, что располагается в нежилых помещениях проверяемого лица;
  • допросить физических лиц — свидетелей с целью выяснить значимую для налогового контроля информацию;
  • привлечь экспертов и иных специалистов.

Источник: http://KonturSverka.ru/stati/nalogovyj-kontrol-kak-i-kogda-provoditsya-osmotr-pomeshhenij

Осмотр как вид налогового контроля

Как проводится осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Осмотр как вид налогового контроля

Осмотр помещений и предметов может сопровождаться фото- и киносъемкой, видеозаписью.

Процедура осмотра представляет собой особый вид налогового контроля, направленный на проверку исполнения требований действующего налогового законодательства РФ.

Проведение осмотра зданий, сооружений, жилого дома, магазина, комнаты и иного имущества, направлено, прежде всего, на максимально близкое и точное изучение окружающей обстановки с целью выявления и фиксирования каких-либо нарушений.

Помимо этого, основные задачи осмотра направлены на защиту интересов и законных прав налогоплательщиков.

Статья 92 НК РФ предусматривает, что осмотр зданий, жилого дома и иных сооружений может проводиться как в ходе камеральной, так и выездной проверки.

Все существующие виды осмотра имущества, а также действующие правила, требования и основания, содержит статья 92 НК РФ. Такой вид осмотра, как осмотр квартиры, может потребоваться в том случае, если в роли налогоплательщика выступает индивидуальный предприниматель, проживающий по конкретному адресу.

Осмотр квартиры и иных сооружений предполагает изучение внутренней обстановки, внимание к определенным деталям и т.д. Осмотр объектов складского назначения, а также исследование других зданий магазина может понадобиться для проверки грамотности и верности бухгалтерского учета, а также отражения соответствующих данных в декларации.

Требования к осмотру

Законодательство РФ и статья 93 НК РФ устанавливают определенный порядок, правила, основания, а также требования к осмотру зданий, сооружений, жилого дома, магазина и т.д. Осмотр территорий входит в компетенцию только уполномоченного лица, вмешательство посторонних в данных процесс не допустимо.

Статья 92 НК РФ предусматривает, что, если осмотр помещения и необходимость проведения проверки жилого дома, зданий, магазина и иного недвижимого имущества возникли прямо в ходе выездной проверки, составление специального разрешения для этого не требуется.

Если же необходимость проведения осмотра возникла во время непосредственного осуществления выездной проверки, налоговый инспектор должен предъявить специальный документ – постановление на проведение осмотра жилого дома, зданий, сооружений, магазина, комнаты и иного имущества.

Данное постановление должно содержать в себе все необходимые разъяснения о причинах и необходимости проведения осмотра, а также об иных дополнительных нюансах, имеющих конкретное значение.

Если налоговый инспектор пытается осуществить осмотр документов, либо иного имущества, в рамках камеральной проверки, без соответствующего постановления от руководства налоговой инспекции, данные действия будут являться грубейшим нарушением действующих норм, которые содержит статья 91 НК РФ.

Правила проведения осмотра

Статья 93 НК РФ устанавливает определенные правила, требования, основания, а также порядок и сроки проведения осмотра помещений, зданий, жилого дома, магазина, комнаты и иного недвижимого имущества.

Осмотр территорий и сооружений начинается с основания, которое сможет подтвердить правомерность намерений налогового инспектора. Составление данного основания для осмотра имущества входит в обязанности налогового сотрудника.

Особенности осмотра зданий и сооружений предусматривают, что данная процедура должна проходить при обязательном присутствии понятых, выступающих в качестве свидетелей. В роли данных свидетелей могут выступать любые физические лица, не заинтересованные в результатах осмотра.

Помимо этого, установленные особенности осмотра, действующий порядок и правила предусматривают, что помимо понятых, в процедуре осмотра могут участвовать официальные представители организации, в отношении которой осуществляется данная проверка, а также специалисты, которые были приглашены налоговой инспекцией.

Заключительным этапом процедуры всегда является акт осмотра, который, в обязательном порядке, составляется и подписывается уполномоченным лицом. В нем  указываются все важные сведения: задачи осмотра, особенности осмотра и дата его проведения, порядок, способы и допустимые сроки и т.д.

Акт осмотра также будет включать в себя и нарушения, которые были выявлены в ходе осмотра зданий, сооружений и иного недвижимого имущества. Статья 93 НК РФ устанавливает, что акт осмотра является главнейшим документом, при отсутствии которого все результаты проведенной процедуры будут считаться недействительными.

Лица, участвующие при проведении осмотра

Статья 93 НК РФ и существующие особенности досмотра предусматривают, что на данной процедуре может присутствовать не только налоговый инспектор, но и иные лица.

Прежде всего, речь идет о понятых, которые выступают в роли свидетелей, наблюдают за ходом проведения процедуры, следят за поведением сторон, контролируют исследование жилого дома, магазина и иных сооружений, отмечают некоторые особенности осмотра, способы, сроки, обращают внимание на оформление всех необходимых документов и т.д. В роли понятых не могут выступать сотрудники других налоговых инспекций.

Следующими важными лицами, чье присутствие допускается во время проведения осмотра жилого помещения, комнаты, являются специально приглашенные специалисты, обладающие дополнительными знаниями или компетенцией. Виды их знаний могут понадобиться для дачи определенной характеристики, для дополнительных разъяснений, для проведения требующихся законодательных процедур и т.д.

Статья 94 НК РФ и действующие правила предусматривают, что осмотр документов, либо недвижимости также может проходить и в присутствии официальных представителей той организации или предприятия, в отношении которых и осуществляется данная проверка. Эти лица допускаются туда с целью защиты интересов налогоплательщика и возможности контролирования правомерности проводимого мероприятия.

Особенности осмотра

Осмотр налоговыми органами, как юридическая процедура, может иметь свои особенности, виды и установленные правила. Важным документом здесь будет являться протокол осмотра. Его оформление входит в компетенцию налогового инспектора, осуществляющего данную проверку.

Протокол осмотра должен включать в себя все виды сведений, так или иначе относящихся к данной проверке.

Например, дата составления протокола и проведения проверки, название организации, в отношении которой она осуществляется, сведения о правовом основании данной процедуры, а также иные нюансы, которые будут иметь важное значение. Помимо этого, протокол должен отразить и данные о самом налоговом инспекторе – его ФИО, должность.

Касаемо объектов проверки – о них должно быть кратно описано в документе. Протокол должен быть подписан абсолютно всеми лицами, которые принимали непосредственное участие в данной процедуре, включая приглашенных специалистов и официальных представителей юридического лица – организации, учреждения, предприятия и т.д.

Заключительным пунктом протокола всегда является описание результатов, полученных в ходе осуществленной проверки, с указанием нарушений, если таковые имеются.

Налоговым инспектором не могут быть использованы доказательства, найденные в результате проверки, в том случае, если данные доказательства были добыты незаконным путем, с нарушением установленных норм и порядка проведения осмотра.

Доказанный факт данных нарушений влечет за собой полное аннулирование всех результатов проведенного осмотра.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/osmotr-kak-vid-nalogovogo-kontrolya.html

Про закон
Добавить комментарий